Диагностика страха, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей

11 методик для выявления тревожности у детей

Диагностика страха, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей

Наличие беспокоящих состояний у детей в раннем возрасте — проблема многих родителей. Ситуация осложняется трудностями выявления, оценки и интерпретации эмоционального состояния малыша.

Для облегчения задачи разработано большое количество различных приёмов, среди них особое место занимают игровые.

Так, методика выявление тревожности у дошкольников Паровозик обеспечивает с помощью визуальной выборки цвета, который ассоциируется с определённым настроением.

Причины беспокоящих состояний у детей

Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.

Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:

  • критика и упрёки;
  • сравнение с детьми;
  • отсутствие поддержки;
  • нестабильность в повседневной жизни;
  • непонимание происходящих событий;
  • низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша;
  • совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
  • недостаток любви, внимания.

Сложности при диагностике

Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.

Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.

Признаки тревожности ребёнка:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.

Основные методики

Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:

  • «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
  • Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
  • Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.
  • «Рисунок человека». Необходимые материалы: лист бумаги и карандаш. Ребёнку даётся задание нарисовать человека без уточнений, комментариев и разъяснений. Когда фигурка нарисована, у ребёнка спрашивают, кого он нарисовал. Проводится анализ рисунка, по ярким деталям определяется наличие тревожности у малыша.
  • «Барашек в бутылке». Методика направлена на диагностику психологического самоощущения малыша в семье. два листа бумаги и карандаш. На одном листе ребёнок рисует барашка в бутылке. На втором листе — нужно записать о том, как чувствует себя барашек, о чём мечтает, что его тревожит. Если ребёнок не умеет писать, его просят ответить на эти высказывания о барашке. По рисунку и ответам определяется состояние малыша, наличие тревожности, особенности её выражения.
  • «Нарисуй свой страх». Ребёнка просят на листе нарисовать свои страхи. После завершения задания, малыша просят прокомментировать рисунок. На основе рисунка и ответов определяются объекты тревожности ребёнка.
  • «Несуществующее животное». Ребёнка просят нарисовать несуществующее животное, дать ему имя. Малыша просят рассказать о животном, что он любит, его страхи и тревоги. По рисунку и ответам формируется представление о беспокоящих состояниях.
  • «Кактус». Тест на определение эмоционального состояния малыша, наличия агрессивности, её направленности. Ребёнка просят нарисовать кактус. После завершения рисунка с малышом проводят беседу, направленную на уточнение деталей рисунка. На основе рисунка и ответов составляется эмоциональный портрет малыша.
  • «Паровозик».

Особенностью методик для малышей является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д.

В некоторых случаях они используются и для подростков.

Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»

Способ диагностики направлен на установление психологического и эмоционального состояния малышей дошкольного возраста. Минимальный возрастной порог проведения оценки — 2,5 года.

Методика «Паровозик» предназначена для определения у малыша степени проявления следующих состояний:

  • нормальное или пониженное настроение;
  • тревожность;
  • страх;
  • удовлетворительная или низкая адаптация, проявляющаяся в определённой социальной среде, новой или привычной;
  • позитивное (ППС) или негативное психическое состояние (НПС).

Наглядным материалом, необходимым для реализации методической оценки, является:

  • паровозик — не должен иметь цвет, который совпадает с цветом одного из вагончиков;
  • 8 вагончиков разного цвета;
  • белый фон — лист бумаги, картон или ткань.

Инструкция по применению методики «Паровозик»:

  1. На белом фоне беспорядочно раскладываются вагончики и паровозик.
  2. Ребёнку предлагают присмотреться к картинкам.
  3. Он должен построить поезд, разложив вагончики в определённой последовательности.
  4. Последовательность определяется наводящей фразой, которая повторяется.
  5. Первый после паровоза — самый красивый вагон.
  6. Второй — самый красивый из оставшихся и т. д., пока все вагончики не будут выстроены в состав.
  7. При выборе важно следить, чтобы ребёнок удерживал в поле зрения все картинки.
  8. Руками взрослый обводит оставшиеся «свободными» вагончики, чтобы ребёнок не путался с уже выбранными.

Скачать методические материалы для тестирования «Паровозик».

В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребёнка.

Оценочным критерием методики являются баллы. Они выставляются за конкретную последовательность вагончиков.

Шкала определения количества баллов:

Коли-чество балловЦвет первого вагончика после паровозаВторой вагонТретий вагонШестой вагонСедьмой вагонВосьмой вагон
1ФиолетовыйКоричневый, серый, чёрныйЗелёный, жёлтый, красный
2ФиолетовыйСерый, чёрный, коричневыйЖёлтый, зелёный, красныйСиний
3Чёрный, серый, коричневыйСинийЖёлтый, красный, зелёный

На основе суммы баллов определяется психологическое состояние малыша.

Количество балловУровень состояния
Меньше 3ППС
от 4 до 6Низкое НПС
от 7 до 9Среднее НПС
Больше 9Высокое НПС

Метод «Паровозик» может применяться для оценки климата в группе. Для этого игра проводится с каждым ребёнком. Подсчитываются индивидуальные баллы каждого ребёнка, оценивается его состояние.

При оценке групп состояние ребёнка переводится в баллы:

СостояниеБаллы
НПС высокой степени1
НПС средней степени2
НПС низкой степени3
ППС4

Баллы суммируются, делятся на количество малышей в группе. Полученный результат умножают на 100%.

Групповое состояние = Сумма баллов всех детей / Количество малышей х 100%

Оценка группового психологического состояния:

69% и болееППС высокой степени
43—68%Средний уровень ППС
25—42%Незначительная ППС
0—4%НПС начальной степени
— 24 до — 1%НПС средней степени
— 25% и нижеНПС сильной степени

Методика «Паровозик» — эффективна и востребована из-за простоты и понятности.

Она построена на основополагающем принципе соотношения цветов и эмоций. У малыша дошкольного возраста такое ассоциативное мышление уже хорошо развито, он воспринимает такие задачи естественно.

Не зря существует выражение «видит в розовых красках». Человек с положительным эмоциональным фоном акцентирует внимание на соответствующих цветах. Люди с отрицательным эмоциональным состоянием видят мир в соответствующих красках. Малыши не являются исключением.

Источник: https://urazuma.ru/trevoga/u-doshkolnikov.html

Эмоциональные проблемы у детей: агрессия, тревожность, страхи

Диагностика страха, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением последнее время, к сожалению, растет. Особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше.

Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда агрессивный ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию со стороны взрослых.

Опираясь на многочисленные исследования, следует принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший человеку в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.

В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действиях. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

  • стремление привлечь к себе внимание взрослых и сверстников;
  • стремление получить желаемый результат;
  • стремление быть главным;
  • защита и месть;
  • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень саморегуляции;
  • неразвитость игровой деятельности;
  • сниженную самооценку;
  • нарушения в отношениях со взрослыми и сверстниками;
  • повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни).

Одной из самых распространенных ошибок взрослых является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в “Бессознательном” ребенка.

В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным.

При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочных круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.

Для преодоления существующей проблемы необходима организация индивидуальной психокоррекционной работы, которая направлена на:

  • выявление причин агрессивного поведения ребенка;
  • достижение эмоционального отреагирования агрессии;
  • устранение стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
  • отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (коррекция поведения);
  • закрепление новых стереотипов поведения в реальной жизни.

Наиболее эффективным методом преодоления агрессивного поведения детей является метод песочной терапии. Игра с песком всегда вызывает у ребенка любого возраста неподдельный интерес. Она дает возможность психологу быстрее установить контакт с маленьким клиентом.

Ребенок воздвигает на песке свое собственное миниатюрное изображение мира, тем самым, рассказывая о себе без слов. Анализируя песочную картину и рассказ ребенка, психолог может провести диагностику причин агрессивного поведения ребенка без травмирующих для него расспросов.

Достижение эмоционального отреагирования агрессии происходит в песке с помощью изображения различных батальных сцен (игра с солдатиками, средневековыми рыцарями, ковбоями, различными животными).

Также игры с песком дают наиболее эффективные результаты в отработке и закреплении новых навыков общения, поскольку для дошкольников игра – это ведущая деятельность, которая помогает им научиться правильно относиться к другим людям в реальной жизни.

На некоторых этапах работы с агрессивными детьми наряду с песком используется рисование, которое ценно тем, что дает возможность детям выразить себя невербально – ведь вербальная (с помощью слов) система общения развита у них еще недостаточно. Рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное – это в какой-то мере сбывшееся.

Не менее эффективным способом выражения гнева является работа с глиной, гибкость и податливость которой делает ее пригодной для удовлетворения самых разнообразных потребностей. Дети, которые очень рассержены, могут различными способами дать выход своему раздражению.

Например, слепить фигурку того, на кого они очень злятся, а потом разломать ее. Этот вид творчества – один из самых наглядных из всех видов искусства, который позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка, что является достаточно важным в работе с любой проблемой.

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего.

Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны.

Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста.

В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша.

Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

Страхи

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх – это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д.

Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются.

Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет. Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание.

Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками.

Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью.

У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

Работа со страхами направлена на:

  • установление причины беспокойства ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»).

С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка.

А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка.

Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы.

В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери.

У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы».

Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Источник: https://www.mc21.ru/articles/immunology/73/

Агрессивные и застенчивые дети: как с ними общаться?

Диагностика страха, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей

Статьи

Психология и педагогика

Мы живем в непростом мире, постоянно стремясь к ускользающему чувству комфорта. Агрессивных и застенчивых детей в этих условиях становится все больше, часть агрессии уходит в виртуальное пространство. Что лежит в основе психологии «сложных детей», как помочь агрессивными и застенчивым ученикам — об этом рассказала психолог, руководитель центра «ОткрытиЯ» Ольга Силина.

25 июня 2019

Агрессия — это специфическая форма разрушающих (деструктивных) действий человека, которая подразумевает применение силовых воздействий и нанесение другим людям, а также живым существам и предметам, различного рода вреда (сюда включается как физический вред, так и психологический).

Агрессивность (в общем смысле) — свойство личности, проявляющееся в готовности совершить какие-либо агрессивные действия в рамках своих интересов и с целью достижения определенных результатов.

Нужно различать эти два понятия и понимать, что агрессию можно рассматривать не только как негативное явление, но и как биполярное поведение, имеющее также положительную сторону. Известные психологи (Д. Доллард, Р. Лазарус, Ф. Аллан, Р. Мэй и др.

) представили в научной литературе подходы к агрессии как к стимулу действия, эмоциональной зарядке, способу преодоление комплекса неполноценности, источнику преодоления препятствий. Можно обобщить, что агрессия бывает двух видов: как форма враждебности (проявляется через драки, ссоры, насилие, обиды, разрушающие действия и т.д.

) и как динамическая характеристика адаптивности и активности человека (способ самозащиты, отстаивание своих прав, сохранение независимости и автономности своей личности).

Признаки агрессивного поведения:

  • Тенденция к доминированию над другими;
  • Использование других людей соответственно своим целям и желаниям;
  • Стремление к разрушениям;
  • Причинение ущерба окружающим людям, живым существам и вещам;
  • Склонность к проявлению насилия и жестокости.

Приступив к работе со «сложным ребенком» важно понять: вы имеете дело с враждебной агрессией (к окружающему миру) или с инструментарной (чтобы выжить в каких-то ситуациях). При инструментарной агрессии у ребенка наблюдаются высокий уровень интеллекта, организаторские способности, значимый статус в группе.

При враждебной агрессии присутствуют ярковыраженная деструктивность, вероятность психического расстройства. При этом у всех агрессивных ребят есть общее свойство: неспособность понимать других людей. То есть ребенок фиксирован на самом себе, «Я хочу» превалирует над остальным стимулами.

Причина может быть в особенностях самосознания — она не зависит от самооценки и от положения дел. К факторам, способствующим повышению уровня агрессивности относятся: ситуативные, личностные, социальные, поведенческие.

Если с ребенком трудно

книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если…

2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения.

Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Купить

Существуют разные классификации агрессии, и вот одна из них:

  • Физическая агрессия (нападение). Применение силы (или других агрессивных воздействий) к другому человеку или животному.
  • Непрямая агрессия. Взаимодействие не напрямую с объектом, который является причиной проявления агрессивности, а с другим человеком, предметом или же вообще ни с кем (топанье ногами, удар кулаком по столу, хлопанье дверьми и т.д.).
  • Вербальная (словесная) агрессия. Крики, ссоры, использование угроз, проклятий, нецензурных слов и брани.
  • Склонность к раздражительности. Проявление агрессии даже при наименьшей степени возбуждения (вспыльчивость, грубость, резкость и т.д.)
  • Негативизм. Направление агрессии против старших как по возрасту, так и по социальному положению или должности (против родителей, руководства, начальства и т.д.), то есть против любого авторитета.

Чтобы работать с агрессией, нужно уметь ее классифицировать. Например, если очевидно, что ребенок склонен преимущественно к вербальной агрессии — значит, нужно научить его общаться.

Агрессивность как черта личности закрепляется не сразу. В раннем возрасте она связана с неудовлетворением потребностей. В дошкольном возрасте проявляется физическая и вербальная агрессия импульсивного характера.

У младших школьников формируется целенаправленный характер агрессивных действий, ребята выбирают «жертву». А в подростковом возрасте агрессия уже выступает как форма взаимодействия с окружающим миром (который теперь требует больше, чем раньше), как способ совладать с окружающей средой.

Подростки могут проявлять агрессию открыто или скрывать ее (что гораздо опаснее).

Другая сторона медали — застенчивость

Застенчивость — это совокупность индивидуальных особенностей характера, проявляющихся в робости, стеснительности, часто молчаливости, сопровождающихся эмоциональной скованностью, которые приводят, в конечном счете, к укоренению отрицательных привычек поведения и соответствующих качеств личности (А.В. Веденичева).

Это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения; проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания (В.Н. Куницына).

Застенчивость перекликается с агрессией. Застенчивые дети также фиксированы на себе, только не проявляют это открыто. Они стараются подстроиться под окружающий мир, но создают такие ситуации, чтобы другие люди, перебарывая себя, делали так, как они хотят. Застенчивым детям тоже не свойственны сочувствие, сопереживание, содействие.

В классах часто можно встретить детей, которые очень активны за партой, не могут усидеть на месте, однако «теряются» у доски. Дело в том, что в основе деструктивных действий лежит застенчивость, а агрессия — есть попытка ее переломить.

При работе с агрессией нельзя упускать тот факт, что ребенок и застенчив тоже. То есть нужно работать не с агрессией, а с тревожностью, на которую она направлена.

Родители часто интересуются, что хуже: застенчивость или агрессия? — не замечая, что застенчивость часто приобретает агрессивные черты.

Проявления застенчивости:

  • Вегетативные реакции: покраснение лица, дрожь и потливость, учащенное сердцебиение, стесненное дыхание, тихий голос, опущенные вниз глаза.
  • Локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения—удаления, скованность движений.
  • Эмоциональный дискомфорт, испытываемый при общении с посторонними.
  • Боязнь любых публичных выступлений.
  • Избирательность в контактах с людьми.

Последствия проявления застенчивости:

  • Ограничение контактов с людьми.
  • Конформизм.
  • Самокопание, самоедство и самообвинение.
  • Неприятные переживания, страх, чувство «инаковости».
  • Энергетическое опустошение.
  • Накопление отрицательных эмоций.
  • Помеха для раскрытия личности и ее реализации.

В научной литературе исследователи отмечают, что застенчивость передается по наследству точно так же, как умственные способности или рост человека.

При этом по мнению социологов, застенчивость дает о себе знать с того момента, когда человек говорит себе: «Я застенчив», «Я застенчив потому, что считаю себя таковым и потому, что так думают обо мне другие».

Приемы работы с агрессивными и застенчивыми детьми

  • Обучение умению «чувствовать» и описывать собственное состояние и чувства других людей (наблюдательность). «Могу сам себя настроить на определенный лад».
  • Позитивное самовосприятие и поиск своего места в группе/семье (без захваливания: хорошие качества берутся непосредственно в жизни ребенка).
  • Самооценка и уверенность в себе (внимание не только внешним достижениям, но и душевному развитию, моральным достижениям).
  • Совместные действия педагога, психолога, родителей (без участия родителей достичь результата не получится).
  • Физическая нагрузка (разрядка, снятие напряжения).
  • Поиск хобби (возможность уединиться).

Диагностика агрессивности

  • Опросник А.Басса — А.Дарки. Изучение особенностей и видов агрессии. Методика включает 8 шкал, которые позволяют понять, какой вид агрессии у ребенка доминирует. Также возможна диагностика агрессивности и враждебности, благодаря подсчету их индекса.
  • Тест А.Ассингера. Диагностика агрессивности в отношениях. Позволяет определить уровень: насколько человек легок в общении и в построении контактов с окружающими.
  • Самооценка психических состояний личности по Г.Айзенку. Исследование психических состояний. Методика включает 4 шкалы, которые помогают описать уровни проявления различных состояний психики человека (тревожность, фрустрацию, агрессию и ригидность).

Диагностика застенчивости

Дети:

  • «Лесенка» О. Хухлаевой.
  • Рисунок семьи.
  • Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана.
  • Методика «Выбери нужное лицо» (тест на оценку уровня тревожности) Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Родители:

  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера.
  • Тест на оценку уровня тревожности А.И. Захарова.
  • Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П. Бейкера и М. Алворда.
  • Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

Педагоги:

  • Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П. Бейкера и М. Алворда.
  • Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

Литература для поиска инструментов, других методик:

  • Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов н/Дону: Феникс, 2010.
  • Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. Ярославль, 2001.
  • Луговская А. Если малышу трудно подружиться. М., 2001.
  • Лэндрет Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений.
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. СПб., — М., 2002.
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.
  • Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков.
  • Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 1997.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/agressivnye-i-zastenchivye-deti-kak-s-nimi-obshchatsya/

Эмоциональные проблемы у детей: агрессия, тревожность, страхи -Статьи

Диагностика страха, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей

Эмоциональные проблемы у детей: агрессия, тревожность, страхи

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением последнее время растет. Особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше.

Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда агрессивный ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию со стороны взрослых.

Опираясь на многочисленные исследования, следует принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший человеку в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.

В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действиях. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

  • • стремление привлечь к себе внимание взрослых и сверстников;
  • • стремление получить желаемый результат;
  • • стремление быть главным;
  • • защита и месть;
  • • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

  • • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • • сниженный уровень саморегуляции;
  • • неразвитость игровой деятельности;
  • • сниженную самооценку;
  • • нарушения в отношениях со взрослыми и сверстниками;
  • • повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни).

Одной из самых распространенных ошибок взрослых является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в “Бессознательном” ребенка.

В один день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным.

При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста ребенок часто не может.

Для преодоления существующей проблемы необходима организация индивидуальной психокоррекционной работы, которая направлена на:

  • • выявление причин агрессивного поведения ребенка;
  • • достижение эмоционального реагирования;
  • • устранение стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
  • • отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (коррекция поведения);
  • • закрепление новых стереотипов поведения в реальной жизни.

Наиболее эффективным методом преодоления агрессивного поведения детей является метод песочной терапии. Игра с песком всегда вызывает у ребенка любого возраста неподдельный интерес. Она дает возможность психологу быстрее установить контакт с маленьким пициентом.

Ребенок воздвигает на песке свое собственное миниатюрное изображение мира, тем самым, рассказывая о себе без слов. Анализируя песочную картину и рассказ ребенка, психолог может провести диагностику причин агрессивного поведения ребенка без травмирующих для него расспросов.

Достижение эмоционального отреагирования агрессии происходит в песке с помощью изображения различных батальных сцен (игра с солдатиками, средневековыми рыцарями, ковбоями, различными животными).

Также игры с песком дают наиболее эффективные результаты в отработке и закреплении новых навыков общения, поскольку для дошкольников игра – это ведущая деятельность, которая помогает им научиться общаться с другими людьми в реальной жизни.

На некоторых этапах работы с агрессивными детьми наряду с песком используется рисование, которое ценно тем, что дает возможность детям выразить себя невербально – ведь вербальная (с помощью слов) система общения развита у них еще недостаточно. Рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное – это в какой-то мере сбывшееся.

Достаточно эффективным способом борьбы с гневом является работа с глиной, гибкость и податливость которой делает ее пригодной для удовлетворения самых разнообразных потребностей. Дети, которые очень рассержены, могут различными способами дать выход своему раздражению.

Например, слепить фигурку того, на кого они очень злятся, а потом разломать ее. Этот вид творчества – один из самых наглядных из всех видов искусства, который позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка, что является достаточно важным в работе с любой проблемой.

Детское горе при потере родных

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы.

В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери.

У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы».

Примечательно, что у детей горевание имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, приводит их в недоумение. Иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, как именно он ее переживает. Часто мы теряемся и не понимаем, чем можем помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • • включать его в процесс семейных похорон, или нет?
  • • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Источник: https://pediatr.spb.ru/article/287/

Медицинский совет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: