Чистоговорки для развития речи детей

Чистоговорки для развития речи

Чистоговорки для развития речи детей

Многим малышам с трудом дается произношение некоторых звуков. Чистоговорки для развития речи помогут научить малыша правильно выговаривать слова. В два-три года большим словарным запасом владеют далеко не все дети.

Но некоторые уже строят логически связанные рассуждения и бойко рассказывают стихи. Если речь малыша совсем неразборчива, он никак не может разговориться, его могут направить на занятия к логопеду или в логопедическую группу детского сада. Но главная роль в исправлении речи малыша отводится родителям.

Занимаясь ежедневно по 10 минут с ребенком можно исправить его речь ко времени поступления в школу без помощи логопедов. Для этого используют такие приемы:

  • артикуляционная гимнастика;
  • расширение словарного запаса в процессе общения и обучения;
  • чистоговорки или скороговорки.

Проводить занятия на развитие артикуляционного аппарата специалисты советуют начинать с 2 лет, усложняя их по мере роста малыша.

Фольклор для речи

Чистоговорки и скороговорки относят к малому народному творчеству также как загадки, считалки, пословицы и поговорки, колыбельные песни. Складываясь из отдельных звуков в правильные слова, человеческая речь обретает смысл. Четкое произношение важно для правильности понимания отдельных слов и целых предложений. Развитием правильной речи необходимо заниматься с малых лет.

Иногда дети не понимают, что их речь звучит неправильно. Они еще не научились слышать себя. Развивая у малыша фонематический слух можно добиться значительного улучшения произношения отдельных звуков.

Объясняя ребенку, что слово состоит из отдельных звуков, родители могут играть с ребенком в произношения различных слов. Игры рассчитаны на то, чтобы малыш научился слушать и различать звуки речи.

Это могут быть игры, в которых требуется описать картинку, придумать слова с похожими окончаниями, придумать похожие по звучанию, но разные по значению слова и т. д. Чистоговорки в картинках и скороговорки тоже способствуют развитию фонематического слуха. С их помощью ребенок учится произносить трудные звуки четко.

Делаем артикуляционную гимнастику

Проблемы с речью могут быть связаны с плохим развитием речевого аппарата. Для детского речевого аппарата нужна ежедневная артикуляционная гимнастика. Упражнения могут быть статическими, когда язык принимает определенное положение, и динамическими с участием всего речевого аппарата.

Примеры упражнений для речевой разминки:

  • «Грибок» – язычок прижимается к верхнему небу, как шляпка грибка;
  • «Лошадка» – из положения «грибок» цокать языком, как будто скачет лошадка;
  • «Футбол» – язычок загонят гол в правые и левые ворота, касается левой и правой щеки с внутренней стороны поочередно;
  • «Вкусное варенье» – ребенку предлагают представить, что его губы намазаны сладким вареньем, облизать кончиком языка сначала верхнюю губу, потом нижнюю.

Сделав артикуляционную гимнастику, переходят к более сложным упражнениям. Малыша просят повторить чистоговорки и скороговорки.

Примеры

Сначала с ребенком начинают осваивать чистоговорки для детей 2 лет с несложными звуками, которые повторить легче всего, например, «к, с, м, н, л».

Ку-ку-ку, ку-ку-ку – Села кошка на муку.

На-на-на, на-на-на – Стала белая она.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка – Хочет кошка молока.

Су-су-су, су-су-су – Не боится волк лису.

Са-са-са, са-са-са – Очень хитрая лиса.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Наша Маша весела.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – Маше дали пастилу.

Ма-ма-ма, ма-ма-ма – Принесла снежок зима

Не-не-не, не-не-не – Снег белеет на окне.

Можно повторять чистоговорки для детей 3-4 лет дома, по дороге в садик или в магазин. Их сможет повторить самостоятельно трехлетний малыш. Не требуйте сразу четкого произношения. Пусть ребенок отчетливо произносит первые слоги. Хорошее произношение появится со временем.

Чистоговорки со сложными звуками можно осваивать, когда ребенок 3 лет научится повторять легкие, и поймет, как это делать. Шипящие звуки и «р» особенно трудно даются детям. Попробуйте повторять вместе с малышом чистоговорки на «ч, ц, ш, р».

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Наша Катя умница.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Ходит Катя по крыльцу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – Таня вызвала врача.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Не хочу идти к врачу.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Где игрушки малыша.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – Тут играют малыши.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Говорили три бобра.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Домик строили бобру.

Можно на все буквы проговаривать чистоговорки, найдя их на просторах интернета и выучив или придумав забавные строчки самостоятельно по ситуации. Можно играть с ребенком 2 лет в рифмы, предлагая продолжить начатую строчку складно в рифму и по смыслу.

Учим скороговорки

Произносить скороговорки трудно, потому что это нужно делать не только правильно, но и быстро. Забавные рифмованные строчки хорошо запоминаются, и нередко настойчивые дети 2 лет самостоятельно повторяют запомнившуюся скороговорку с проблемным звуком, пока не добьются успеха. Главное, им не мешать.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в речке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Шла Сашка по шоссе и сосала сушку,

Сушка пересушена, Сашкой перекушена.

На дворе трава, на траве дрова

Наколи дрова, на покос трава.

Мама мыла мылом раму, рама чистая у мамы.

Уделяйте скороговоркам больше внимания, разучивая их с детьми 2 лет. Благодаря такому упражнению будет тренироваться память и воображение, расширяться запас слов.

Расширяем словарный запас

Для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса 2-летних детей, полезно играть с ними в интересные игры.

Называйте по очереди слова сходные по звучанию, например, мошка – кошка, лук – сук и т. д. Одновременно можно бросать мяч друг другу. Делают бросок только после того, как произнесут слово.

Проигрывает тот, кто не может ничего придумать. Условия игры можно менять. Слова говорить не сходные по звучанию, а разные: книга – бочка; мак – резинка и т. д.

Проигрывает тот, кто ошибется и назовет слово в рифму.

Игра с картинками. Малышу показывают изображение медведя и мышки. Просят, чтобы он описал словами зверей, которых видит. Обращают внимание ребенка на то, какие звери разные, хотя их название звучит похоже: мышка – мишка.

По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок. Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок.

Можно играть с ребенком в слова. Это самая простая игра. Вы говорите слово, малыш должен придумать другое слово на ту же букву, на которую оканчивалось ваше слово. Малыш впервые столкнется с тем, что слова пишутся не так, как произносятся, и после слова «гараж», нужно сказать не «шалаш», а «жук».

Заключение

Некоторые родители слишком настойчиво требуют от своих детей правильно выполнения заданий, чем повергают их в шок. Не заставляйте ребенка заниматься без его на то желания. Лучше пойти в школу на год позже.

Если вы не занимались с малышом, и вдруг обнаружили, что ребенок не очень хорошо говорит, лучше доверить занятия опытному логопеду. Конечно, ваша роль в развитии речи ребенка тоже очень велика. Хвалите за каждый маленький успех и не будьте слишком строгими.

Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/chistogovoroki_dlya_razvitiya_rechi.html

Логопедические стишки и чистоговорки

Чистоговорки для развития речи детей
1:5021:507

Детям свойственно шепелявить, не выговаривать звуки, пропускать или заменять их на более простые. Связано это с несовершенством артикуляционного аппарата. Когда они маленькие, мы умиляемся, слыша их речь, нам это кажется таким смешным и забавным.

Но вот если услышать подобную речь от взрослого, то это восхищение исчезнет.

А ведь умение говорить правильно нужно развивать еще в раннем детстве, и если этого не сделать, в будущем человек не сможет полноценно общаться с другими людьми, его речь будет искаженной, некрасивой и непонятной.

И если ваш ребенок уже сейчас испытывает трудности в произношении каких-либо звуков, проводите с ним логопедические занятия и упражнения – они прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат детей грамотно высказывать свои мысли.

1:19601:4

Логопедические стихи, чистоговорки и скороговорки направлены на автоматизацию различных звуков

1:1851:190

А

Август. Алеет за лесом закат.

1:254

Алые аисты к лесу летят,

1:300

Астры зарделись на клумбах в саду,

1:365

Алые тени дрожат на ветру,

1:415

Алые утки по пруду скользят,

1:469

Жаль, что уже отгорает закат.

1:5241:5292:10332:1038

Б

Ба-бо-бы- на дворе стоят стол…бы

2:1108

Бу-бы-ба- из окна торчит тру…ба

2:1167

Ба-ба-ба– на крыше труба,

2:1215

Бей-бей-бей – прилетел воробей,

2:1275

Би-би-би-прилетели голуби,

2:1325

Бой-бой-бой- полетали над трубой,

2:1387

Бу-бу-бу- сели птицы на трубу,

2:1442

Бе-бе-бе- птицы на трубе.

2:14882:14933:19973:44:5084:513

В

Вертлявый ветер вырывал

4:569

Ворота, как вертушки.

4:610

Ворчливый ворон воровал

4:657

Вчерашние ватрушки.

4:6964:7015:12055:12106:17146:4

Г

Испугался грома Рома,

6:55

Заревел он громче грома.

6:102

От такого рева гром

6:140

Притаился за углом.

6:178

Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.

6:2636:2687:7727:777

Д

Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

7:8747:8798:13838:1388

Ж

Ужу-жу-жу- молока дадим ежу.

8:1449

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа.

8:1500

Жи-жи-жи-здесь живут ежи.

8:46

Же-же-же-дождь прошел уже.

8:95

Жо-жо-жо- на улице свежо.

8:141

Жу-жу-жу,жу-жу-жу, я на веточке сижу,

8:207

Букву  Ж все твержу,

8:246

Зная твердо букву эту,

8:289

Я жужжу зимой и летом.

8:3318:3369:8409:84510:134910:1354

З

Жа-за, жа-за – идет жадная коза,

10:1422

Зы-жи,зы-жи – дядя делает ножи,

10:1480

Зу-жу,зу-жу- молока дадим ежу.

10:153510:411:50811:51312:101712:1022

Л

Ло-ло-ло – на улице тепло,

13:62

Лу-лу-лу- стул стоит в углу,

13:113

Ул-ул-ул- у нас сломался стул.

13:168

Оль-оль-оль-мы купили соль

13:21813:22314:72714:73215:123615:1241

П

Петя пилил пилой пень.

16:56

Поле-то не полото,

16:91

Поле-то не полито.

16:126

Просит полюшко попить – нужно полюшко полить.

16:21116:21617:72017:72518:122918:123419:173819:4

Р

Ра-ра-ра- начинается игра,

19:62

Ры-ры-ры- у мальчиков шары

19:111

Ро-ро-ро- у нас новое ведро,

19:162

Ру-ру-ру- продолжаем мы игру.

19:216

Ре-ре-ре- стоит домик на горе,

19:271

Ри-ри-ри-на ветках снегири,

19:322

Ар-ар-ар-кипит наш самовар,

19:373

Ор-ор-ор- созрел красный помидор,

19:435

Ир-ир-ир- мой папа командир.

19:487

Арь-арь-арь- на столбе висит фонарь.

19:554

Ра-ра-ра-у мышки есть нора.

19:604

Ре-ре-ре –носим воду мы в ведре

19:663

Ра-ра-ра-весь мусор уберем с утра,

19:726

Ро-ро-ро-весь мусор соберем в ведро,

19:793

Ре-ре-ре – метем усердно во дворе,

19:857

Ри-ри-ри- двор убрали-раз, два, три.

19:921

Ры-ры-ры- не заметили жары.

19:971

Ра-ра-ра-Кате спать пора,

19:1018

Ры-ры-ры- летают комары.

19:1063

В аквариуме у Харитона четыре рака и три питона.

19:115319:115820:166220:421:50821:513

С

Са-са-са-в лесу бегает лиса,

21:574

Со-со-со-у Вовы колесо,

21:617

Ос-ос-ос-на поляне много ос,

21:669

Су-су-су- было холодно в лесу,

21:724

Усь-усь-усь-на лугу посеется гусь.

21:788

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

21:881

Солнце село за селом,

21:922

Спят синицы, сойки спят.

21:968

Спит в реке усталый сом,

21:1014

Спят и лес, и степь, и сад.

21:1062

Стадо спит, пастух и пес.

21:1109

Смолкли скрипы, песни, смех.

21:1162

Сон в страну свою унес всех.

21:121521:122022:172422:423:50823:513

Т

Та-та-та-у нас дома чистота,

23:574

Ты-ты-ты- сметану съели все коты,

23:635

Ти-ти-ти-съели кашу всю почти,

23:691

Тё-тё-тё- отложили мы шитьё,

23:743

То-то-то- стали мы играть в лото.

23:803

Ать-ать-ать-мы идем гулять,

23:854

Ат-ат-ат-берем с собою самокат.

23:912

Ткет ткач ткани на платки Тане.

23:971

Три сороки, три трещётки

23:1018

Потеряли по три щетки:

23:1061

Три сегодня, три вчера,

23:1105

Три ещё позавчера!

23:114123:114624:165024:4

У

Устала утка на пруду учить своих утят.

24:85

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

24:156

Ужасно утка мучится:  – Ну что из них получится!?

24:24524:25025:75425:759

Ф

У Фани – фуфайка, у Феди – туфли.

25:828

Фокусник во фрак одет, факел превратит в букет,

25:916

Фея выскочит оттуда, фокус это или чудо.

25:99125:99626:150026:4

Х

Хохотушка буква Х рассмеялась: – Ха ха-ха!

26:9226:9727:60127:60628:111028:1115

Ч

Ча-ча-ча-горит в комнате свеча,

28:1182

Чу-чу-чу-молоточком я стучу,

28:1235

Оч-оч-оч- наступила ночь

28:1281

На часок мы зашли к черепашке,

28:1338

Черепашка подала чайник, чашки,

28:1398

Поползла потом к соседке за чаем,

28:1461

Что-то долго мы хозяйку ожидаем.

28:1522

Рыжая овечка,

28:26

Дай шерсти колечко,

28:64

Дай овечка, молочка,

28:103

Кашу сварит печка.

28:13928:14429:64829:653

Ш

Ша-ша-ша-моет мама малыша,

29:711

Шу-шу-шу-я письмо пишу,

29:754

Аш-аш-аш-у Марины карандаш.

29:805

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

29:87329:87830:138230:138731:189131:4

Щ

Ща-ща-ща- мы несем домой леща,

31:68

Ащ-ащ-ащ-мы наденем плащ.

31:11531:12032:62432:629

Э

Этой щеткой чищу зубы,

32:681

Этой щеткой башмаки,

32:721

Этой щеткой чищу брюки,

32:766

Все три щетки мне нужны.

32:81232:81733:132133:1326

Ю

Юла возле Юльки крутится, поет, Юле и Юре спать не дает.

33:143733:144234:194634:435:50835:513

Я

Я однажды видел сам:

35:561

Як летал по небесам,

35:600

Ястреб плавал в океане,

35:645

Ягуар бежал от лани,

35:684

Ясень по полю ходил,

35:723

Язь в лесу грибы удил,

35:765

Я не вру, поверьте мне,

35:808

Я видал это во сне.

35:84435:84936:135336:1358

Чистоговорки в картинках для коррекции речи у детей

36:146537:196937:438:50838:51339:101739:102240:152640:441:50841:51342:101742:102243:152643:444:50844:51345:101745:102246:152646:4

Источник: https://jenskiymir.com/dlya-detei/zanyatiya-s-detmi/3958-logopedicheskie-stishki-i-chistogovorki.html

Чистоговорки для детей 3–4 лет: отрабатываем звуки

Чистоговорки для развития речи детей

Добрый майский день, взрослые, внимательные к своим малышам! Ваш живчик полон сил, всё время в движении, к тому же без умолку болтает? Отлично, так и должно быть.

Но если ваш ребёнок сочинил и внедрил в жизнь свой собственный язык, понятный только вам, то это порой вызывает беспокойство.

Долой волнение: побольше практики — и малыш непременно заговорит правильно! К вашему вниманию — чистоговорки для детей 3–4 лет от «Эврики»!

Стоит ли заниматься?

А может, пройдёт само? Скорее всего, да.

Но у вас ведь есть знакомые, которые немного коверкают слова и во взрослой жизни! Так зачем же тянуть и испытывать судьбу? К тому же, постоянно натыкаясь на непонимание окружающих, кроха может чувствовать себя неуверенно. Поэтому смело берите за основу нашу подборку из чистоговорок и вместе с малышом повторяйте эти простые и забавные предложения. При этом соблюдайте простые правила:

  • Заручитесь поддержкой опытного логопеда.
  • Чем чаще вы занимаетесь, тем лучше, но — никакого напряжения и уговоров.
  • Занятия должны проходить в форме игры.
  • Неважно, где и сколько малыш будет говорить, важно — как.
  • Меняйте обстановку, чтобы не вызвать скуку: дома в окружении игрушек, на прогулке в парке, в детском саду.
  • Меняйте интонацию в зависимости от смысла: громко, тихо, спокойно, напористо.
  • Отмечайте даже маленькие победы и непременно празднуйте их.

С чего начнём?

У каждого ребёнка речь развивается по-своему. Но чаще всего деткам трудно выговаривать «шипящие» слоги и слова со звуком «Р». Однако нередко встречаются и проблемы с буквами «Л», «Н», «Т», «К». С них и стоит начинать.

Звук «Б»

  1. Ба-ба-ба, ба-ба-ба, мама, мама, вон труба!
  2. Бу-бу-бу, бу-бу-бу, ты и мне купи трубу!
  3. Бе-бе-бе, бе-бе-бе, потрубил я на трубе.
  4. Ба-ба-ба, ба-ба-ба, не нужна уже труба!
  5. Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,
  6. И плясали бабочки под окном у бабушки.
  7. Бегемот разинул рот: булки просит бегемот.

Звук «В»

  1. Ви-ви-ви, вишню с дерева сорви!
  2. Ву-ву-ву, в лесу видели сову.
  3. Ва-ва-ва, ва-ва-ва, вот высокая трава.
  4. Вы-вы-вы, вы-вы-вы, даже выше головы.
  5. Ве-ве-ве, ве-ве-ве, васильки видны в траве.
  6. Ву-ву-ву, ву-ву-ву, васильков букет нарву.

Звук «Г»

  1. Га-га-га, га-га-га, хочешь, Галя, пирога?
  2. Гу-гу-гу, гу-гу-гу, есть их больше не могу.
  3. Ги-ги-ги, ги-ги-ги, не нужны мне пироги.
  4. Гу-гу-гу, гу-гу-гу, и я тоже не могу.
  5. Га-га-га, га-га-га, где же оба пирога?

Звук «Д»

  1. Ду-ду-ду, рыбу я найду в пруду.
  2. До-до-до, там на дереве гнездо.
  3. Да-да-да, да-да-да, не ходи, Данил, туда!
  4. Ду-ду-ду, ду-ду-ду, всё равно туда пойду.
  5. Ди-ди-ди, ди-ди-ди, ты в ботинках, не ходи!
  6. Да-да-да, да-да-да, ой! Холодная вода!
  7. Де-де-де, де-де-де, и ботинки все в воде!
  8. Ды-ды-ды, ды-ды-ды, быстро выйди из воды!

Звук «Ж»

  1. Жу-жу-жу, ежу кофточку вяжу.
  2. Хорош пирожок, внутри творожок.
  3. Жо-жо-жо, я еду на «Пежо».
  4. Женя Жанне удружил: жвачку дважды одолжил.
  5. Жи-жи-жи, жи-жи-жи, в нашем доме этажи.
  6. Жа-жа-жа, жа-жа-жа, подо мной два этажа.
  7. Жа-жа-жа, жа-жа-жа, надо мной два этажа.
  8. Же-же-же, же-же-же, на каком я этаже?

Звук «З»

  1. Лиза купила Зине корзину в магазине.
  2. У Зины звонок звенит звонко.
  3. За-за-за, за-за-за, здесь привязана коза.
  4. Зы-зы-зы, зы-зы-зы, мало травки у козы.
  5. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, отвязали мы козу.
  6. За-за-за, за-за-за, залезает в сад коза.
  7. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, привязали мы козу.
  8. Зи-зи-зи, зи-зи-зи, обезьянку привези!
  9. Зя-зя-зя, зя-зя-зя, обезьянам здесь нельзя.
  10. Зи-зи-зи, зи-зи-зи, раз нельзя, так не вези.

Звук «К»

  1. Ко-ко-ко, кошка любит молоко.
  2. Ку-ку-ку, сидит кукушка на суку.
  3. Ак-ак-ак, у реки сидит рыбак.
  4. Ук-ук-ук, а в траве сидит паук.
  5. Ок-ок-ок, на дворе идет снежок.
  6. Ки-ки-ки, я сложил все кубики.
  7. Ки-ки-ки, ки-ки-ки, притаились пауки.
  8. Ка-ка-ка, ка-ка-ка, муха в сетке паука.
  9. Ки-ки-ки, ки-ки-ки, нам полезны пауки.
  10. Ка-ка-ка, ка-ка-ка, вы не бойтесь паука.

Звук «Л»

  1. Лу-лу-лу, наточил Тарас пилу.
  2. Ли-ли-ли, суп солёный, не соли!
  3. Дед Данила делил дыню.
  4. Ла-ла-ла, ах, как кружится юла!
  5. Лы-лы-лы, в доме новые котлы.
  6. Ол-ол-ол, с папой я смотрю футбол.
  7. Ля-ля-ля, Лиля любит короля.
  8. Лю-лю-лю, землянику я люблю.
  9. Ля-ля-ля, ля-ля-ля, все мы любим тополя.
  10. Ля-ля-ля, ля-ля-ля, но от них в пуху земля.
  11. Лю-лю-лю, лю-лю-лю, тополя и я люблю.

Звук «М»

  1. Ом-ом-ом, мы построим новый дом.
  2. Мама Милу в ванне мыла.
  3. Ма-ма-ма, уходи скорей, зима.
  4. Му-му-му, молоко налить кому?
  5. Мы-мы-мы, вот и дождались зимы.
  6. Ми-ми-ми, дружно тянем ноту «ми».

Звук «Н»

  1. Но-но-но, в нашей комнате темно.
  2. Няня нянчит Нату с Ниной.
  3. На-на-на, светит лампа у окна.
  4. Ну-ну-ну, в гору саночки тяну.
  5. Он-он-он, зазвонил вдруг телефон.
  6. Ан-ан-ан, мне купили барабан.
  7. Ан-ан-ан, сшила мама сарафан.
  8. Ин-ин-ин, меня послали в магазин.
  9. Ни-ни-ни, ой, будильник, не звони!
  10. Ень-ень-ень, наконец-то тёплый день.

Звук «П»

  1. Уп-уп-уп, я готовлю папе суп.
  2. Петя пилил пилой пень.
  3. Пекарь пёк калачи в печи.
  4. Оп-оп-оп, землю роет землекоп.
  5. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.
  6. Ап-ап-ап, часто слышу ночью храп.
  7. Ип-ип-ип, где-то скрипка: «Скрип» да «Скрип».

Звук «Р»

  1. Ра-ра-ра, за окном видна гора.
  2. Ры-ры-ры, летят в окна комары.
  3. Ру-ру-ру, начинаем мы игру.
  4. Ро-ро-ро, ворон уронил перо.
  5. Ар-ар-ар, надуваем красный шар.
  6. Ур-ур-ур, не гоняй, собачка, кур.
  7. Рю-рю-рю, на ромашку я смотрю.
  8. Ра-ра-ра, ра-ра-ра, во дворе у нас гора.
  9. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, собирайте детвору.
  10. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, покатаемся с горы.
  11. Ра-ра-ра, ра-ра-ра, очень рада детвора.

Звук «С»

  1. У Сони сани с горки едут сами.
  2. Сеня в лесу встретил лису.
  3. Са-са-са, у Саши длинная коса.
  4. Су-су-су, тихо осенью в лесу.
  5. Сы-сы-сы, есть лисята у лисы.
  6. Сы-сы-сы, у Алисы две косы.
  7. Со-со-со, крутит быстро колесо.
  8. Спит спокойно старый слон,
  9. Стоя спать умеет он.

Звук «T»

  1. Та-та-та, открывайте ворота.
  2. Ту-ту-ту, мышка нравится коту.
  3. Ты-ты-ты, на лугу растут цветы.
  4. То-то-то, мне не холодно в пальто.
  5. От-от-от, летит в небе самолёт.
  6. Ать-ать-ать, я иду гулять.
  7. Еть-еть-еть, очень хочется мне петь.
  8. То-то-то, я люблю играть в лото.

Звук «Ф»

  1. Аф-аф-аф, мы купили новый шкаф.
  2. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
  3. Фа-фа-фа, у стены стоит софа.
  4. Аф-аф-аф, в зоопарке есть жираф.
  5. Фе-фе-фе, бабушка живёт в Уфе.
  6. Фэ-фэ-фэ, будем кушать мы в кафе.

Звук «Х»

  1. Ха-ха-ха, пёстрый хвост у петуха.
  2. Ху-ху-ху, наварили мы уху.
  3. Ух-ух-ух, ходит по двору петух.
  4. Их-их-их, дождик наконец затих.
  5. Ох-ох-ох, под ногами мягкий мох.
  6. Эх-эх-эх, в скорлупе лежит орех.
  7. Хи-хи-хи, хи-хи-хи, дай попробовать ухи.
  8. Хе-хе-хе, хе-хе-хе, соль одна в твоей ухе.
  9. Хи-хи-хи, хи-хи-хи, не хочу такой ухи!

Звук «Ц»

  1. Цы-цы-цы, есть у ласточки птенцы.
  2. Из колодца вода льётся.
  3. Невелика птица синица, да умница.
  4. Цы-цы-цы, мы помыли огурцы.
  5. Ец-ец-ец, певец выстроил дворец.
  6. Цо-цо-цо, цо-цо-цо, курица снесла яйцо.
  7. Цу-цу-цу, цу-цу-цу, киска тянется к яйцу.
  8. Ца-ца-ца, ца-ца-ца, брысь, котёнок, от яйца!
  9. Цу-цу-цу, цу-цу-цу, не пускать его к яйцу!
  10. Цо-цо-цо, цо-цо-цо, сами мы съедим яйцо.
  11. Цы-цы-цы, цы-цы-цы, отогнали? Молодцы!
  12. Це-це-це, це-це-це, вот вам сказка о яйце.

Звук «Ч»

  1. Ча-ча-ча, сидит чукча у врача.
  2. Чу-чу-чу, зуб лечить я не хочу.
  3. Чи-чи-чи, нужны для стройки кирпичи.
  4. Чо-чо-чо, ох, как на солнце горячо!
  5. Оч-оч-оч, мне так хочется помочь.
  6. У четырёх черепах по четыре черепашонка.
  7. Ча-ча-ча, ча-ча-ча, на столе горит свеча.
  8. Чо-чо-чо, чо-чо-чо, ой, как свечке горячо.
  9. Чу-чу-чу-чу-чу-чу, я подую на свечу.
  10. Чи-чи-чи-чи-чи-чи, пламя сдую у свечи.

Звук «Ш»

  1. Нашему Саше дали мало каши.
  2. Ша-ша-ша, ша-ша-ша, наша Саша хороша.
  3. Шо-шо-шо, шо-шо-шо, поёт песни хорошо.
  4. Шу-шу-шу, шу-шу-шу, поёт песню малышу.
  5. Ши-ши-ши, ши-ши-ши, любят песни малыши.

Звук «Щ»

  1. Ща-ща-ща, Костя ходит без плаща.
  2. Щи-щи-щи, ищем мы щавель на щи.
  3. Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.
  4. Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ, будем мы готовить борщ.
  5. Ща-ща-ща, ща-ща-ща, нет капусты для борща.
  6. Щи-щи-щи, щи-щи-щи, приготовим лучше щи.
  7. Щу-щу-щу, щу-щу-щу, я капусту поищу.
  8. Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ, не клади в кастрюлю хвощ!
  9. Щу-щу-щу, щу-щу-щу, я морковку поищу.
  10. Ща-ща-ща, ща-ща-ща, брат принёс домой леща.
  11. Щи-щи-щи, щи-щи-щи, поедим сначала щи.

Чем полезны чистоговорки?

Регулярные занятия по развитию речи со звуками, которые ребёнку сложно выговорить, помогают исправить ситуацию. Кроме того, чистоговорки в стихах развивают:

  • слух;
  • словарный запас;
  • мышление;
  • память;
  • правильную дикцию.

Ну а теперь самое время перейти от слов к делу! Верим, что вашего малыша позабавят эти смешные стишки и в тоже время научат его правильному произношению. Спасибо за ваши отзывы, и до новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник: http://nii-evrika.ru/1352-2/

Чистоговорки для детей 4-5 лет в детском саду | НАУМЁНОК

Чистоговорки для развития речи детей

Чистоговорки — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков.   Проговаривание чистоговорок и скороговорок не только превосходно развивает речь ребёнка, но и способствует выработке хорошей дикции и чёткости звучания.

Каждая чистоговорка состоит из двух частей. Первая часть предусматривает трехкратное повторение определенного слога, проговаривая который ребенок доводит до автоматизма свой артикуляционный навык. Вторая же часть представляет собой короткую фразу из 2–4 слов, которая рифмуется с первой частью.

Таким образом, последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Да-да-да – очень чистая вода».

Чистоговорки желательно начать проговаривать с ребёнком как можно раньше. Как правило, чистоговорки легко запоминаются малышом. Проговаривая их, ребёнок, незаметно для себя, тренируется в правильном произношении трудных для него звуков.

В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз.

Это можно делать по-разному:

  •  произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной);
  •  произносим с разными эмоциями (грусть, радость и т.д.);
  •  произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
  •  произносим тихо или громко;
  •  произносим в разном темпе (медленно или быстро).

Щу-щу-щу – я щенка везде ищу

   Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

Можно поиграть с детьми в игру, где им нужно самим  добавить слог с определённым звуком:

Рю-рю-рю – цветы маме пода… .

Или же закончить чистоговорку, выбирая слово с соответствующим слогом. Это упражнение учит ребёнка подбирать рифмующиеся слова: 

На-на-на — длинный хобот у ….

Много интересных заданий и упражнений на рифмовку можно найти в статье «Подбираем рифму».

Детей постарше можно научить составлять чистоговорки.

Как самому составить хорошую чистоговорку?

Это совсем несложно. Но для начала я бы все-таки посоветовала потренироваться в подборе рифмующихся слов.

  1. Берем букву, для которой чистоговорка составляется (Пусть это будет буква Р);
  2. Добавляем к ней гласную букву, чтобы получился слог (Ри);
  3. Подбираем слово, оканчивающееся на ударный слог Ри (фонари);
  4. Составляем фразу с подобранным словом (загорелись фонари);
  5. Перед этой фразой добавляем 3 раза наш слог.

Ри-ри-ри – загорелись фонари.

Очень важно составлять фразу либо с нейтральным, либо с поучительным или познавательным содержанием. Детей надо учить хорошему!

Используйте уже известные чистоговорки, придумывайте свои собственные, получайте удовольствие от процесса общения, не теряйте чувство юмора! Желаю удачи!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

.

Источник: http://naymenok.ru/chistogovorki-dlya-razvitiya-rechi/

Чистоговорки для развития речи для детей. Учимся говорить правильно

Чистоговорки для развития речи детей

Правильное произношение звуков очень важно для развития речи. Иногда родители не знают, что нужно делать, чтобы малыш заговорил так, как положено. В таких случаях они обращаются за помощью к специалистам для профессиональной постановки звуков и букв.

Однако у родителей есть возможность научить дитя самостоятельно.

Для этого необходимо регулярно заниматься с ребёнком: читать ему стихи, сказки, использовать скороговорки и чистоговорки для развития речи, обращая внимание на те звуки, которые у малыша не получаются.

Из данной статьи вы почерпнете информацию о том, как ребёнку помочь в развитии правильного произношения. Педагогам же будет полезно узнать, какие материалы подобрать для того, чтобы организовать развитие речи в средней группе.

Чистоговорки и скороговорки

Речь состоит из отдельных звуков. Поэтому для каждого человека очень важно правильное произношение. Многие дети, поступая в школу, не умеют чётко произносить определённые звуки. Именно поэтому необходимо уделять внимание развитию речи с раннего возраста.

Часто дети не осознают, что они называют звуки неверно. Это происходит оттого, что у них плохо развит фонематический слух, ведь именно от него зависит произношение. Поэтому в первую очередь необходимо развивать фонематический слух, а затем речь. После того как ребёнок научится слышать себя, у него начнутся улучшения произношения.

Часто дети меняют звуки, чтобы им легче было говорить. Например, слово «рыба» заменяют на «лыба», а жука на «зука», поскольку им так проще. Этого допускать нельзя. Поэтому предлагаем обратить внимание на чистоговорки для развития речи. Благодаря им, произношение у малыша с каждым днём будет становиться всё лучше.

Прежде чем учить с детьми скороговорки и чистоговорки для развития речи, необходимо делать зарядку для язычка. Это небольшая разминка, чтобы губы и язык были гибкими и сильными для адекватного произношения звуков.

1. Игра «Футбол». Инструкция звучит примерно так: «Необходимо забить мяч сначала в левые ворота, а потом в правые. Для этого представьте, что кончик язычка – это мяч. Сначала поверните его к левой щёчке, затем к правой». Упражнение проделывается 4 раза.

2. Игра: «Гриб». Инструктаж: «Язычок – это наш грибок. Подержите его у верхнего нёба несколько секунд. Расслабьте язычок и опять повторите упражнение». Выполняется артикуляционная гимнастика не менее четырёх раз.

3. Упражнение «Вкусный шоколад». Детям нужно объяснить алгоритм действий: «Представьте, что губы у вас сладкие. Вы только что поели шоколад и его нужно облизать. Проведите языком сначала по верхним губам, затем по нижним». Следует проделать это не менее 4 раз.

Артикуляционная гимнастика очень полезна для развития речи. Но это всего лишь разминка. Теперь можно переходить к более сложным заданиям, которые помогут улучшить произношение малыша.

Такое задание даётся детям для организации правильного произношения несложных звуков. Эти чистоговорки для развития речи предлагаются детям в возрасте 3-4 лет. Они помогают малышам освоить такие звуки, как «л, м, н, с, к».

1. Ла-ла-ла – я конфеты раздавала,

Ли-ли-ли – мы с мамой их купили,

Ле-ле-ле – Маше, Роме, Эле.

Ли-ли-ли – все конфеты съели.

2. Му-му-му – мама мыла раму.

Ма-ма-ма – помогал ей Рома.

Ме-ме-ме – чистая рама в доме.

3. На-на-на – в лесу росла сосна.

Ка-ка-ка – она очень высока.

Ят-ят-ят – большие шишки на ветках висят.

Ит-ит-ит – белочка к ним быстро спешит.

4. Са-са-са – села на цветок оса.

Су-су-су – оса укусила лису.

Са-са-са – плакала лиса.

Си-си-си – ты её как-то спаси.

5. Ко-ко-ко – наши птицы далеко.

На-на-на – скоро наступит весна.

Ят-ят-ят – тогда и прилетят.

Ить-ить-ить – будет их весной кормить.

Такие чистоговорки для развития речи смогут произносить дети в средней группе 3-4 лет. Благодаря небольшим стишкам, малыши научатся чётко, правильно и красиво произносить все слова.

Сложные чистоговорки

Когда начальный этап развития произношения пройден, можно усложнять задания маленьким ученикам. Для этого предлагайте малышам стихи-чистоговорки, используя более сложные звуки, которые детям даются с трудом. Это такие фонемы, как «ш, ч, ц, р».

1. Шо-шо-шо – как летом хорошо.

Аш-аш-аш – они строят красивый шалаш.

Ош-ош-ош – получился он хорош.

Шу-шу-шу – поем вкусную кашу.

Аш-аш-аш – опять пойду в наш шалаш.

2. Ча-ча-ча – трудная у меня задача.

Чу-чу-чу – я её хорошо учу.

Чи-чи-чи – ты меня научи.

3. Цо-цо-цо – снесла курица яйцо.

Ца-ца-ца – она наша умница.

Це-це-це – я скажу своей птице.

Цо-цо-цо – снеси ещё одно яйцо.

4. Ра-ра-ра – наша любимая игра.

Да-да-да – это детская чехарда.

Ро-ро-ро – на улице сыро.

Ру-ру-ру – я домой друзей беру.

Ру-ру-ру – там продолжим мы игру.

Развитие речи в средней группе проходит 2 раза в неделю по 15 минут. Однако дома можно заниматься с детьми ежедневно по 5-10 минут. Главное, необходимо заинтересовать ребёнка, чтобы у него было желание играть и учиться. Для этого необходимо использовать игровую составляющую.

Скороговорки

Многим детям трудно их выговаривать. Ведь скороговорки нужно произносить не только чётко, правильно, но и быстро. Однако детям такие упражнения очень помогают в развитии речи.

  1. Жужжит на дереве огромный жук, у него на спине большой коричневый кожух.
  2. Шла Маша за кашей, съела быстро кашу Маша.
  3. Наша Таня большая соня. Эта соня Таня маленькая сударыня.
  4. У Ани, Сани и Тани есть сом с большими усами.
  5. Саня и Соня везут маленькую Таню на своих санях.
  6. Дятел дуб раздолбил и огромного жука словил.
  7. Найди, не спеши и орешек принеси.
  8. На реке большая драка, сильно подрались два огромных рака.
  9. Купили Тане девице, белое и красивое платьице. Ходит эта девица, хвастается платьицем.
  10. Катя лазила по лесенке и срывала вкусные, сладкие персики. С такими персиками Катюша съехала с лесенки.
  11. Большие, сильные бараны громко стучали в красные барабаны.
  12. Мама мылом мыла раму. Стала рама чистая у мамы. Теперь довольна наша мама: наконец-то вымыла большую раму.

Скороговорки – это замечательные упражнения по развитию речи. С их помощью дети пополняют словарный запас, развивают память, мышление, воображение, произношение. Старайтесь уделять скороговоркам как можно больше внимания.

Игры для развития речи

Нужно организовывать не только чистоговорки для детей, но и игры. Ведь благодаря им у малышей появляется интерес к занятиям и можно заниматься с ними более длительное время.

1. Игра: «Назови ласково». Скажите ребёнку слово, например, «кошка». Малыш должен придумать ласкательное слово: «кошечка». Таких слов много. Это может быть «шапка, шарф, мышь, лицо, нос» и т. д.

2. Игра: «Зоопарк». Покажите ребёнку картинку с животным, пусть опишет его. Указать нужно следующие признаки: внешний вид, что ест, какие звуки произносит и т. д. Такая игра помогает малышу пополнить словарный запас и тренирует память.

3. Игра: «Угощение». Покажите ребёнку картинки с животными и едой. Пусть малыш определит, кто что ест. Например, кому морковь? Кролику. Кто ест мёд? Медведь. Кому банан? Обезьяне. Желательно, чтобы таких картинок было как можно больше. Малыш не только играет, но и продолжает знакомиться с окружающим миром.

4. Игра: «Закончи предложение». Вы начинаете говорить, а ребёнок продолжает. Например, «мама порезала капусту и положила куда?» У детей появляется много версий: в суп, на сковородку, в салатник и т. д.

Игры для развития речи помогают детям не только правильно говорить, но и фантазировать. Играть можно не обязательно вдвоём, но и с группой детей. Так малышам будет даже интересней заниматься.

Советы родителям

Правильное произношение необходимо каждому ребёнку. Особенно тогда, когда дитя поступает в школу. Ведь чтобы успеваемость была на высоте, нужно с раннего возраста заниматься развитием речи.

Старайтесь не ругать малыша, если у него что-то не получается. Помните, он только учится и ему очень тяжело выговаривать некоторые звуки, и тем более скороговорки, которые сами по себе очень сложны для крохи.

Занимайтесь ежедневно. Сначала уделяйте внимание развитию речи на протяжении 5 минут. Затем постепенно увеличивайте время. Однако, если вы видите, что малыш рассеян, невнимателен, постоянно отвлекается – отставьте занятие.

Всегда старайтесь заинтересовать малыша. Прежде чем учить чистоговорки для развития речи, придумайте игру, которая придаст ребенку дополнительную мотивацию. Это может быть пришедшая в гости кукла или мягкая игрушка, письмо от Винни-Пуха, который попросил научить его чему-то, или другой вариант. Такой прием наверняка заинтересует малыша.

Не забывайте, что урок всегда нужно начинать с артикуляционной гимнастики. Когда разработаются губы и язык, тогда можно учить стихи-чистоговорки, скороговорки, сказки и т. д.

К каждому отрывку можно добавить иллюстрацию для наглядного примера. У многих детей зрительная память лучше, чем слуховая. Картинки помогут быстрее запомнить определённые звуки и слова.

Медицинский совет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: