Аграфия – расстройство письма

Что такое аграфия: ее виды, формы и коррекция

Аграфия – расстройство письма

Аграфией называется ограничение или утрата способности писать. Появляется она при дисфункциях речи. Выражаться это нарушение может в следующих проявлениях:

  • утрата навыков письменности;
  • наличии большого количества грубых ошибок;
  • нарушенном слиянии и написании букв, слов, слогов.

Зарождается она по причине получения повреждений задних отделов лобной извилины головного мозга. В детском возрасте нарушение письма проявляется как следствие алалии, которая возникает при поражении речевого центра в мозге ребенка. У взрослых людей аграфия является следствием и осложнением при афазии.

Причины аграфии

Основными причинами появления являются повреждения коркового отдела мозга. Это может произойти по нескольким причинам:

  • травма мозга различной тяжести;
  • опухоли в головном мозгу;
  • инфекции;
  • воспалительные процессы;
  • нарушения кровообращения;
  • отравления некоторыми веществами.

Речевые расстройства (афазия, алалия, дислалия) сопровождаются нарушением способности писать. В детском возрасте это может быть спровоцировано травмами при родах, особенностями протекания беременности и родов.

При наличии у ребенка алалии, ребенок может испытывать серьезные проблемы с возможностью писать.

Процесс письма — сложный процессом нейродинамики и психики, так как имеет к ним прямое отношение и взаимосвязь с другими процессами, проходящие в мозговой деятельности.

Виды аграфий

Существуют следующие виды аграфии:

  • Чистая или амнестическая аграфия. Сбои происходят при письмо под диктовку другого человека или письма со звукового носителя. При списывании способность письма не нарушена. Такой тип обычно сопровождается синдромом Герстмана, становясь его отчетливым симптомом. В тяжелой форме проявляется такой вид в зеркальном письме слов. В данном случае развивается зеркальный вид чистой аграфии.
  • Апраксическая форма афазии. Проявляется в виде самостоятельного заболевания или может быть следствием идеаторной апраксии. Ребенок не может понять каким образом нужно держать ручку или карандаш своими пальцами. Движение руки при письме не дает правильно написание буквы. Такая форма характерны для любых видов написания.
  • Афатическая форма. Такой тип формируется при афазии, которая является следствием повреждений левой области височного отдела головного мозга. Также при таком поражении наблюдается проблемы со слуховой, речевой памятью, фонетическим слухом.

Дискрафия – стойкое нарушение способности писать, связанное с нарушениями функционирования центрально-нервной системы. Существуют разные типы данного нарушения.

Сенсорная

Сенсорная аграфия состоит в нарушенном письме, диктуемого другим человеком. Если человек пишет сам или списывает с другого источника, письмо имеет правильную грамотность и структуру. Причиной является нарушения фонетического слуха и как правило сопровождается плохим пониманием речи, недостаточным распознаванием звуков.

Афферентная моторная аграфия

Эта форма является следствием патологий в нижней части постцентральной извилины головного мозга. При ней страдают все виды письменности, но не списывание с другого источника. Пациент пропускает буквы в слове, обычно в середине. Может быть пропущена одна буквы или целый слог. Пациент может изменять буквы и писать совершенно другие.

Эфферентная моторная форма

Пациент не может написать слово или производит замены в нем букв, слогов. Клиническая картина эфферентной аграфии заключается в нарушенной письменности или полной ее утрате. Эти формы аграфии в разной степени поддаются лечению, эффективность которого зависит от тяжести времени начала коррекционной работы.

Симптомы

Наиболее ярким симптомом аграфии является полная потеря письменности, разрушенная структура написания слов и текста, пропуски слов, слогов, букв. Ребенок может испытывать трудности в соединении частей слов из слогов. Однако при этом типе заболевания не происходит повреждений интеллектуальных способностей, умственные способности не страдают.

Аграфия у детей является следствием речевого нарушения – алалия. Аграфия обычно выявляется у детей, имеющих определенные речевые нарушения.

Диагностика заболевания

С аграфией редко возникают проблемы с точным диагностированием. Врач должен провести неврологический осмотр пациента и после этого вынести свой вердикт. Необходимо установить точную причину образования, понять, что ее спровоцировало.

Для этого требуется проведение разговора с пациентом, либо его родителями, если говорить о ребенке. Может потребоваться проведение МРТ головы, рентгенография, реовазография, ЭЭГ и другие методы исследования. В качестве профилактики аграфии необходимо заниматься с ребенком специальными речевыми занятиями. Проводить их следует часто и правильно.

Лечение

Коррекция аграфии у детей – долгий и трудный процесс для обоих сторон (пациента и врача). Нужно понимать, что лечение не дает гарантии на полное избавление от нарушения, но способно помочь и идти вместе в развитии со своими сверстниками.

Ребенок должен состоять на учете у невролога и регулярно посещать его. Частоту определяет сам врач, который ведет пациента. Он же определяет индивидуальный курс лечения. Занятия по коррекции могут быть групповыми или индивидуальными.

Это условие также определяется логопедом или неврологом.

Перед началом коррекционной работы способности писать, специалист должен уделить внимание речи. Во многих случаях назначается специальная гимнастика, физические нагрузки. Такие занятия способствуют закреплению навыков и повышению эффективности коррекционной работы. Пациенту может быть назначено пение песен, декламированные стихов, выразительное чтение вслух.

Профилактика

Профилактикой появления и развития аграфии являются:

Проводить такие упражнения необходимо постоянно, как можно чаще. Результат коррекционной работы зависит от тяжести поражения и других физиологических особенностей пациента.

Стоит знать, что избавиться от аграфии самостоятельно, в домашних условиях невозможно. Необходимо обращаться за профессиональной помощью логопеда, психолога, невролога. Положительный результат возможен при проведении комплексной коррекции и терапии.

Также обязательно пациент должен иметь поддержку от своих родных и близких.

Особенности типов аграфий

Амнестическая аграфия часто сопровождается рядом неврологических расстройств, обусловленные поражениями коры головного мозга. Одним из таки является синдром Герстмана. Апраксическая разновидность возникает вследствие идеаторного типа апраксии. В этом случае пациент не понимает в как должна находится рука при письме, он не понимает, как правильно проводить движения кистью и пальцами.

Также такой ребенок не способен понять последовательность движений, что объясняет неправильность расположения букв, иногда это явления может иметь зеркальное написание слов.

При тяжелой степени структура слов может полностью распадаться, ребенок изображает только отдельные фрагменты. Апраксическая аграфия наблюдается во всех видах письма – под диктовку, самостоятельном, списывании.

В данном случае нарушается порядок движений, организация, структурирование написания слова или фразы.

Материал к теме  Логоневроз и заикание

Такой тип является следствием поражений угловой и надкраевой извилин, расположенных в левом полушарии. В случае афазии развивается афатическая аграфия.

При ней происходит повреждения в височном отделе коры головного мозга в левом полушарии. Наблюдается потеря или ухудшение в фонетическом слухе и слухоречевой памяти.

Конструктивная афазии характерная для конструктивной афазии.

Прогнозы

При аграфии невозможно дать точных гарантированных прогнозов на результат коррекции. Причина этого заболевания – повреждения речевых центров мозга. Если эта проблема может быть устранима на физическом уровне, значит аграфия полностью устранима. Если повреждения обширны и стойки, можно говорить о компенсации некоторых проявления, но не о полном выздоравливании ребенка или взрослого.

С пациентом необходимо работать и заниматься, уделять ему много внимания. Нельзя игнорировать проблему и пускать ее на самотек. Сама собой эта проблема не пройдет, а пациент получит плохие коммуникативные навыки общения с окружающими.  В легкой степени тяжести, дети могут наладить контакт со своими сверстниками, но при тяжелой форме это сделать трудно.

Признаки аграфии у детей

В последние годы количество детей, имеющих такое нарушение, увеличилось. Родитель должны знать первые признаки этого заболевания, чтобы вовремя приступить к ее компенсации и коррекции.

Главной причиной является наличие у ребенка нарушений в речи, чтении, письме. Для подтверждения диагноза должно провестись энцефалограмма, дополнительные логопедические и неврологические исследования.

Только после этого можно говорить о наличии или отсутствии аграфии.

Источник: https://razvivayrech.ru/narusheniya-rechi/chto-takoe-agrafiya-ee-vidy-formy-i-korrektsiya

Аграфия

Аграфия – расстройство письма

Одним из наиболее сложных процессов психики специалисты считают письмо. Оно одновременно имеет отношение и к непосредственно психике, к восприятию, системному и произвольному, задействована и двигательная сфера.

Аграфия подразумевает расстройство письма, имеющее связь непосредственно с нарушенной речью. Известно, что при этом полностью сохранены движения кисти.

Заболевание появляется, если имеются повреждения определенного полушария мозга.

Так, для правшей это левое, а для левшей правое полушарие. Аграфию можно выделить «чистую», то есть амнестическую, а  так же имеется апраксическая форма, афатическая и конструктивная.

При амнестической аграфии в основном затруднения возникают, когда требуется писать под диктовку, или имеет место спонтанное письмо. Если же производится обычное списывание, то сохранность письма все-таки остается.

Иногда дети путают в словах порядок букв, или вставляют вместо них другие, что называется литературной параграфией. Ярким проявлением амнестическойаграфии можно назвать затрудненность преобразования в графемы фонем.

Дети бывают неспособны отыскать графему, соответствующую заданной фонеме, происходит отчуждение графического образа буквы. При этом возникают грубые аграмматизмы, в словах пропускаются буквы, образуются литеральные параграфии. В некоторых случаях могут присутствовать элементы зеркального письма.

Симптомы аграфии

Наиболее выраженным проявлением аграфии врачи называют абсолютную потерю умения писать.  Или же, нередко наблюдается сильно нарушенная структура слова, пропущены целые слога, буквы. Кроме того, у ребенка может не получаться соединять в слова отдельные слоги.

При этом не имеется нарушений интеллекта, а навыки письма нормально выработаны, тем не менее, подобные проявления дают о себе знать. Детская аграфия считается проявлением алалии. Она может появиться, как следствие недоразвитой речи, и это так же обусловлено поражением мозга.

Специалисты называют различные причины, ведущие к данному заболеванию, и наиболее распространенными из них принято считать нарушенную графическую символизацию и фонетическое восприятие. Чаще аграфия выявляются у детей, имеющих недоразвитую устную речь, то есть, недостаточно выраженную.

Языковое сознание у таких детей не достигло целостного осознания всего звукового аспекта, ребенок способен в таком случае воспринимать слово лишь со смысловой стороны. С речевой действительностью фонема не связана, и поэтому, усложняется становление звукобуквенной ассоциации.

Диагностика и лечение

При выявлении аграфии не возникает сложностей, врач проводит детальный неврологический осмотр, и может поставить диагноз сразу же. В первую очередь устанавливают причину, что является более сложным. Для этого необходима беседа врача с родителями пациента. Рекомендуется применение различных неврологических исследований.

В частности, МРТ, рентген черепа, реовазография, энцефалография, и прочее. В виде профилактики следует проводить с детьми речевые упражнения, и к тому же они должны быть максимально частыми. Более внимательно следите, насколько ребенок способен выражать собственную мысль, обращайте внимание, как он связывает слова.

Для детей младшего возраста важно, как будет развиваться речь. Старайтесь не упускать из виду даже малейшего отклонения и речевого отставания. Чтобы в ходе лечения любого расстройства речи обеспечить положительные результаты, в том числе, и при наличии у ребенка аграфии, необходимо применить всестороннюю и комплексную терапию.

В частности, требуется назначение лечения медикаментозного характера, в которое включаются препараты, питающие головной мозг, улучшающие его процессы. Подобная лекарственная терапия сочетается с такими мерами, как физкультура, логоритмика, музыкальные занятия, индивидуальные или занятия в группе с логопедом.

Важно, чтобы такая терапия была проведена грамотно, и длительный период времени. Само по себе лечение тоже должно быть своевременным, потому что далее из-за аграфии с обучением в школе у ребенка возникнут трудности. Если вы подозреваете, что у малыша имеются признаки аграфии, обращайтесь к специалисту немедленно.

Проведя глубокую диагностику, врач назначит адекватный лечебный курс, и состояние будет улучшено и стабилизировано, ребенок сможет усваивать школьную программу и не отставать от сверстников.

Источник: https://www.psyportal.net/15682/agrafiya/

Аграфия – причины нарушения и методы коррекции

Аграфия – расстройство письма

Наиболее сложным действием, которое выполняет человек, является письмо. При написании символов мозг человека задействует сразу несколько сфер: непосредственно психику, произвольное и системное восприятие, двигательный аппарат.

Но если одно полушарий человека повреждено, это нарушает его способность к письму и влияет на речь. Такое явление в медицине называют аграфией.

Понятие

Аграфия – это нарушение письменных и речевых способностей человека. При этом развитие интеллектуальных и физических навыков происходит в норме.  Аграфия может появиться у взрослого человека, например, из-за травмы или повреждения одного из полушарий мозга.

Для правши критическим будет повреждение левого полушария, а для левши правого. Различают четыре основных вида аграфии. Диагностикой и лечением занимаются логопеды и психиатры.

Причины

Главным фактором появления данного отклонения является повреждение коры головного мозга. Это может произойти из-за следующих причин:

  • травмы головы различной степени тяжести;
  • опухолевые процессы доброкачественного и злокачественного характера;
  • инфекционные заболевания с воспалительным процессом;
  • кровоизлияние или ишемический инсульт;
  • отравление токсичными веществами.

Утрата человеком способности выражать мысли и чувства посредством устной речи, называется афазией. Она является предпосылкой и расстройства письма. Но чаще всего проявляется как симптом какого-то другого заболевания.

Эти факторы являются причиной заболевания взрослых людей. В младенчестве аграфия может появиться из-за родовой травмы головы, патологии во время беременности. А также из-за алалии, при которой ребёнок не может научиться разговаривать, а, соответственно, и писать.

  1. Сенсорная аграфия характеризуется нарушением написания текстов на слух и самостоятельно. При списывании с источника данное отклонение заметно не сильно. Человек просто копирует увиденное или списывает по одной букве. Данное расстройство возникает из-за порока фонетического слуха, и сопровождается нарушением понимания речи, и ухудшением при распознавании звуков. Но главный дефект при данном виде аграфии – это нарушение письменной речи, главным образом написания на слух.
  2. Афферентная моторная форма возникает из-за патологий нижних сегментов постцентральной извилины. Этот вид проявляется расстройствами письма всех видов, кроме списывания. Человек начинает пропускать буквы. Чаще всего это происходит в середине слова и может быть пропущено от одной буквы до целого слога. Он также может заменять некоторые буквы или звуки (при записывании текста под диктовку) созвучными или похожими.
  3. Из-за отклонения или поражения задних лобных извилин появляется эфферентная моторная форма. Аграфия проявляется при написании слов или слогов. Больной может не дописать какое-то слово или заменить слоги в нём, пропустить буквы. Клиническая картина заключается в ошибках при написании текста и может доходить до полной утраты этого навыка.
  4. Нарушение восприятия образа букв и отдельных слов называют оптической формой. Она возникает из-за поражения нижних сегментов затылочной и теменной зоны коры. Как раз они и отвечают за зрительное восприятие образов. Прежде всего этот вид характеризуется невозможностью написания слов из-за отсутствия образов букв.

Эти виды аграфии наиболее распространены. Медицинские работники называют ещё несколько разновидностей этого недуга. Например, причиной дефекта фонетического слуха и слухоречевой памяти называют повреждение левого сегмента височной коры, или афатический вид аграфии.

Если симптомы аграфии не проявляются в совокупности с каким-либо другим расстройством, то такую аграфию называют чистой. Конструктивная и апрактическая аграфия зарождается на фоне конструктивной и идеаторной афазии соответственно.

Дефект самостоятельного написания из-за расстройства замысла и контроля над написанием букв вызывают повреждения лобного сегмента мозга, это является нетипичным видом аграфии.

Аграфия — комплексное расстройство речи и письма. Аграфия – это что такое?

Аграфия – расстройство письма

Различают следующие виды аграфии:

  1. Чистая или же амнестическая – в этом случае у пациента случается сбой в письме, когда текст пишется под диктовку или же его пишут со звукового оригинала, а при списывании способность к письму в большей или меньшей степени сохраняется. Часто в своем течении сочетается с синдромом Герстмана, выступая его ярким симптомом, а в тяжелой форме своего течения проявляется в зеркальном написании слов. В последнем случае развивается зеркальный подвид чистой аграфии.
  2. Апраксическая форма патологии – проявляет себя как самостоятельное заболевание или же может быть проявлением идеаторной апраксии. Ребенок просто неспособен понять, как держать ручку, а последующие движения не способствуют правильному написанию букв и слов, их последовательности. Эта форма расстройства диагностируется при любом виде письма, как под устную ему диктовку, так и при самостоятельном списывании текста.
  3. Афатическая форма нарушения формируется при афазии, при которой поражена левая височная кора в строении мозга, что становится причиной проблем со слуховой и речевой памятью, а также фонематической разновидностью слуха.
  4. Конструктивная форма расстройства – развивается при конструктивной разновидности патологических изменений в головном мозгу.

Какие части мозга страдают

При поражении левой височной коры в головном мозге – развивается афатическая форма патологии, что провоцирует нарушение в слухоречевом типе памяти и поражение фонематического типа слуха.

Если нарушения диагностированы в работе задних отделов 2-й лобной извилины, расположенной в доминантном у пациента полушарии, то врачи диагностируют чистую форму аграфии, не связанную с иными патологиями и заболеваниями.

Если пациент пишет в зеркальном порядке – развивается зеркальный подвид нарушения и такую форму патологии чаще всего диагностируют у левшей, у интеллектуально отсталых пациентов, при сбое в процессе взаимодействия между полушариями мозга.

Дисграфия – частный случай аграфии

Дисграфия – это специфическое расстройство письменного вида речи, проявляющее себя в стойких ошибках и возникает в случае нарушения в области высших отделов ЦНС. Причинами патологии могут быть наследственность и болезни, травмы и инфекции ЦНС, перенесенные в младенчестве, неравномерное развитие обоих полушарий головного мозга.

В список причин входит и иные неврологические проблемы, чрезмерное увлечение телевизором или же компьютером.

Часто возникновение дисграфии способствует развитию дислексии.

Симптоматика патологии может различаться – она зависит от первопричины развития болезни. Дети, у которых диагностирована дисграфия, – умные, с высоким уровнем интеллекта, могут успевать по другим школьным предметам, но в их тетрадях допускают очень много ошибок, путая написание таких букв как Р и З, Э и Ъ.

Где искать причину?

Основной причиной, которая провоцирует развитие аграфии, медики называют поражение коры головного мозга органической природы.

Спровоцировать данное расстройство могут также следующие факторы:

  • доброкачественное или же злокачественное новообразование головного мозга;
  • травма головы или же развитие ишемической или геморрагической формы инсульта;
  • негативное действие на организм и головной мозг токсинов;
  • воспалительные процессы, спровоцированные инфекцией.

Часто причиной развития данной патологии является родовая травма – в меньшем возрасте ребенок не умеет говорить, не учится писать, в более старшем возрасте сбой в письменной речи в своем течении сочетается с неспособностью выражать свои мысли при помощи устной речи.

Также сбой в умении писать может быть и признаком развития иной патологии, течения основного заболевания, например при развитии синдрома Герстманна, — данное нарушение указывает на развитие очага поражения на грани височных и теменных долей мозга. У детей или же взрослых нарушается фонематическое восприятие информации и ее интерпретация в графические символы.

Как показывает медицинская статистика, чаще аграфией страдают дети, у которых наблюдается недоразвитость устной речи, развитие языкового, словарного запаса не достигло их возрастного уровня развития.

Дополним клиническую картину

Самым ярким проявлением заболевания является полная и необратимая потеря к способности писать. Отмечается сильное нарушение в структуре самого слова, буквы пропущены, пациент не способен соединять слоги, но интеллект остается незатронутым, а ранее выработанные навыки письма не нарушены.

Ребенок или взрослый не могут написать текст под диктовку или же просто переписать его с оригинала, проявляет себя зеркальное размещение букв, слов и целых предложений.

Причины и формы заболевания ↑

причина – это органическое поражение коры, к которому могут привести несколько факторов. Это может быть:

  • новообразование (доброкачественная или раковая опухоль);
  • травма;
  • геморрагический или ишемический инсульт;
  • токсическое воздействие отравляющих веществ;
  • воспалительные процессы, вызванные инфекционным агентом.

Родовая травма, полученная малышом, также может стать причиной аграфии.

При некоторых формах травмы ребенок не может научиться говорить и, следовательно, писать, то есть неспособность к письму сопровождает алалию, отсутствие речи или ее нарушения.

У более старших детей и взрослых нарушения письменной речи сочетаются с афазией: человек теряет способность к выражению своих мыслей с помощью устной речи.

Наиболее часто аграфия протекает не как самостоятельное заболевание, а как симптом, то есть является проявлением основной патологии.

Если человек может переписать слова, но затрудняется написать что-то под диктовку или самостоятельно, то это амнестическая форма болезни. Он забывает, как выглядит буква, и не может подобрать к звуку его графическое изображение.

Эта форма аграфии – одно из проявлений синдрома Герстманна, свидетельствующего о локализации очага на границе теменной и височной доли.

Когда человек берет в руки карандаш уверенно, но неправильно, и, неестественно держа руку, начинает изображать буквы корявыми, разного размера, «зеркально» или представлять их отдельными штрихами, то это говорит об апраксической форме аграфии. Она встречается при вовлечении в патологический процесс угловой извилины или, гораздо реже, второй лобной извилины и проявляется при всех видах письма.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

При поражении левой височной доли наступает афатическая форма, которая сочетается с афазией, потерей слухоречевой памяти, способности называть предметы и действия своими именами.

Диагностика

При постановке диагноза не возникает никаких сложностей. Прежде всего, невролог проводит осмотр и может сразу поставить диагноз. Сложным является установление причины развития патологии.

Необходимо в первую очередь определить очаг поражения в головном мозге и его причину. В этом случае сначала подробно опрашивают родителей или близких родственников больного.

Затем врач назначает неврологические исследования: МРТ, рентгенографию черепа, ЭХО-энцефалографию, КТ, циркуляцию крови, электроэнцефалографию и т. д.

Диагностика и лечение аграфии

Только специалист может назначить лечение, которое частично или полностью поможет в выздоровлении.

Для начала проводится диагностика аграфии, что несложно, поскольку уже при рассмотрении текста, написанным самим больным, становится очевидно его заболевание.

Диагностика также проводится путем осмотра и неврологических тестов. Проводится опрос больного и его родителей, если речь идет о ребенке.

Далее нужно выявить причину заболевания. Это сделать намного сложнее, поскольку сам больной не знает, с какого момента у него возникла аграфия, если речь не идет о взрослом человеке. Так, назначается проверка работы головного мозга с целью выявления очага поражения:

  1. МРТ.
  2. КТ.
  3. Рентген.
  4. ЭХО.
  5. Электроэнцефалография.

Лечение проводится путем постановки на учет к невропатологу, который назначает курс лекарств и прописывает специальный курс по восстановлению навыков письма.

Пациент проходит как индивидуальные, так и групповые тренировки, что способствует выздоровлению.

Прежде чем скорректировать навыки письма, специалисты акцентируют внимание на устной речи, устраняют пробелы в ее развитии, чтобы затем перейти к устранению инертности и пробелов в письме.

Также пациент становится на учете у психиатра и логопеда. Логопедические занятия направлены на то, чтобы совершенствовать навыки устной речи, когда человек будет отрабатывать звуки и буквы, приучаться к их произношению и написанию.

Подключается к тренировкам ЛФК, что доказано практическими занятиями, когда физические упражнения способствуют быстрому усвоению знаний. Более того, письмо является частью физической активности.

Даже при обучении здоровых детей сначала тренировка происходит на уровне движения мелкой моторики руки. Если постоянно тренировать руку писать буквы, тогда это будет способствовать улучшению навыков.

Музыка и пение также подключаются с целью разработки ых связок, восприятия звуков и проговаривания слов. Игра на музыкальных инструментах способствует освоению двигательной активности.

Самым главным в лечении остается настроение родителей, которые должны своевременно обратиться за помощью к врачам, а также поддерживать ребенка на всем пути его выздоровления.

Также сами родители должны заниматься с ребенком, а не перекладывать всю работу на специалистов. Здесь важно эмоциональное и устное общение, чтение книг, ведение диалогов с ребенком.

Также можно увлечь малыша рисованием, что будет способствовать укреплению и развитию мелкой моторики.

Чем больше положительных эмоций ребенок будет получать от устного общения и письменной работы, тем быстрее он всему научится. Этому будет способствовать лечение главной причины, которая кроется в работе головного мозга. Если врачи способны устранить патологию головного мозга, тогда аграфию можно будет вылечить полностью.

перейти

Аграфия – Психологос

Аграфия – расстройство письма

Аграфия – полная несформированность письма или распад навыка письма (у взрослых) при глубоких поражениях мозга.

Одним из наиболее сложных процессов психики специалисты считают письмо. Оно одновременно имеет отношение и к непосредственно психике, к восприятию, системному и произвольному, задействована и двигательная сфера.

Аграфия подразумевает расстройство письма, имеющее связь непосредственно с нарушенной речью. Известно, что при этом полностью сохранены движения кисти.

Заболевание появляется, если имеются повреждения определенного полушария мозга.

Так, для правшей это левое, а для левшей правое полушарие. Аграфию можно выделить «чистую», то есть амнестическую, а так же имеется апраксическая форма, афатическая и конструктивная.

При амнестической аграфии в основном затруднения возникают, когда требуется писать под диктовку, или имеет место спонтанное письмо. Если же производится обычное списывание, то сохранность письма все-таки остается.

Иногда дети путают в словах порядок букв, или вставляют вместо них другие, что называется литературной параграфией. Ярким проявлением амнестической аграфии можно назвать затрудненность преобразования в графемы фонем.

Дети бывают неспособны отыскать графему, соответствующую заданной фонеме, происходит отчуждение графического образа буквы. При этом возникают грубые аграмматизмы, в словах пропускаются буквы, образуются литеральные параграфии. В некоторых случаях могут присутствовать элементы зеркального письма.

Медицинский совет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: