Дискалькулия — что это такое, симптомы и методы коррекции речевого нарушения

Содержание
  1. Дискалькулия
  2. Симптомы дискалькулии
  3. Причины дискалькулии
  4. Коррекция дискалькулии
  5. Классификация
  6. Профилактика
  7. Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение
  8. Дискалькулия выражается в таких симптомах:
  9. Признаки дислексии и дисграфии
  10. Нарушение письменной речи
  11. Дискалькулия в классе: что делать?
  12. Что такое дискалькулия?
  13. Признаки и типы дискалькулии
  14. Что делать, если дискалькулия подтвердилась?
  15. Позволяйте пользоваться вспомогательными материалы и инструментами
  16. Придерживайтесь постоянной структуры уроков
  17. Обращайтесь к творческим практикам
  18. Продумайте систему оценивания работ
  19. Комбинируйте методы обучения
  20. Играйте, играйте и еще раз играйте
  21. Дискалькулия глазами нейропсихолога. Коррекция дискалькулии
  22. Виды дискалькулии
  23. Диагностика и коррекция дискалькулии
  24. Дискалькулия — что это такое, симптомы и методы коррекции речевого нарушения
  25. Причины появления нарушения
  26. Симптомы проблемы
  27. Формы дискалькулии
  28. Тестовые задания для диагностики
  29. Как проводится коррекция дискалькулии
  30. Способы профилактики

Дискалькулия

Дискалькулия — что это такое, симптомы и методы коррекции речевого нарушения

Дискалькулия является специфическим нарушением обучения счету. Проявляется оно в дошкольном и школьном возрастах. Причинами данной патологии являются нарушения обработки зрительной памяти, внимания, абстрактно-логического мышления. Нередки случаи данного нарушения у детей из неблагополучных семей.

В обучении дискалькулия проявляется в невозможности запоминания условия задачи, планировании ее решения. Ребенок не способен организовать собственное время, что оказывает негативное влияние на его учебу.

Симптомы дискалькулии

  1. Ребенок не понимает структуру числа;
  2. Операции со сложными числами вызывают серьезные затруднения;
  3. Ребенку трудно сравнить количества предметов;
  4. Не может произвести цепочки арифметических действий;
  5. Не понимает смысла этих арифметических действий (сложив числа 3 и 45, может получить 388);
  6. Не может запомнить математические термины.

Причины дискалькулии

  1. Математическая фобия. Некоторые школьники имели негативный опыт обучения в прошлом, из-за которого у них появились неуверенность в себе и страхи перед математическими  примерами.
  2. Слабая обработка зрительной информации. При этом дети не могут правильно визуализировать математические ситуации и числа в задаче. Это нарушение называют еще «невербальные учебные трудности».

    Совместно с этими нарушениями наблюдаются нарушения в правописании и проблемы с почерком, хотя чтение и письмо при этом не страдают.

  3. Невозможность установить последовательность. Дети с такими нарушениями не способны запомнить факты и формулы, которые требуются для математических расчетов. Очень часто сопровождается нарушениями и в других областях (правописание, чтение).

Коррекция дискалькулии

Мероприятия по лечению данного заболевания проводят в школьных логопедических пунктах, в поликлиниках, детских специализированных учреждениях.

Для коррекции необходима совместная работа различных специалистов (логопед, невролог, психолог и другие).

Они проводят комплексный курс коррекции дискалькулии, развивают зрительно-пространственную мыслительную деятельность, способность программирования математических конструкций, логико-абстрактную деятельность. Формируют у детей процессы самоконтроля. 

Задать вопрос на форуме

Добрый день! Меня интересует где я могу в СПб, разрешить проблему с моим ребенком. Дочке 13 лет, она в 7классе, с математикой ужас, еле тянем на два. С первого класса занимались с репетиторами,… (1)

Медея   20 января 2020 года

Ответить Здравствуйте Меня зовут АйшаИ я подумала может в 11- класс? ематику Каждый раз когда шел урок математики мне было так страшно до ужаса (что я не могла стоять на ногах возле доски) Боялась…

Айша   26 августа 2019 года

Ответить Ребенку перед школой ( в дет саду) поставили диагноз :Дислексия, дисграфия. Сейчас он в 5 классе. Учится плохо, памяти нет, со сверстниками плохо контактирует, уроки делаем вместе. Читать не любит…. (2)

Анастасия   25 сентября 2018 года

Ответить Здравствуйте! Моя внучка в этом году пошла в школу. И выяснилось что с математикой у нас большие проблемы.Она не может понять сложные и даже двузначные цифры.Например,17 для неё это 1 и 7…

Елена   22 апреля 2017 года

Ответить 1) сколько стоит курс дискалькСыну 8 лет, ВПШ, ставят РАС. урса 3) ваш специалист может прилететь к нам в Новосибирск Сыну 8 лет, ВПШ, ставят РАС. Занимаемся дисграфией сами, начало положил…

Елена   21 сентября 2016 года

Ответить Доброго времени суток! У меня были проблемы с точными науками наверное, с первого класса. Были проблемы с быстротой чтения. Но с грамматикой и другими гуманитарными науками проблем не было. Мне… (1)

лилия   31 июля 2016 года

Ответить Мой внук испытывает трудности о обучении, особенно, по математике. Ему 11 лет, он не может выучить таблицу умножения, не понимает как решать задачи. По другим предметам чуть получше…. (5)

лена   3 июня 2016 года

Ответить Добрый день. Моя племянница, учится в 4 классе. Отстает от детей по математике и русскому языку. Считает по пальцам или по линейке, часто путает сложение с вычитанием, знает таблицу умножения, но… (2)

Татьяна   13 апреля 2016 года

Ответить Здравствуйте! Моему сыну 7.9 лет, учится в первом классе. Состав числа успешно освоил до числа 6, правильно решает примеры, считает в уме. Дальше ему стало трудно. Состав последующих чисел дается с… (2)

Евгения   22 декабря 2015 года

Ответить

Загрузить еще записи

Источник: http://www.sulamot.ru/diskalkuliya.html

Классификация

По образованию дискалькулия бывает двух типов: врожденная и приобретенная.

Системные нарушения в процессе развития ребенка могут отрицательно сказываться в изучении математических наук. Психологическая травма также может послужить развитию дискалькулии, если в раннем возрасте ребенок получил негативный опыт обучения счету.

Формы дискалькулии:

  • Практогностическая или пространственная — проявляется в затруднении абстрактно считать или делить предметы.
  • Графическая — проявляется в нарушении «кодировки», то есть ребенок не воспринимает на слух цифры, не способен записать называемое число.
  • Вербальная — сложность состоит в словесном обозначении математических действий, ребенку трудно назвать цифру, символ, формулу.
  • Операциональная — затруднения при выполнении арифметических действий, нарушения зрительно мышления.

Профилактика

Профилактика дискалькулии актуальна только в том случае, когда речь идет о приобретенном расстройстве. Занятия по укреплению счетных навыков можно проводить как в различных учреждениях, направленных на развитие ребенка, так и дома.

Существует масса различных методик и материалов для изучения математического представления и общеинтеллектуального развития ребенка. Исследования показывают, что при правильно подобранной программе ребенок достаточно легко осваивает принцип решения математических задач, а значит, дискалькулия ему не грозит.

В случае врожденной дискалькулии необходима коррекция и занятия со специалистом, который сможет построить новые нейропсихические связи в мозгу ребенка.

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

Дискалькулия — что это такое, симптомы и методы коррекции речевого нарушения

Дискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в  неумении оперировать цифрами и числами.

Данный синдром рассматривают как специфическое неврологическое и нейропсихологическое расстройство.

Конечно, данная патология должна быть выявлена нейропсихологом  в дошкольном возрасте ребенка, в противном случае её коррекция становится очень тяжелым и длительным процессом.

Основной причиной развития дискалькулии является недоразвитость внутритеменной борозды теменной доли. Данный участок головного мозга отвечает за обработку оптической информации. Для обучения математике необходимо хорошо визуализировать, т.е. визуально представлять числа и задачи.

Профилактикой здесь могут лишь быть грамотно выстроенные занятия ментальной математикой с самого раннего возраста с 3.5-4 лет.

К поражению теменной доли головного мозга могут приводить факторы:

  • осложнения в перинатальный период (недоношенность, токсикоз, асфиксия при родах);
  • наследственный фактор, генетические заболевания;
  • нарушения питания;
  • травмы головного мозга в раннем возрасте;
  • органические поражения головного мозга;
  • нейроинфекции;
  • новообразования в головном мозге.

Также к причинам развития дискалькулии относят общую задержку умственного развития, и различные психотравмирующие факторы.

Существует несколько различных классификаций нарушения. Выделяют врожденную и приобретенную, первичную и вторичную дискалькулию.

Широкое распространение в психологии и педагогике получила классификация, в которой выделяют 7 видов дискалькулии:

  • графическая – невозможность правильно записать услышанное число, определить математический термин, изобразить геометрическую фигуру;
  • вербальная – невозможность правильно назвать число, символ, обозначить количество предметов;
  • лексическая – отсутствие понимания математических операций, неспособность выполнять задачи по причине непонимания сути операций, нарушение в пространственно-визуальных процессах;
  • операциональная – неспособность к выполнению математических действий;
  • практогностическая – отсутствие способности к абстрактному счету предметов, распределению предметов в зависимости от таких характеристик как количество, форма и т.д;
  • арифмерия – неспособность к обучению вычислению;
  • псевдодискалькулия – сниженные математические способности вследствие нежелания учиться, отставания по учебной программе, неграмотно построенного процесса обучения.

Дискалькулия выражается в таких симптомах:

  • неспособность распознавать количество предметов визуально (больному необходимо пересчитать предметы по одному);
  • затруднения при вычислениях;
  • проблемы с абстрактным счетом времени;
  • невозможность интуитивно определить длину пройденного расстояния;
  • нарушения координации движения;
  • трудности с восприятием понятий «больше» и «меньше»;
  • непонимание сути таких математических операций как вычитание, сложение, деление, умножение;
  • затруднения при написании и назывании чисел;
  • непонимание процесса решения простых математических задач, без использования наглядного материала;
  • непонимание понятия «число», разрядности;
  • отсутствие способности выполнять логико-абстрактные действия.

Первые признаки дискалькулии проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда возникает потребность в произведении элементарных подсчетов.

При выявлении симптомов патологии необходимо обратиться к нейропсихологу  для проведения комплексного обследования.

Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга.

Для подтверждения и уточнения результатов безаппаратной диагностики в нашем центре существует оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, зрительной и звуковой информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.

Признаки дислексии и дисграфии

Проявления этих патологий отличаются специфичностью, стереотипностью и стойкостью. Заподозрить наличие расстройств письменной речи и чтения (а они часто сочетаются) можно, если внимательно отслеживать характерные симптомы этих процессов у детей.

Школьник с дислексией читает обычно медленно, неправильно, часто останавливаясь и запинаясь. Если же прислушиваться к тому, как дети «декламируют» текст, то можно обнаружить некоторые ошибки и помарки. Так, ребёнок при чтении:

  • вставляет в слова лишние звуки;
  • способен пропускать части слова;
  • подменяет сложные для него слова другими, приблизительно похожими по написанию;
  • переставляет буквы и слоги местами;
  • повторяет, добавляет и пропускает целые слова.

Нарушение письменной речи

Характеризуется патология медлительностью, некрасивым почерком, причём чем больше нервничает ребёнок, тем некрасивее у него получаются слова. Кроме того, если посмотреть в тетрадь, то можно отметить отсутствие пунктуации и заглавных букв. Часто встречаемые ошибки у детей с дисграфией:

  • непонимание разницы между фонетически похожими звуками и, как следствие, замена букв (к примеру, Д-Т, Б-П, С-Ш);
  • пропуск букв и слогов («мазин» вместо «магазин»);
  • перестановка букв и целых слогов (к примеру, «фарш», а не «шарф»);
  • «проглатывание» окончаний слов (например, «стрекоз», а не «стрекоза»);
  • вставка ненужных букв («декабарь» вместо «декабрь»);
  • слитное написание предлогов, раздельное – приставок («настуле», «на нести»);
  • несоблюдение принципов склонения слов по родам, числу и падежам («тяжёлая чемодан», «весёлый дни»). Этот признак чаще встречается к 3-му классу, когда происходит активное осваивание правил грамматики;
  • ребёнок путает схожие по написанию буквы (к примеру, самыми трудными для «дисграфика» являются такие прописные буквы, как х-ж, о-а, с-е, м-ш, л-я и т.д.

Источник: https://healthage.ru/poleznye-sovety/lechenie-boleznej/diskalkuliya-vidy-prichiny-simptomy-i-lechenie/

Дискалькулия в классе: что делать?

Дискалькулия — что это такое, симптомы и методы коррекции речевого нарушения

Дискалькулия, или математическая дислексия, наравне с дислексией и дисграфией является расстройством обучаемости. При этом дискалькулии уделяют меньше внимания, чем дислексии, и найти специалиста, который сможет провести грамотную коррекцию подобного расстройства, непросто. 

Что такое дискалькулия?

Дискалькулия — неспособность к изучению арифметики, обусловленная недостаточной активностью определенных участков головного мозга.

Может показаться, что дискалькулия — проблема менее серьезная, чем дислексия: трудности с чтением негативно отразятся на изучении любого школьного предмета, в то время как проблемы со счетом дадут о себе знать лишь во время занятий математикой или физикой. Однако к таким заключениям можно прийти лишь при весьма узком понимании дискалькулии.

Многолетнее изучение работы мозга у пациентов с таким нарушением помогло выявить недостаток нейронных связей в теменной доле, который отражается не только на способности считать, но и ведет к другим фундаментальным проблемам, влияющим на обучаемость.

Люди с дискалькулией с трудом фокусируют внимание на одном объекте, испытывают сложности с распределением внимания при работе над несколькими задачами, обладают плохой краткосрочной памятью, плохо запоминают имена и даты, с трудом ориентируются во времени и планируют собственное расписание.

При этом дискалькулики могут демонстрировать выдающиеся творческие способности и преуспевать в гуманитарных науках. 

Дискалькулия может быть самостоятельным расстройством, а может быть побочным, то есть может проявляться на фоне другого расстройства (например, дислексии); бывает как врожденной, так и возникшей из-за травмы.

Признаки и типы дискалькулии

Дискалькулия у разных людей может проявляться по-разному и в разной степени. Нельзя говорить о какой-то «стандартной» дискалькулии со «стандартными симптомами». Выделяют 5 типов этого расстройства:

  • Графическая − разновидность дискалькулии, которая заключается в том, что страдающий расстройством ребенок с трудом проводит параллели между математическим символом и его значением, испытывает затруднения при записи и прочтении чисел и математических знаков. Обнаружить у ребенка признаки этой дискалькулии может учитель начальных классов в процессе обучения арифметическому письму.
  • Лексическая − при этом виде расстройства ребенок не может правильно прочитывать используемые в математике символы. Минусы он путает с плюсами, тройки называет пятерками и т. д.
  • Практогностическая − выражается трудностями при подсчете предметов. Если на столе лежит, скажем, четыре яблока, ребенку с практогностической дискалькулией не удастся с ходу сказать, сколько перед ним яблок, на последовательный подсчет придется потратить время и силы.
  • Вербальная − ученики с вербальной дискалькулией испытывают затруднения с восприятием произнесенных вслух математических символов, терминов и т. д.
  • Операциональная − это неспособность выполнять различные математические действия: сложение, вычитание, умножение, деление и пр. При этом часто ребенок с этим типом дискалькулии может оперировать цифрами в пределах десятка − трудности возникают при решении задач с более крупными числами.

Чем раньше обнаруживается дискалькулия, тем легче она корректируется. Определить наличие расстройства у ребенка можно в начальных классах школы при обучении письму и основам счета. 

Приведем основные признаки дискалькулии:

  • Трудности и частые ошибки в написании цифр.
  • Ошибки при последовательном счете от 1 до 20.
  • Трудности при определении величин «больше» и «меньше», неразличение математических знаков, геометрических фигур.
  • Невозможность с ходу сосчитать небольшое количество предметов, которые находятся в поле зрения.
  • Ошибки в назывании цифр: ребенок может назвать, например пятерку восьмеркой.
  • Невозможность правильно определять время, пользоваться часами, ориентироваться во времени, из-за чего частыми становятся опоздания и превышение времени на выполнение заданий.

Любой из этих признаков может свидетельствовать о наличии дискалькулии, подтвердить которую поможет дефектолог. Коррекцией математической дислексии занимаются логопеды-дефектологи, психологи, неврологи.

Что делать, если дискалькулия подтвердилась?

Обнаружение дискалькулии — новость не из приятных. И все же мировой опыт показывает, что с этим расстройством можно успешно обучаться школьным дисциплинам, в том числе математике. Важно, чтобы ребенок как можно раньше начал заниматься с логопедом и неврологом по индивидуальному плану, который будет зависеть от того, какой тип дискалькулии обнаружен.

В школе ребенку с дискалькулией очень важна чуткость и поддержка учителя. 

Приводим несколько правил, которые помогут педагогу сделать уроки для ученика с математической дислексией более комфортными:

Позволяйте пользоваться вспомогательными материалы и инструментами

Разрешайте детям совершать подсчеты с помощью калькулятора, заглядывать в таблицы-подсказки, акцентируйте внимание на том, что важно понимать смысл изучаемого, а не зазубривать материал (зубрежка не под силу детям с расстройством счета).

Придерживайтесь постоянной структуры уроков

Дискалькуликам сложно ориентироваться во времени и пользоваться часами. У этого непонимания времени могут быть самые негативные последствия: ребенок постоянно опаздывает, не справляется с задачами в срок, испытывает тревогу.

Регламентированная структура урока помогает ему легче ориентироваться во времени. Допустим, четверть вашего урока всегда будет отводиться на проверку домашнего задания, другая четверть — на изучение теоретического материала, третья — на практику, а четвертая — на повторение материала.

В этом случае ученик с дискалькулией постепенно начнет чувствовать время лучше.

Обращайтесь к творческим практикам

Дискалькуликам сложно найти общий язык с цифрами, символами, различными знаковыми системами, при этом они могут мыслить образно.

Старайтесь почаще обращаться к иллюстративному материалу, разбавляйте уроки творческими практиками (лепкой, рисованием, конструированием), которые развивают мелкую моторику (а это, в свою очередь, оказывает позитивное влияние на формирование соответствующих нейронных связей) и снимают стресс, без которого редко обходится учебный процесс.

Продумайте систему оценивания работ

Оценивая работу ученика с дискалькулией, не принимайте во внимание ошибки в подсчете — это лишь снизит мотивацию ребенка. По возможности, старайтесь избегать категоричного оценивания.

Проверяйте тетради, используя разные цвета: подчеркивайте те места, в которых ученик демонстрирует правильное или неординарное мышление.

Вы увидите, что при таком подходе ваши ученики, даже самые проблемные, удивят и порадуют успехами. Главное — не переставать в них верить.

Комбинируйте методы обучения

Сочетайте разные способы объяснения материала, комбинируйте аудио- и видеопрезентации с живыми экскурсиями, лабораторные работы в парах с самостоятельным изучением материала.

Вы никогда не сможете узнать заранее, какой конкретный метод подойдет вашему ученику. У дискалькулии нет стандартных форм проявления, а значит, нет и стандартных методов справиться с ней.

Любое «педагогическое ружье» может внезапно выстрелить. Главное — не переставать пробовать.

Играйте, играйте и еще раз играйте

Игра — самый эффективный способ обучения людей всех возрастов. Не забывайте проводить развивающие игры с детьми и подростками.

С одной стороны, игра помогает детям снять эмоциональное напряжение, с другой — в игровую форму можно интегрировать математическую задачку, над которой придется поломать голову.

Попробовать как можно быстрее сосчитать, сколько в классе девочек с именем на «А»; командой из 10 человек без слов образовать круг, треугольник или квадрат; сыграть в считалочку, произнося вслух все числа, кроме тех, которые кратны трем.

Вариантов может быть так много! Главное — не переставать искать.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b6ad6c2bd216300a80d4eb9/5d087ac5aaec0c00b0cb9f70

Дискалькулия глазами нейропсихолога. Коррекция дискалькулии

Дискалькулия — что это такое, симптомы и методы коррекции речевого нарушения

Дискалькулия – это неспособность к освоению счетных операций (соотношению абстрактных величин как в уме, так на бумаге с использованием символов) при сохранном интеллекте. Данное нарушение относится у группе расстройств обучения, встречается также часто, как СДВГ, дислексия и дисграфия.

В отличие от упомянутых расстройств, дискалькулия одинаково распространена среди мальчиков и девочек (СДВГ и нарушения письма и чтения больше характерны для мальчиков). Гиперактивность с дефицитом внимания, нарушения чтения, письма и счета очень часто коморбидны, то есть сочетаются между собой.

Так же, как и дислексия, дискалькулия может быть обусловлена как генетическими причинами, так и повреждениями мозга в раннем возрасте.

Отдельно выделяют распад счетных навыков у взрослых, например, после инсульта и черепно-мозговой травмы – акалькулию. И хотя оба этих нарушения связаны с нарушением счета, они имеют разные механизмы.

Развитие математических представлений у детей недостаточно изучено. В норме ребенок после года быстро начинает понимать разницу между маленьким и большим количеством (например, что 3 конфеты больше, чем 2). В возрасте 4 лет ребенок может посчитать до 4-10, а в 5 лет уже имеет представление о числе.

Примерно в этом же возрасте начинает формироваться навык написания цифр и их прочтения в пределах десятка. Вслед за этим в течение пары лет формируется понимание состава числа из сотен, десятков и единиц. В арифметическом плане первыми появляются операции сложения и вычитания (они интуитивно понятны даже детям 4 лет без использования символов).

Умножение и деление являются более сложными, появляются позже, уже в школьном возрасте.

Исследования показывают, что первичные нарушения именно счетных операций (так называемая чистая операциональная дискалькулия) встречаются крайне редко. Намного чаще встречаются дефекты смежных функций, которые не позволяют освоить математические представления в полной мере и дают внешнюю картину дискалькулии. Для успешного освоения счетных операций необходимы:

  • Внимание, кратковременная и хорошая рабочая память, а также для автоматизированных счетных операций необходима хорошая вербальная память. То есть задействованы нейродинамические свойства мозга (первый функциональный блок), третий функциональный блок мозга (премоторная и префронтальная кора) и левая височная область.
  • При выполнении неавтоматизированных математических действий необходима способность к визуализации, то есть хорошие пространственные представления. У детей за это отвечает преимущественно правое полушарие – его теменно-затылочная область.
  • При решении сложных задач в несколько действий необходимы операции планирования, временнОй организации действий (последовательность – что сначала, а что потом). Здесь также необходимы пространственные представления и развитие лобной доли.
  • При написании двух-, трёхзначных чисел (особенно в некоторых языках, таких как голландский и немецкий, где в устном варианте числа перечисляются входящие в его обозначение цифры, причем в обратном порядке) необходимо правильно соблюсти порядок написания элементов: 46/64, 91/19. В случае реверсии (зеркального написания) получится совсем другое число! Здесь также необходимы пространственные представления (правое полушарие), произвольное внимание, удержание программы (лобная доля), хороший слухоречевой гнозис и слуховое внимание (если число пишется на слух), а также межполушарное взаимодействие.

Механизмы формирования математических представлений:

  1. Первичное понимание о количестве, а также о множестве связано с теменными зонами коры обоих полушарий и с оценкой внешнего пространства. Немецкий нейропсихолог M.G. von Aster обращает внимание на дискалькулию при синдроме Герстмана у детей, при котором присутствует так называемая пальцевая агнозия (то есть нарушено восприятие, запоминание пальцев рук, понимание левого и правого; выделяют синдром Герстмана с дислексией и синдром Герстмана с дискалькулией). Однако связь счетных операций с пальцевым гнозисом подвергается сомнению и окончательно не доказана.
  2. Символическое обозначение чисел и математических действий формируется в задней ассоциативной коре левого полушария.
  3. По мере автоматизации счетные операции как устоявшиеся паттерны, не требующие больших энергозатрат, «переходят» в левое полушарие, в том числе в базальные ганглии. Именно поэтому у взрослых акалькулия наступает преимущественно при поражении левого полушария. В случае же новых сложных операций требуется правильная работа теменной коры правого полушария и межполушарное взаимодействие.
  4. При восприятии задач, чисел на слух необходимо подключение слухоречевого анализатора и модально-специфических внимания и памяти.
  5. Для последовательного решения сложных задач, определения последовательности действий, удержания всех условий в уме необходимо участие лобное доли.
  6. Для поддержания оптимального тонуса коры нужна правильная работа субкортикальных отделов – первого функционального блока мозга.
  7. Для адекватного обмена информацией должны хорошо работать межполушарные связи.

Таким образом, дискалькулия может возникать при дисфункциях как в левом, так и в правом полушарии, а также при нарушениях их взаимодействия.

Виды дискалькулии

  1. Практогностическая дискалькулия. Это чистое нарушение счетных операций, когда ребенок остается на стадии дооперациональных представлений по Пиаже. Не формируются элементарные предпосылки для овладения счетом. Ребенок не осваивает понятие числа, «больше-меньше», множества.

    При этом может присутствовать нарушение гнозиса и праксиса пальцев рук.

  2. Вербальная дискалькулия. Тесно связана и сочетается с дисфазией. Это неспособность к освоению вербальных обозначений количества, числа, цифр и математических символов. Это не истинная дискалькулия, а скорее, вторичное явление.

    При вербальной дискалькулии может быть хороший невербальный интеллект.

  3. Идеогностическая дискалькулия. В таком случае ребенок может совершать только предметные математические операции (пальцы, конфеты), но не может перейти в абстрактный план. Исследователи связывают это с дисфункцией теменных отделов коры.
  4. Числовая диссимболия.

    Сочетается с оптической дислексией. Выражается в нарушении чтения математических символов и обусловлена дисфункцией задней ассоциативной коры левого полушария. В таких случаях ребенок не может запомнить, распознать символы и цифры, а также зеркалит как сами обозначения, так и целые числа. Здесь дискалькулия носит вторичный характер.

На практике почти не встречается чистых форм дискалькулии, обычно имеет место смешанная клиническая картина.

Диагностика и коррекция дискалькулии

Для диагностики необходимо стандартное нейропсихологическое обследование, которое желательно дополнить исследованием элементарных математических представлений. Также важно провести анализ школьных тетрадей.

Коррекция дискалькулии проводится преимущественно нейропсихологом, в некоторых случаях – логопедом, который владеет соответствующими методами работы.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник: https://emberint.ru/articles/korrekciya_diskalkulii/

Дискалькулия — что это такое, симптомы и методы коррекции речевого нарушения

Дискалькулия — что это такое, симптомы и методы коррекции речевого нарушения

Нарушение появляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Выглядит как неумение оперировать математическими категориями, непонимание сути арифметических операций, понятий «число», «сумма» и т.п.

Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные.

Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека.

Дискалькулию сложно диагностировать неспециалисту, поэтому зачастую дети с такой патологией попадают в специализированные классы для школьников с нарушениями психического развития.

Примерно 10% школьников страдают от той или иной формы дискалькулии. Не все родители знают, что при своевременной диагностике ещё в дошкольном возрасте можно предпринять эффективные меры по предупреждению этой патологии и облегчить ребёнку процесс освоения школьной программы.

Если ребёнок страдает от проявлений дискалькулии, он испытывает негативное отношение к «точным наукам». Хроническая неуспеваемость может отразиться и на овладении предметами гуманитарного цикла, а также стать причиной низкого социального статуса школьника.

У него не складываются отношения со сверстниками, а педагоги и родители часто оказывают на него неоправданно мощное давление из-за его воображаемой лени и отсутствия прилежания. В дальнейшем такие дети испытывают трудности с выбором профессии и самореализацией.

Причины появления нарушения

К развитию патологии приводят:

  • Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
  • Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
  • Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.

У взрослых данная проблема часто появляется вследствие нарушения работы головного мозга. К её возникновению могут привести кровоизлияния, органические поражения в височном отделе, опухоли, тромбы, кисты и черепно-мозговые травмы. Спровоцировать возникновение дискалькулии могут и различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.

Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

  • нарушение в обработке зрительной информации;
  • пониженная концентрация внимания;
  • нарушение логического мышления;
  • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Симптомы проблемы

Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры.

Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые.

Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

Симптомы дискалькулии:

  • сложности с различением и написанием цифр;
  • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
  • нарушения координации тонких движений;
  • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
  • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
  • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
  • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
  • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

Как только близкие обнаружили у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.

Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может.

Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением.

На видео ниже данный аспект описан достаточно полно:

Формы дискалькулии

Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

  • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
  • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
  • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
  • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
  • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
  • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
  • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.

Тестовые задания для диагностики

Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

  • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
  • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
  • сравнить два числа;
  • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
  • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
  • проанализировать схему тела человека;
  • определить направление вправо-влево.

После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.

Как проводится коррекция дискалькулии

Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.

Методы и упражнения для коррекции:

  • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
  • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
  • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
  • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
  • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
  • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
  • сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам.

После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий.

Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.

Чтобы избавиться от данной патологии, с ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно научить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.

Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время. Вот пример нескольких упражнений:

Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).

Способы профилактики

Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком.

Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов.

Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.

Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий.

Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму.

Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.

Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.

Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции нарушения

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/diskalkuliya/

Медицинский совет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: