Истерический невроз у детей – причины и симптомы

Содержание
  1. Симптомы и лечение истерического невроза у детей
  2. Причины истерии у детей
  3. Симптомы истерик у детей
  4. Профилактика и лечение истерического невроза
  5. Осложнения
  6. Неврозы у детей
  7. Истерический невроз
  8. Невроз навязчивых состояний
  9. Депрессивный невроз
  10. Системные (малосимптомные) неврозы
  11. Психотерапия
  12. Физиотерапия
  13. Истерический невроз у детей: Симптомы и лечение заболевания, причины появления и советы родителям
  14. Симптомы
  15. Причины развития
  16. Лечение
  17. Памятка: Лечение истерического невроза у детей
  18. Истерический невроз: способы лечения расстройства
  19. Причины истерического невроза
  20. Симптомы истерического невроза
  21. Двигательные расстройства
  22. Сенсорные нарушения
  23. Вегетативные расстройства
  24. Методы лечения истерического невроза
  25. Невроз у детей: симптомы и признаки
  26. Симптомы
  27. Причины детских неврозов
  28. Физиологические факторы
  29. Психологические причины невроза у детей дошкольного возраста
  30. Разновидности отклонения
  31. Как лечат неврозы у детей дошкольного возраста?

Симптомы и лечение истерического невроза у детей

Истерический невроз у детей – причины и симптомы

При истерическом неврозе у детей отмечается резкая смена настроения: ребенок во время приступа смеется и плачет, кричит, проявляет агрессию. Дети в этот период не контролируют собственное поведение.

Приступ развивается в виде ответной реакции на раздражающий фактор, причем интенсивность его усиливается в момент, когда окружение начинает проявлять внимание к пациенту.

Лечение истерик проводится посредством коррекции поведения.

Причины истерии у детей

Истерия у детей развивается под действием следующих факторов:

  • возраст;
  • внешнее воздействие;
  • особенности воспитания.

Дети в первый и третий год жизни проявляют негативное отношение к окружающим. В эти периоды малыш часто упрямится, отказываясь выполнять просьбы родителей, не слушается их. Такое поведение не указывает на расстройство психики, а характеризует становление личности.

Спровоцировать истерию в переходные периоды могут следующие факторы:

  1. Воздействие окружающей среды, неудовлетворенные потребности организма — сильный голод, жажда, духота, интенсивный зуд и другие подобные причины провоцируют истерический невроз у детей.
  2. Недостаточное внимание. Детям необходимо внимание со стороны близких людей, им важно поделиться эмоциями.
  3. Физическое или эмоциональное переутомление. Истерические неврозы у детей чаще возникают после активного, интенсивного времяпрепровождения.
  4. Повышенное внимание со стороны родителей. Гиперопека (особенно в период становления личности) не позволяет детям проявлять себя как им хочется.
  5. Конфликты с окружающими. Неспособность решить проблему с помощью разговора из-за недостаточного словарного запаса и низких навыков коммуникации провоцирует приступ истерики у ребенка.

Основной причиной развития невроза у детей являются ошибки в воспитании. Давление со стороны родителей вызывает внутренний конфликт. Дети пытаются приспособиться к таким условиям жизни либо сопротивляются этому, что вызывает повышенное нервное напряжение.

Истерические приступы вызывает также непоследовательное поведение родителей. Например, если мать запрещает что-то, а отец разрешает, то у ребенка вновь развивается внутренний конфликт, так как дети не понимают требований взрослых, как правильно поступить.

Появление истерики может быть обусловлено стремлением подражать сверстникам. Если один малыш начинает громко кричать, то и второй с высокой долей вероятности начнет вести себя аналогичным образом.

Симптомы истерик у детей

Симптомы и лечение истерического невроза у детей определяются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента.

Если личность характеризуется повышенной внушаемостью, то у такого ребенка приступы возникают чаще.

В первый год жизни истерический невроз проявляется в виде следующих симптомов:

  • тело напрягается;
  • глаза закрываются, но отсутствуют слезы;
  • кулаки сжимаются;
  • дети стучат, кусаются, царапаются.

После завершения приступа состояние пациента нормализуется.

В три года клиническая картина истерии носит более выраженный характер. Во время приступа дети падают на пол, изгибая спину в дугу, бьются головой об окружающие предметы. У ребенка возникает истерический смех, который исчезает после нормализации состояния. Также отмечаются кратковременная остановка дыхания, нарушение координации и судороги.

По окончании приступа истерии у детей симптомы расстройства проявляются в виде головокружения и тошноты.

В старшем возрасте характер и выраженность клинической картины меняется. Истерика у подростка проявляется в виде:

  • повышенной ранимости, эмоциональности;
  • жалоб на несуществующие патологии;
  • лжи;
  • фантазерства.

Такое поведение объясняется стремлением подростка привлечь к себе внимание. В остальном истерический невроз протекает по аналогичной схеме, что и у взрослых.

Профилактика и лечение истерического невроза

Истерики у подростков и детей носят временный характер и обусловлены особенностями развития психики в этом возрасте. Поэтому специфическая терапия невроза в данном случае не проводится. Дети перестают быть истеричными, когда проходит возрастной кризис.

Чтобы избежать очередного приступа, рекомендуется:

  • сбалансировать режим отдыха и нормализовать сон;
  • общаться с детьми, прислушиваясь к переживаниям;
  • предоставлять возможность выбора действий;
  • объяснять причины запретов.

Родителям при истерическом неврозе у малышей и подростков необходимо оставаться спокойными и не наказывать за такое поведение.

Важно также не уступать требованиям детей при истерике, так как проявление слабости у одного из родителей, бабушек или дедушек станет сигналом для ребенка, что таким образом он может получить требуемое. Поняв, что взрослые твердо стоят на своем, дети, как правило, становятся более спокойными и количество истерик значительно сокращается.

Осложнения

Большинство приступов истерики у ребенка не дают осложнений. В этот момент пациенты контролируют свое поведение, поэтому не могут нанести серьезного вреда собственному организму.

Однако, если истерический припадок возникает часто, а родители не предпринимают соответствующих мер, то у детей возникают трудности с адаптацией в новом социуме.

Возможно развитие депрессии и неврологических нарушений: глухота и слепота (в том числе и полные), снижение когнитивных способностей.

Истерический невроз у детей носит временный характер и чаще обусловлен особенностями развития психики в определенный период. Специфического лечения при таком расстройстве не предусмотрено. При необходимости родители могут дать ребенку успокаивающий препарат на растительной основе.

Симптомы и лечение истерического невроза у детей Ссылка на основную публикацию

Источник: https://bereginerv.ru/nevrozy/isteriya-u-detej-simptomy.html

Неврозы у детей

Истерический невроз у детей – причины и симптомы

Невроз у детей – это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения.

Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий.

Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.

Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально.

Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне.

По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.

Неврозы у детей

Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:

  • Социально-психологические: эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в многодетной семье), непоследовательность воспитательного стиля, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, перестановка семейных ролей.
  • Социально-культурные: проживание в большом городе, темп жизни, не соответствующий возможностям и потребностям ребенка, сложные отношения в коллективе.
  • Социально-экономические: неполная семья, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу, раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
  • Биологические: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
  • Общеистощающие: хроническая усталость, дефицит сна, умственная и физическая перегрузка (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, невольное участие в аварии, драке).

Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС.

У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость.

При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.

Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера.

У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта.

Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.

Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:

Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.

Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.

Истерический невроз

К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.

У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма – отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.

Невроз навязчивых состояний

Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.

Присутствует обсессивная составляющая, которая реализуется судорожными спазмами, навязчивыми движениями (моргание, покашливание, наморщивание лба). У детей существуют «успокаивающие» ритуалы, например, сосание края подушки, длительное мытье рук.

Депрессивный невроз

Нередко развивается вследствие действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. К деперессивному неврозу более склонны подростки, дети в пубертатном возрасте. Ребенок замкнут, желает уединиться, постоянно пребывает в подавленном настроении. Речь становится скудной, лицо – гипомимичным. Характерно снижение физической активности, плохой аппетит, бессонница.

Системные (малосимптомные) неврозы

Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов – тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом.

К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез).

Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.

На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид.

По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера.

Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.

Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:

  • Первичная консультация. Родители предъявляют жалобы на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасничанье. Из общих симптомов возможны нарушение сердцебиения, дискомфорт в груди, животе.
  • Инструментальные обследования. ЭКГ не выявляет патологии. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
  • Осмотр смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, могут понадобиться консультации детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не обнаруживают у детей данных за органическую патологию.

Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.

Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:

  • транквилизаторы небензодиазепинового ряда: мебикар, гидроксизин;
  • седативные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, мелиссу, мяту;
  • нейролептики, преимущественно галоперидол;
  • психостимуляторы из группы метилфенидата;
  • ноотропы на основе аминофенилмасляной кислоты;
  • поливитаминные комплексы.

Психотерапия

Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности.

Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой.

Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.

Физиотерапия

Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью.

Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны.

Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.

Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен.

К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка.

В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/neurosis

Истерический невроз у детей: Симптомы и лечение заболевания, причины появления и советы родителям

Истерический невроз у детей – причины и симптомы

Заболевание психики, спровоцированное травмой психологического характера, называется истерическим неврозом.

Истерия или истерический невроз всегда проявляется психическими, неврологическими или соматическими расстройствами, оказывающими мощное негативное воздействие на нервную систему организма человека, особенно маленького ребенка, что в конечном итоге приводит к полной асоциализации больного.

Поведение пациента резко меняется, становясь достаточно демонстративным – больной начинает манипулировать окружающими, стремясь привлечь как можно больше внимания к собственной персоне. Кроме того, все пациенты с истерическим неврозом страдают излишней внушаемостью.

Симптомы

Внешние проявления заболевания достаточно явно выражены и знакомы многим родителям: малыш становится чрезмерно капризным, постоянно устраивает истерики с падением на пол. Необходимо отличать невроз от особенностей характера и педагогической запущенности ребенка.

Достаточно часто причинами подобного поведения у малыша становятся резкие ограничения его действий со стороны родителей – до определенного момента ребенку можно было «все» и вдруг – ограничения, причем непоследовательные.

Конечно, малыш не в состоянии понять логики взрослых и его истерики означают протест на запреты.

Внимание! Главное отличие истерического невроза, как заболевания, — малыш не хочет быть таким, его истерики происходят непроизвольно, он сам страдает от них, но ничего не может сделать.

Если малыш страдает истерическим неврозом, то родители достаточно часто замечают и такие признаки, как:

  • нарушения режима сна (бессонница);
  • частые головные боли и даже приступы учащенного сердцебиения;
  • малыш нередко жалуется на тошноту, боли в животе;
  • у него зачастую отсутствует аппетит.

Кроме того, истерический невроз достаточно хорошо диагностируется «со стороны» — больной ребенок склонен к постоянным истерикам (при любой непонятной или же неприятной ему ситуации падает на пол и бьет ногами) и «пустым» капризам.

К сожалению, родители практически всегда объясняют такое поведение своего ребенка неуправляемостью, особенностями характера, агрессивностью и неуживчивостью, но не проявлением заболевания и очень редко обращаются к специалисту.

Да и соответствующий диагноз, поставленный врачом при обращении в лечебное учреждение, нередко полностью отрицают.

С прогрессированием патологического процесса у ребенка развиваются различные фобии и депрессивные состояния, в некоторых случаях малыш словно «теряет» собственное «Я», что проявляется в его стремлении уединиться и абстрагироваться от окружающего мира. Кроме того, у ребенка возникает состояние «параллельности», что способствует формированию нескольких мыслей одновременно.

Ребенок часто причисляет себе разные картины чужих нервозных состояний и настойчиво требует более повышенного внимания от всех окружающих его людей.

Если же малыш не получает желаемого, его поведение становится более настойчивым, с дополнением новых симптомов и проявлений.

Необходимо помнить о том, что все происходящее с ребенком – не сиюминутный каприз или же плод его фантазии, а проявление заболевания, поэтому поведение малыша – абсолютно не преднамеренная ситуация.

Важно! Аналогичные симптомы характерны и для такого заболевания, как шизофрения, поэтому как можно более раннее обращение к специалисту и диагностирование патологии является гарантией полного излечения истерического невроза.

Причины развития

Учеными – медиками установлено, что истерический невроз у детей – достаточно распространенное состояние, которое может возникнуть у абсолютно здорового малыша с крайне устойчивой психикой.

Кроме того, заболевание имеет много разновидностей, но успокаивающим фактором становится утверждение врачей о том, что ИН у детей хорошо поддается полному излечению и профилактическому воздействию уже на самом раннем этапе развития.

Дети чаще всего сами страдают от своих истерик

По утверждениям врачей – психиатров, наиболее распространенная причина появления истерического невроза у детей – погрешности в воспитании со стороны взрослых. Причем основными факторами становятся как чрезмерное внимание к малышу, так и практически полное отсутствие такового.

Угнетение воли ребенка или повышенное внимание даже к незначительным его жизненным достижениям влияют на формирование психологического состояния малыша и одинаково провоцируют развитие невроза.

Часто единственной правильной мерой предотвращения подобной ситуации становится создание достаточно спокойной и адекватной обстановки вокруг малыша, правильно подобранный режим дня и питания и положительные эмоции.

Лечение

Основными процедурами как лечебного, так и профилактического воздействия при появлении истерических неврозов у детей становятся:

  • соблюдение определенных правил поведения родителями (и окружающих ребенка взрослыми);
  • спокойный, правильный режим дня;
  • дополнительный отдых;
  • длительные прогулки на свежем воздухе;
  • активные подвижные игры;
  • ограничение общения малыша с тревожащими его факторами, негативно влияющими на психическое состояние;
  • спокойное и внимательное отношение взрослых к проявлениям симптомов заболевания ребенка.

Всё это способствуют достаточно быстрому изменению в негативном поведении маленького человека.

Памятка: Лечение истерического невроза у детей

Кроме того, профессиональным лечением истерического невроза у детей занимается психотерапевт, который, в зависимости от степени развития патологического процесса, применяет следующие методики:

  • специальные методы психотерапии;
  • медикаментозное воздействие лекарственными препаратами;
  • гомеопатия.

Внимание! Очень эффективным и успешным методом лечения невроза становится игровая терапия.

Чаще всего — без помощи не обойтись

задача врача при лечении неврозов — определение причинно – следственной связи появления расстройства и ее устранение, что и становится основным методом терапии. Залогом полного и успешного выздоровления ребенка становится изменение его образа жизни и большое количество положительных перемен и эмоций.

Если у малыша появились первые признаки истерии и невроза, то лечение ни в коем случае не следует игнорировать или откладывать – развитие патологии приводит к достаточно серьезным последствиям, вплоть до полного изменения личности.

Обычно, наряду с применяемыми методиками лечения, врачи советуют приобрести для ребенка простой аквариум с рыбками, ведь наблюдение за ними значительно успокаивает нервную систему малыша.

Кроме того, родители обязаны правильно организовать режим дня, включая активные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и посещение различных мероприятий, благотворно влияющих на развитие ребенка.

Источник: https://psihiatr.me/nevroticheskie-rasstrojstva/nevrozy/istericheskij-u-detei-lechenie.html

Истерический невроз: способы лечения расстройства

Истерический невроз у детей – причины и симптомы

Истерический невроз относится к числу истероневротических (конверсионных) расстройств. Истерия характеризуется многообразием и пластичностью симптомов, для которых свойственна чрезмерная экспрессивность, избыточная демонстративность и интенсивность проявлений.

Истерический невроз обоснован разнообразными психическими нарушениями и субъективно непереносимым эмоциональным конфликтом. При этом психоэмоциональные проблемы трансформируются в соматоневрологическую сферу, проявляясь на физиологическом уровне. Истерический невроз может возникнуть и у детей, и у взрослых.

Причины истерического невроза

Истерический невроз – типичное расстройство для людей определенного типа личности. Таких особ отличает незрелость психики. Их характерные черты – повышенная внушаемость, впечатлительность, мнительность.

Женщины и мужчины истерического типа неспособны и не желают рассматривать иную точку зрения, отличающуюся от собственного мнения. Истерики полагают, что мнение других людей вовсе не заслуживает внимания.

Они воспринимают свои взгляды как единственно существующую жизненную позицию.

Истерические личности отличаются высоким уровнем тревоги. Они постоянно пребывают в психоэмоциональном напряжении. Из-за своей эмоциональности и возбудимости они часто становятся зачинщиками и участниками конфликтов. Нередко они попадают в ситуации, сопряженные с высоким риском.

Детей, мужчин и женщин истерического типа выделяет демонстративное поведение. Наигранная театральность их жестов, мимики, суждений создает у окружающих мнение о поверхностности, искусственности, преувеличенности их переживаний.

Стержневым направлением поведения таких особ выступает сознательное и целенаправленное привлечение внимания окружающих к собственной персоне. Такие особы не выносят равнодушного отношения к собственной личности.

Они неадекватно подчеркивают свою сексуальность и чрезмерно озабочены внешней привлекательностью.

Истерики отличаются повышенной коммуникабельностью и охотно вступают в контакты с другими. Такие мужчины и женщины находятся в постоянном поиске обстоятельств, в которых присутствуют острые переживания, и где позволено быть в центре внимания. Они преувеличивают интенсивность своих чувств и наделяют особой важностью собственные мысли.

Главенствующая цель истериков – манипулирование окружающими. Они чрезмерно драматизируют собственные страдания. Попыткам обратить на себя внимание всегда сопутствует отрицание человеком наличия таких целей. Истерик сильно возмущается, если в его адрес выдвинули такое обвинение.

Если мужчине или женщине не удается стать центральной фигурой, он применяет специфические «меры противодействия». Человек становится разъяренным и агрессивно нападает на оппонента. Еще одной «санкцией» истериков, особенно детей, являются приступы плача. Они громко рыдают, причитают, всхлипывают, падают на пол либо начинают ударяться головой об стену.

Очень часто демонстративное поведение людей преследует определенную цель – обрести какую-то личную выгоду.

Предпосылками для формирования истерического типа личности и дальнейшего развития конверсионного расстройства выступает неблагополучный период взросления. Зародыши истерического невроза заложены в детском возрасте. При неблагоприятных средовых условиях, при взрослении в асоциальной среде у ребенка формируются неадекватные реакции.

Особенно истерическому неврозу подвержены те дети, которые были лишены родительской любви и внимания. Такие малыши, не ведающие материнской заботы, любыми способами старались привлечь внимание родителей. Истерики, бегство в болезнь – любимый трюк детей, который срабатывал во все времена.

При этом, не встретив эмоционального ответа у родителей, такой малыш будет усиленно стараться получить внимание от других взрослых. С ранних детских лет такой малыш стремится всем угодить и понравиться, чтобы ощутить свою нужность.

В дальнейшем такие дети вырастают неполноценными существами: у них отсутствует самодостаточность и не имеется адекватная самооценка.

Еще одна причина формирования истерического невроза – эгоцентрическое воспитание детей. Эта та модель воспитания, когда ребенок воспринимается родителями как сверхценное существо. Когда его идеализируют и делают кумиром. Когда ублажению малыша подчинен весь образ жизни семьи.

Таких детей безгранично обожают, им все позволяют, потакают любым прихотям. У такого ребенка отсутствует понятия: режим, дисциплина, обязанности. Они редко слышат отказ на свои просьбы. Очутившись во взрослом мире, подросший эгоист чувствует недоумение, сталкиваясь с ограничениями и запретами. Однако внимание других таким людям необходимо, как наркотик.

Поэтому они всеми способами стараются привлечь внимание окружения.

Непосредственно прямыми причинами, дающими старт симптомам истерического невроза, выступают хронические стрессовые ситуации, внезапные экстремальные обстоятельства, тяжелые межличностные конфликты – любые проблемы, которые субъект считает важными, и с которыми он самостоятельно справиться неспособен.

Симптомы истерического невроза

Истерический невроз справедливо называют «великим симулянтом», поскольку конверсионное расстройство может проявлять себя различными соматическими и неврологическими симптомами, которым больные приписывают особую тяжесть. При этом наличие анатомических дефектов, серьезных сбоев или патологических процессов в организме не подтверждается при неоднократном проведении масштабных лабораторных и визуализационных методов исследования.

Истерический невроз представлен тремя категориями симптомов:

  • двигательные (моторные) расстройства;
  • сенсорные нарушения (изменения чувственного восприятия);
  • вегетативная дисфункция (имитация заболеваний висцеральных органов или неврологических патологий).

Рассмотрим симптомы каждой группы более подробно.

Двигательные расстройства

Истерический невроз может давать о себе знать в виде симптов функционального паралича – полного либо частичного отсутствия у больного произвольных движений.

При осмотре больного может определяться парез – снижение силы скелетной мускулатуры.

При этом при конверсионных расстройствах не обнаруживается взаимосвязь между участком поражения и локализацией патологического очага в двигательном пути нервной системы.

Типичным симптомом истерического невроза выступают гиперкинезы – аномальные спонтанно возникающие непроизвольные движения мышцы, вызванные ошибочными командами головного мозга.

У больных истерией часто возникают вокальные тики – стереотипные однообразные движения, происходящие в ом аппарате.

Появление тиков сопровождается их вокализацией: больной начинает чмокать, хрюкать, произносить отрывистые звуки.

Очень часто у детей и взрослых определяются психогенные мимические тики – циклические сокращения лицевых мышц, которые проявляются подергиванием век, угла рта или щеки.

Иной симптом двигательных расстройств у детей и взрослых – грубые нарушения походки в виде невозможности стоять и ходить без поддержки. У женщин и мужчин нередко возникает тризм – тонический спазм жевательных мышц, что приводит к ограничению движений в височно-нижнечелюстном суставе.

В отличие от двигательных расстройств органического характера симптомы нарушений при истерическом неврозе напрямую зависят от психоэмоционального состояния человека.

Больной конверсионным расстройством часто копирует симптомы, которые он видит у окружающих. Если он замечает, что на него обращено внимание, то еще более усиленно демонстрирует свои «страдания».

Когда переключено внимание детей и взрослых на другие объекты, он попросту забывает о «существующих» проблемах.

Сенсорные нарушения

Симптомы изменения чувственного восприятия при истерическом неврозе представлены тактильными, температурными и болевыми анестезиями, гипостезиями и гиперстезиями.

Пациент может указывать, что он не ощущает или, наоборот, чрезмерно реагирует на воздействие прикосновений или температур. У большинства больных уменьшена или отсутствует чувствительность в дистальных отделах конечностей.

Тактильная анестезия может возникать в области грудной клетки или в поясничном отделе.

Болевой синдром при истерическом неврозе носит выраженный психогенный характер. У детей и взрослых возникают нестойкие, не имеющие четкой локализации болевые ощущения. Очень часто в структуре истерического невроза присутствуют сложные психопатологические образования.

Определяется появление телесных фантазий – сенсорно структурированных телесных образов с определенными характеристиками. При этом такие феномены подвергаются старательной интеллектуальной переработке посредством включения воображения, что определяет необычный, странный, причудливый характер жалоб больного.

Женщина или мужчина может указывать на то, что в животе «надувается шар», в горле «застрял кусок пищи», в голову «забивают гвозди».

Очень часто при истерическом неврозе определяются расстройства зрительной функции в виде амавроза – частичной или полной слепоты. Больной указывает на сужение области зрения. Фиксируется извращенное восприятие цветовой гаммы. У некоторых детей и взрослых возникают аномальное восприятие вкуса. Может наблюдаться снижение остроты слуха.

Вегетативные расстройства

Вегетативная дисфункция часто проявляется симптомами, которые характерны для заболеваний висцеральных органов и неврологических патологий. При этом при осмотре не удается обнаружить каких-либо органических поражений органов и систем.

Доминирующий вегетативный симптом в рамках истерического невроза – изменение сердечного ритма. Также больной жалуется на неприятные ощущения со стороны пищеварительной системы: тошноту, рвоту, метеоризм, вздутие живота.

Нередко возникают искаженные тактильные ощущения: ползание мурашек, чувство онемения конечностей, зуд и жжение на кожном покрове.

Методы лечения истерического невроза

Медикаментозное лечение конверсионных расстройств избирается в индивидуальном порядке в зависимости от особенностей личностного портера пациента и его возраста. Больным старше 18 лет чаще всего назначают курс лечения транквилизаторами бензодиазепинового ряда.

Прием бензодиазепинов ограничен периодом в две недели. Детям и подросткам в большинстве случаев рекомендуют прием седативных средств растительного происхождения.

При тяжелом и упорном течении истерического невроза в схему медикаментозного лечения подключают антипсихотики, действующие на коррекцию поведения человека.

Фундаментальным принципом лечения истерического невроза является использование современных методов психотерапии.

Психотерапевтическое воздействие необходимо, в первую очередь, для установления деструктивных звеньев в мышлении человека и обнаружения личностных факторов, способствующих развитию невротических реакций.

Психотерапевтическое лечение также предусматривает ознакомление больного с особенностями его заболевания. На сеансах психотерапии клиент овладевает навыками контроля над своим мышлением и эмоциональным состоянием.

Психотерапия выполняет просветительские функции: врач разъясняет пациенту о нецелесообразности использования им демонстративного поведения. Психотерапевт направляет человека на устранение существующих комплексов и мотивирует на приобретение позитивных черт характера.

На психотерапевтических сессиях клиент раскрывает особенности своей личности и обретает индивидуальность. Он обучается способам гармоничного существования с самим собой и узнает, как достигнуть взаимопонимания в обществе.

Психотерапевтическое лечение дает человеку инструмент для адекватного решения проблем и преодоления конфликтных ситуаций.

Для устранения причин, вызвавших истерический невроз, требуется проведение лечения посредством техник гипноза. Поскольку истинный виновник конверсионного расстройства часто скрыт за пределами осознания и понимания человеком, требуется кратковременное изменение функций психики и получение доступа в глубокие пласты – подсознание.

Введение клиента в состояние транса, напоминающего полудрему, обеспечивает возможность раскрыть истинную причину формирования истерического типа личности. Человек как бы заново возвращается в годы своего детства и по-иному переосмысливает проблемные моменты.

Лечение гипнозом воздействует непосредственно на зачинщика расстройства, поэтому в результате сеансов человек полностью преображает свой внутренний мир и мышление.

Итогом лечения гипнозом становится полное освобождение личности от мучительных симптомов истерического невроза.

Психосуггестивное лечение является безболезненным и безвредным методом, не предполагающим насилие и развитие побочных действий. Именно поэтому лечение гипнозом с успехом применяется и для детей, и для взрослых.

Источник: http://mozg.me/sindromi/pogranichny-e-psihicheskie-rasstrojstva/istericheskij-nevroz.html

Невроз у детей: симптомы и признаки

Истерический невроз у детей – причины и симптомы

Неврозы у детей дошкольного возраста – достаточно распространенное явление, и ему не обязательно должно предшествовать какое-то катастрофическое событие.

Многие родители, даже очень любящие, не придают значения изменениям в состоянии своего ребенка и своему поведению, а невроз у малыша тем временем становится все сильнее.

Поэтому очень важно своевременно заметить симптомы детского невроза и начать его лечение.

Симптомы

По следующим признакам можно заподозрить, что у ребенка дошкольного возраста начал развиваться невроз:

  • Эмоциональная нестабильность, частые перепады настроения, причем доходящие до крайностей: от смеха до слез.
  • Повышенная раздражительность и возбудимость.
  • Чрезмерная ранимость и обидчивость.
  • Частые истерики без особых причин.
  • Развитие страхов и фобий.
  • Подавленное состояние.
  • Явно повышенный дискомфорт, ощущение которого ребенок демонстрирует при воздействии определенного типа раздражителей: например, яркого света, запахов, перепадов температуры, резких звуков.
  • Проблемы с сосредоточением, концентрацией внимания, памятью.
  • Чрезмерная нецеленаправленная двигательная активность (другими словами, суетливость).
  • Неспособность достаточно долго выполнять одно и то же действие (даже играть в любимую игру или смотреть любимый мультик).
  • Проблемы с пищевым поведением (это может быть как потеря аппетита, так и несвойственные ребенку раньше «зажоры»).
  • Проблемы со сном (ребенок может с трудом засыпать или просыпаться, часто вставать ночью, ему могут сниться кошмары, у него могут быть проблемы с недержанием мочи во время сна).
  • Головные боли, боли в животе, боли в области сердца.
  • Быстрая утомляемость в процессе физических нагрузок, общая слабость.
  • Тики, судороги, мышечные спазмы, нарушения координации.

Если у вашего ребенка проявляются хотя бы несколько симптомов из вышеперечисленных, то это уже повод обратиться к специалистам.

Причины детских неврозов

У детей дошкольного возраста неврозы могут развиться по причинам, относящимся к двум основным группам: физиологические и психологические. Соответственно, первые связаны с особенностью функционирования организма конкретного ребенка, а вторые – с ситуацией в семье, в коллективе (в детском саду или школе), с пережитыми стрессами и т.п.

Физиологические факторы

  • Наследственность.
  • Особенности протекания беременности и родов.
  • Перенесенные острые заболевания, недуги хронического характера.
  • Неправильный режим дня, недостаточное количество сна, неправильное питание, излишняя загруженность на кружках и занятиях.

Психологические причины невроза у детей дошкольного возраста

  • Проблемы во взаимоотношениях с родителями и другими родственниками (недостаток внимания или чрезмерная строгость; частые ссоры между матерью и отцом, происходящие на глазах у ребенка; вероятность развода; серьезные заболевания у родителей, о которых ребенок знает; разное отношение родителей к ребенку и его братьям/сестрам).
  • Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками в любом коллективе, частью которого является ребенок (в детском саду, в любом кружке, на детской площадке).
  • Проблемы во взаимоотношениях с воспитателями/учителями.
  • Неуверенность в себе, заниженная самооценка, плохие коммуникативные навыки, повышенная тревожность.

Фактором, способствующим возникновению детского невроза, может быть и одно конкретное событие, вызвавшее у него сильный стресс. Это событие не обязательно должно быть действительно значимым с позиции взрослого человека – значение имеет лишь то, как воспринимает его сам ребенок.

Разновидности отклонения

Выделяют достаточно много видов неврозов, которые наиболее распространены у детей дошкольного возраста:

  • Невроз страха. Он может быть связан с какой-то иррациональной фобией (к примеру, боязнью темноты), либо с достаточно адекватным страхом (например, со страхом быть брошенным). Самый яркий пример – это нежелание ребенка ложиться спать, необходимость в ночнике, открытой двери, несмотря на которые он все равно порой просыпается в криках.
  • Невротическое заикание. Это достаточно специфическая форма невроза, при этом заикание может как быть постоянным, так и проявляться в наиболее волнительные для ребенка моменты. Чаще от этой проблемы страдают мальчики, чем девочки.
  • Невротический энурез. Это неконтролируемое мочеиспускание, которое происходит во время сна. Оно может сопровождаться общей раздражительностью и плаксивостью, нервными тиками, заиканиями.
  • Невротические тики. Тик представляет собой навязчивые движения, в которых могут быть задействованы достаточно разные группы мышц, и которые ребенок слабо контролирует. Так, это может быть учащенное моргание глазами; почесывание одного и того же места (хотя в действительности оно не чешется); движения вокруг шеи, напоминающие попытку ослабить тесный воротник; мотания головой; учащенное дыхание, частое покашливание, «рычание», «кряхтение».
  • Истерический невроз. Он выражается в частых припадках, истериках, попытках привлечь к себе повышенное внимание. Все это обычно связано с тем, что ребенку плохо, но он не знает, почему, и не понимает, как это исправить.
  • Астенический невроз. Такая форма заболевания предполагает повышенную слабость и утомляемость, вялость, безразличие ребенка.
  • Депрессивный невроз. Дети с этим неврозом обычно замкнуты, подавлены, малообщительны. Им свойственно видеть худшее в каждой ситуации, прогнозировать наименее удачный исход любого события.

Это лишь некоторые наиболее распространенные формы – проявление невроза у каждого конкретного ребенка может отходить от этого списка.

Как лечат неврозы у детей дошкольного возраста?

Два первых специалиста, к которым необходимо обратиться, если вы заподозрили наличие у своего ребенка невроза, это психолог и невропатолог (способные установить, соответственно, либо психологические, либо неврологические причины недуга).

Впоследствии они могут направить ребенка к другим, более узкоспециализированным врачам (например, к эндокринологу, кардиологу, психиатру).

Не стоит бояться обращения к любым из этих специалистов, поскольку именно они помогут вернуть вашего ребенка в здоровое и комфортное состояние.

Кроме того, некоторые превентивные меры вы можете принять сами.

Так, не помешает научить ребенка соблюдать правильный режим дня, питаться здоровой пищей, регулярно заниматься физическими нагрузками, но не перетруждаться на занятиях.

Важно также улучшить психологическую атмосферу в семье, дать сыну/дочери понять, что его/ее любят и поддерживают. Это не решит проблему на корню, но поспособствует облегчению состояния ребенка.

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/nevroz-u-detej-simptomy-i-priznaki/

Медицинский совет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: