Эхолалия речи у детей: коррекция, лечение, симптомы, причины, как лечить

Эхолалия у детей: симптомы, коррекция детской речи, методы лечения от специалистов ABA

Эхолалия речи у детей: коррекция, лечение, симптомы, причины, как лечить

Эхолалией называется специфическое речевое поведение, при котором пациент автоматически повторяет услышанные фразы, слова, слоги или даже отдельные гласные либо согласные звуки. У детей данное состояние отмечается значительно чаще, чем у взрослых, в силу особенностей детского «знакомства с миром», о которых мы поговорим ниже.

В психиатрической практике эхолалия разделяется на две базовые категории:

  1. немедленная – характеризуется моментальным воспроизведением слов или фраз окружающих. Например, при немедленной эхолалии на вопрос «хочешь игрушку?» ребенок быстро отвечает «хочешь игрушку!», но затем оказывается, что игрушки он не хотел;
  2. отсроченная (задержанная) – выражается в повторении словоформ не мгновенно, а по прошествии некоторого времени – нескольких часов, суток или даже недель. При этом повтор фраз происходит самопроизвольно, вне зависимости от окружающих факторов.

Эхолалия любой из вышеуказанных форм также может разделяться на истинную (точное повторение слов) и митигированную (повторение слов с некоторой их трансформацией).

На ранних этапах развития немедленная эхолалия в детской речи часто служит лишь указанием на то, что малыш услышал обращенные к нему слова, и что он может понимать и воспроизводить устную речь. Однако данная форма может также указывать и на недостаточность речевых центров (у детей) либо наличие моторной афазии – двигательного речевого поражения (у взрослых).

В любом случае немедленное речеподражание оценивается как более благоприятная форма заболевания по сравнению с отсроченным. Отсроченная эхолалия чаще всего возникает вследствие нарушения некоторых психических процессов.

Как побочное явление эхолалия может сопутствовать следующим состояниям:

  • аутизм, РАС;
  • синдромы Ретта и Туррета;
  • кататоническая шизофрения;
  • задержка развития;
  • патологии центральной или периферической нервной системы, а также прочие неврологические расстройства;
  • поражения лобных долей мозга;
  • нарушения зрительной или слуховой функции – недоразвитие речи достаточно часто наблюдается среди слабовидящих и тугоухих детей из-за ограничения чувственного (зрительного или слухового) познания;
  • имбецильность, олигофрения и др.

При глобальных расстройствах психики отложенная эхолалия у детей и взрослых обычно встречается в сочетании с девиантным поведением. Потому коррекция речи при аутизме не менее важна, чем работа с социализацией.

Эхолалия у детей (эхолалия в детской речи)

У детей без нарушений психического развития функции немедленного речеподражания в раннем возрасте таковы:

  • поддержание беседы. Например, ребенок уже знает, что диалог складывается из обмена фразами, но его собственный лексический запас пока еще мал и нужные слова подобрать трудно. Поэтому малыш просто повторяет услышанное, чтобы показать, что готов взаимодействовать с собеседником;
  • желание выразить согласие. По наблюдениям психологов, немедленным речеподражанием часто пользуются дети, уже выучившие слово «нет», но еще не знающие слова «да». Повторяя услышанное, они дают понять, что соглашаются с человеком;
  • освоение речи. Здесь ситуация подобна процессу усвоения иностранных языков, когда учащийся вновь и вновь повторяет слово, чтобы понять его и запомнить. Ребенок, который только начинает осваивать устную речь, действует по такой же схеме.

В норме симптом повторения услышанного типичен для малышей, поскольку разговорные навыки формируются в два этапа: 6–12 мес. и 3–4 года.

Таким маленьким детям свойственно повторять всё услышанное для обогащения словарного запаса и формирования «базы» взаимодействия с миром.

Если же ребенок уже достиг четырехлетнего возраста, но эхолалия к этому времени все еще продолжает оставаться его основной формой речи, необходимо обратиться за помощью к специалистам – психологу, психоневрологу, логопеду, коррекционному педагогу.

Эхолалия у взрослых

Эхолалия у взрослых людей всегда рассматривается как признак каких-либо психических патологий – шизофрении (наиболее часто), аутизма, амнезии, последствий черепно-мозговых травм и др.

У взрослых аутистов с эхолалией, помимо многократного бессмысленного повторения слов или фраз, часто наблюдается и такая более «сглаженная» симптоматика, как:

  • в процессе работы над какой-либо задачей – бессознательное повторение шепотом различных инструкций, полученных для выполнения этой задачи;
  • повторение названий предметов в процессе работы с ними;
  • частое цитирование реплик из фильмов или телепередач (в основном в адекватном для ситуации контексте);
  • бессознательное повторение «про себя» или тихое проговаривание текста книги в процессе чтения.

Некоторые взрослые с диагностированным аутизмом рассказывают, что речеподражание является для них своеобразным способом коммуникации – бессознательной попыткой поддержать разговор, отвечая собеседнику еще до осознанного понимания сказанной им реплики.

Как лечить эхолалию у детей и взрослых?

Хотя словарное и слоговое речеподражание в детском возрасте является неотъемлемой составляющей становления речи, длительное сохранение этого явления рассматривают как повод для беспокойства. Очень важно вовремя провести диагностику патологической эхолалии для более быстрого ее излечения.

Чтобы диагностировать патологическую форму данного состояния, необходимо провести комплексный анализ целого ряда функций психики. Данный метод позволяет выявить имеющиеся у пациента неврологические заболевания и/или особые психические состояния, при которых эхолалия выступает в качестве дополнительного симптома.

В большинстве случаев коррекция эхолалии осуществляется при помощи специальных программ занятий и упражнений с использованием наглядных пособий, таблиц, видео- и аудиоматериалов и т. д. Если у пациента имеется аутизм либо другие особенности психического развития – лечение проводится в комплексе с другими терапевтическими методами.

Лечение эхолалии в каждом отдельном случае должно назначаться специалистом (психоневрологом, дефектологом, учителем коррекционной школы, логопедом и т. д.) – от его профессиональной грамотности напрямую зависит результат. При разработке терапевтической схемы необходимо учитывать возраст пациента, особенности его развития и степень тяжести патологии.

Родители детей с эхолалией должны придерживаться определенных правил в повседневном общении с ребенком:

  • не прерывать повторяющиеся слова или фразы, а постараться понять, что именно ребенок пытается сообщить этими повторениями, даже если кажется, что они бессмысленны. Нельзя игнорировать интонации повторяющихся слов, мимику ребенка – все это позволит наладить полноценный контакт между вами;
  • постепенно увеличивать количество слов в словарном запасе малыша путем ненавязчивого добавления в его речь новых конструкций. Поддерживайте беседу, формируя новые осмысленные словосочетания на основании повторяющихся ребенком слов. Формулируйте вопросы, на которые можно дать краткий ответ («да» или «нет»);
  • чтобы ребенок лучше понимал, что от него требуется, необходимо использовать наглядные пособия – таблички, картинки, альбомы с семейными фотографиями и прочие инструменты невербальной коммуникации.

Важно помнить, что эхолалия зачастую является основным инструментом для самовыражения ребенка, имеющего речевые проблемы, и исполняет многие полезные функции – от самоуспокоения и снятия тревожности до попытки выстроить диалог и выразить свои эмоции.

Эхолалия при аутизме

В силу особенностей устройства своей психики аутичные дети наиболее восприимчивы к эхолалии. Ребенок с аутизмом вряд ли полностью «перерастет» свое речеподражание, однако при условии своевременной профессиональной коррекции это состояние в дальнейшем может стать гораздо менее интенсивным и даже практически незаметным, хотя некая своеобразность речи останется на всю жизнь.

По результатам последних исследований, проявления эхолалии у детей с аутизмом являются хорошим знаком, поскольку свидетельствуют о том, что ребенок расположен к общению.

Правда, он пока не понимает, как это правильно делать, а потому пользуется единственно доступными ему средствами.

Бесконечно повторяя одно и то же слово или фразу, аутист просто коммуницирует с окружающими, бессознательно рассчитывая на их внимание не к самому слову/фразе, а к его эмоциональной окраске.

Аутичный ребенок, в отличие от нейротипичного, обладает недостаточным «интуитивным чувством языка», а потому вынужден изучать родной язык как иностранный. Поэтому, если аутичные дети с эхолалией не получают профильной помощи, их речь может так и остаться на уровне шаблонных повторов чужих фраз, а вербальная коммуникация будет существенно ограничена.

Источник: https://aba-kurs.com/eholaliya/

Эхолалия у детей: виды, симптомы, коррекция, причины

Эхолалия речи у детей: коррекция, лечение, симптомы, причины, как лечить

Эхолалия – речевое нарушение, при котором непроизвольно (автоматически) повторяются чужие слова или фразы. Диагностируется заболевание преимущественно у детей, иногда встречается и у взрослых.

К эхолалии близка палилалия (в спец. литературе обозначена как “аутоэхолалия”). Так называют автоматическое повторение собственных слов, оно отличается от эхолалии тем, что такое слово (фраза) воспроизводится беспрерывно, причем с нарастающей скоростью.

Заболевание можно распознать самостоятельно. Особенно опасна не распознанная вовремя эхолалия у детей, симптомы которой можно спутать с простым обучением говорению.

Что такое эхолалия

Это заболевание представляет собой неврологическое расстройство речи (устной), характеризующееся бесконтрольным повторением услышанных от других фраз и слов.

До четырех лет, когда формируется умение говорить, копирование чужой речи не считается аномалией. Ребенок в этом возрасте, практикуясь в произношении звуков и осваивая навыки социальной речи, повторяет слова и фразы за взрослым. Со стороны может показаться, что он бездумно воспроизводит услышанное, но на самом деле это попытка вступить в диалог. Такое речевое поведение быстро проходит.

В более позднем возрасте (старше четырех лет) эхолалия уже не является нормой; нужно обязательно обратиться к узкому специалисту, чтобы проконсультироваться по поводу предполагаемого заболевания.

Патология может быть проявлением задержки развития, аутистического или неврологического нарушения. Самолечение здесь недопустимо, так как только специалисты помогут исправить ситуацию.

Виды эхолалии

Специалисты делят заболевание на несколько видов. Эхолалия бывает отложенной (отсроченной) и немедленной.

В детской речи виды эхолалии проявляют себя не одинаково.

При немедленной форме эхолалии услышанные слова другого человека, из телепередачи или иного источника звуки, фразы повторяются ребенком сразу же. К примеру, на вопрос: «Ты замерз?» малыш ответит: «Ты замерз». Так он старается показать свою способность говорить и повторять звуки. Но первоначально ребенок не понимает смысла сказанного, отчего могут иметь место истерики.

Состояние считается нормой, если нарушения в речи занимают короткий период. В том случае, когда они задерживаются на долгие годы, эхолалия является типичным симптомом какого-либо психоневрологического заболевания.

Немедленная форма эхолалии

Разберем, что представляет собой немедленная форма заболевания. Она выполняет такие функции в формировании речи:

  1. Поддержание разговора. Ребенок уже понимает, что речь строится на обмене репликами, но бедный словарный запас не позволяет ему понять смысл всего сказанного и сформулировать адекватный ответ. Поэтому он, в попытке поддержать разговор, просто воспроизводит слова, которые он слышал от взрослого.
  2. Согласие. Есть версия, что дети повторением слов другого человека выражают свое согласие. Они уже научились говорить «нет», но еще не знакомы со словом «да». Ребенок повторяет  его, сопровождая кивком головы. Например, мама спрашивает: «Маша хочет кушать?» и дочь отвечает: «Маша хочет кушать». Родители могут сами провоцировать болезнь, не понимая, до какого возраста эхолалия – относительная норма. Недопустимо обращаться к шести − семилетнему ребенку в третьем лице!
  3. Попытка понять речь взрослых. Механизм схож с усвоением иностранного языка. Повторяя, человек вслушивается в слово, пробует его «на вкус».

Отсроченная эхолалия у детей характеризуется тем, что заученные чужие фразы повторяются на публике, причем спустя какое-то время и в неуместной ситуации. Наиболее явные характерные признаки этого вида эхолалии не остаются незамеченными – обычно родители чувствуют неудобство перед посторонними и сразу обращают внимание на патологию.

Отсроченная форма эхолалии

При отсроченной эхолалии чаще всего основным диагнозом является аутизм. Этот вид выполняет следующие функции:

  1. Стимминг (аутостимуляция). Повторение отвлекает от ощущения стресса, позволяет справиться с напряжением, дает возможность получить сильные положительные эмоции.
  2. Выражение настроения. Повторяются слова, услышанные ранее, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, но вне связи с текущей ситуацией. Например, отец похвалил сына и сказал: «Куплю тебе мороженое», в результате фраза закрепилась положительной реакцией.  Когда в школе учитель похвалит мальчика за выученный урок, ребенок может выдать совсем не к месту фразу: «Куплю тебе мороженое» чужому взрослому человеку.
  3. Подведение итогов. С помощью повторения одного слова обрабатывается и систематизируется поступившая за день информация.

Если у детей наблюдаются одно или несколько проявлений, можно говорить о том, что нужно бить тревогу. Чтобы не допустить прогрессирования болезни, уже при появлении первых признаков нужно обратиться к специалистам и разобраться в причинах  развития эхолалии.

Причины и симптоматика заболевания

Некоторые патологические состояния, психические, неврологические заболевания вызывают аномалию речи. Иногда (как при аутизме) отрицательные, на первый взгляд, симптомы даже служат показателем того, что функции эхолалии налицо.

Причины заболевания такие:

  • повреждение определенной части головного мозга (лобной доли);
  • неврологические и психические патологии;
  • умственная отсталость;
  • проявление аутизма и шизофрении;
  • синдром Ретта (тяжелое генетическое заболевание) / Туретта;
  • имбецильность (олигофрения);
  • опухоль головного мозга;
  • дислексия;
  • дисфазия.

Определение основного заболевания (равно как и причины патологии) – основополагающий момент, так как при лечении эхолалия проходит.

Основные симптомы эхолалии:

  1. Повторение слов, фраз, предложений из чужой речи (собеседника, теле- и радиопередачи): 1) В ходе разговора при немедленной форме. 2) Через промежуток от 10 минут до месяца независимо от ситуаций (при отсроченной).
  2. Самостимуляция (управление определенными эмоциями: ребенок повторяет фразу или слова, ассоциирующиеся с удовольствием).
  3. Систематизация информации (проговаривание услышанного за день).
  4. Тихая или неестественно громкая речь, неправильная интонация, скудная мимика, заученное свое произношение.
  5. Отсутствие реакции на имя.
  6.  Отсутствие зрительного контакта с собеседником.

Симптоматика напрямую связана с видом нарушения. Общим является только повторение чужих слов. Если даже частично появляется данное состояние, то необходимо поместить больного под наблюдение врача, чтобы вовремя начать лечение. Точную причину эхолалии у детей, проанализировав симптомы у ребенка и проведя комплексное обследование, определит только врач.

Методы коррекции

С целью диагностики эхолалии сначала обращаются к психологу или психоневрологу (дополнительно — к логопеду и дефектологу). После беседы с ребенком и тестирования его состояния врачи ответят на все вопросы, волнующие родителей, и точно определят, норма это или отклонение.

При подозрении на эхолалию назначают обследование:

  1. анализ крови и мочи;
  2. анализ ДНК;
  3. ультразвуковое исследование (выявляет степень повреждения мозга);
  4. электроэнцефалограмму;
  5. магнитно-резонансную томографию (выявляет нарушение развития головного мозга);
  6. проверку слуха (для исключения тугоухости).

Если диагноз не подтвердился, то коррекция речи у детей все равно .необходима.

При общении с ребенком взрослые должны быть предельно осторожными:

  1. говорить четко, не спеша, спокойным тоном;
  2. добиваться краткого ответа на вопросы (да или нет);
  3. оберегать ребенка, страдающего эхолалией, от стрессовых ситуаций;
  4. вести себя терпеливо, с пониманием;
  5. не прерывать, если ребенок повторяет слова или фразы;
  6. вникать в смысл сказанного;
  7. целенаправленно увеличивать словарный запас ребенка, так как должен всегда быть большой выбор слов для общения.

Эти рекомендации особо важно соблюдать воспитателям и учителям при общении с «особенными» детьми.

При выявлении речевых дефектов коррекцией занимается врач-логопед. Возможно, понадобится обращение к специалисту за дополнительной консультацией. Исправление нарушений и лечебные мероприятия, раскрывающие лечение эхолалии, проводятся в этом случае немедикаментозным способом.

Выявленный аутизм или психические патологии, спровоцировавшие у детей эхолалию, требуют лечения. Подбирает его исключительно специалист − конкретно для каждого пациента.

Анализируются ситуация, интонация, мимика, ритм речи и другие нюансы во время общения, которые помогут лучше понять больного эхолалией.

Медикаментозно лечится не сама эхолалия, а патологии, которые спровоцировали ее появление.

Что нужно понимать родителям

Если пустить течение заболевания на произвол, то подрастающий человечек не поборет беспокойство, не научится вести беседу и не сможет правильно выражать свои мысли.

В то же время при достаточном желании и старании родители могут максимально полно справиться с отклонениями развития ребенка.

Победить болезнь окончательно, возможно, не получится, но вот наладить коммуникацию со сверстниками, превратив патологию в инструмент взаимодействия с окружающими, вполне реально.

Повторяя слова и фразы, услышанные от других людей, ребенок пытается побороть речевую проблему, самовыразиться. Для адаптации маленьких пациентов специалисты дают родителям следующие рекомендации:

  • не останавливать, не перебивать высказывания;
  • больше общаться, поддерживать любой разговор;
  • обращать внимание на все сказанное, даже если оно кажется бессмысленным;
  • заниматься регулярно, в спокойной, доверительной обстановке;
  • задумываться о том, зачем и в каких ситуациях малыш повторяет услышанное;
  • видоизменять речевую информацию, поступающую из звуковых источников, добавлением новых слов («Папа
  • пришел с работы» − «Папа пришел из магазина» −  «Папа принес из магазина продукты»);
  • повторять любимые фразы ребенка, постепенно видоизменяя их;
  • так формулировать вопросы, чтобы ответ звучал конкретно: «да» или «нет»;
  • поощрять адекватно выраженные эмоции малыша;
  • следить за своей речью, чтобы она была размеренной, говорить коротко, ясно и понятно;
  • ограждать от стрессов, не кричать на ребенка, не ругаться при нем.

Существуют методики борьбы с отклонениями, ускоряющие эффект работы врачей. Самая действенная – подкрепление речи тактильными, обонятельными и визуальными ощущениями. Использование картинок, реальных вещей (продуктов, предметов) помогает понять ребенка, избежать вызванных непониманием истерик.

При выполнении рекомендаций родителями эхолалия в младшем возрасте исчезает бесследно. Но даже если заболевание является симптомом более серьезного расстройства, она постепенно может стать минимально заметной. Совместная работа специалистов и родителей по адаптации ребенка всегда дает положительный результат.

Источник: https://DeteyLechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/ehkholaliya-u-detej.html

Как проявляется эхолалия у детей и как её устранить?

Эхолалия речи у детей: коррекция, лечение, симптомы, причины, как лечить

Становление речи у малыша происходит в несколько этапов.

Оно непосредственно связано с психическим и интеллектуальным развитием.

К 3 годам ребенок уже должен разговаривать предложениями и произносить все звуки.

При определенных нарушениях психического развития наблюдаются и отклонения в речевом поведении. К таким патологиям относится эхолалия. Она может быть последствием поражения мозговых структур, но иногда возникает и у здоровых детей.

Кто такой детский нейропсихолог? Узнайте об этом из нашей статьи.

О заболевании

Детской эхолалией называется отклонение формирования речи, при котором ребенок бесконтрольно повторяет слова и выражения из речи других людей.

Иногда по нескольку раз. При этом он может даже не понимать смысл того, что сказано.

Данное явление свойственно ребенку от года до двух, когда он только учится говорить и повторяет за другими слова и фразы.

Также дети 3-4 лет часто копируют поведение взрослых, в том числе и в речи. Это тоже считается вариантом нормы. Таким образом ребенок приобретает навыки коммуникации.

Если эхолалия не проходит после 4 лет, то это уже считается отклонением и требует коррекции.

Зачастую заболевание сочетается с эхопраксией (повторением жестов и мимики). Частота распространения патологии не превышает 0,5%.

Такие дети испытывают трудности в социальной адаптации, невозможность обучаться в общеобразовательной школе. Сложней всего приходится пациентам, у которых эхолалия сочетается с умственной отсталостью.

Классификация патологии

В медицине различают следующие виды отклонения: немедленное и отсроченное.

Немедленное — это отклонение, при котором больной сразу повторяет слова или выражения, услышанные у собеседника или по телевизору.

Физиологическая немедленная эхолалия свойственна детям до 3 лет.

Патологическая немедленная эхолалия выполняет определенные функции:

  1. Попытка поддержки разговора. Больному не хватает запаса слов, чтобы выразить свои мысли, поэтому при помощи повторения он стремится построить диалог.
  2. Выражение согласия. Повторение — это замена слова «да». Например: «Петя хочет гулять?». «Петя хочет гулять».
  3. Стремление понять, что говорит собеседник. Пациент не может осознать смысл сказанного в уме, поэтому пытается это сделать вслух.

Отсроченное отклонение предполагает повторение услышанного через некоторое время, через несколько минут или даже часов.

Это создает определенные трудности в диагностике, так как родители не сразу замечают патологическую речь.

Обычно отсроченный тип свойствен детям с аутизмом. В данном случае повторение выполняет определенные задачи:

  1. Попытка справиться со стрессом и ощутить положительные эмоции.
  2. Выразить эмоции. Например, какая-то фраза у ребенка ассоциируется с радостью, он будет повторять ее не к месту, чтобы передать свои положительные эмоции.
  3. Систематизация информации, которую ребенок получил за день.

Эхолалия бывает полной и частичной. При полной больной автоматически повторяет выражения, не осознавая их смысл. При частичной пациент наполовину понимает, что он говорит.

Что такое сказкотерапия для детей? Читайте об этом здесь.

Симптомы и признаки

Клиническая картина эхолалии зависит от первоначального заболевания. Общими симптомами являются:

  1. Повтор чужой речи сразу или через определенное время. Часто сказанные фразы бывают не к месту.
  2. Слишком тихая или громкая речь.
  3. Нет мимики.
  4. Нет ответного реагирования на имя.
  5. Искаженные интонации.
  6. Галлюцинации.
  7. При разговоре ребенок смотрит не на собеседника, а по сторонам.

Если эхолалия развилась на фоне аутизма, то у ребенка наблюдается стереотипное поведение.

То есть он повторяет одни и те же ритуалы, не общается со сверстниками, имеет скудный запас слов, зацикливается на одном занятии.

Причины развития

причина эхолалии — это растормаживание подражательного рефлекса.

Это происходит при функциональных или органических поражениях определенных долей мозга. В лобной доле происходит гипервозбуждение нейронов и нарушается баланс между торможением и возбуждением.

Провоцирующими факторами для появления болезни являются определенные психические отклонения:

  • аутизм;
  • шизофрения;
  • синдром Ретта;
  • болезнь Пика;
  • энцефалопатия;
  • олигофрения;
  • новообразования в мозге;
  • травмы головы;
  • нейроинфекции (менингит, энцефалит).

Нередко эхолалия сочетается с дислексией и дисфазией. Ребенок не может овладеть навыками письма и чтения, при этом его интеллектуальное развитие может быть нормальным.

Нарушение формирования речевых навыков может возникнуть вследствие следующих факторов:

  1. Тяжелая беременность, когда нарушается формирование мозговых структур.
  2. Родовые травмы, при которых повреждается головной мозг.
  3. Гипоксия плода.
  4. Прием лекарств, алкоголя и наркотиков при беременности.

Осложнения и последствия

Эхолалия — это серьезное расстройство, которое при отсутствии коррекции приводит к проблемам во взрослой жизни. Ребенок не может общаться со сверстниками, завести друзей, обучаться в обычной школе.

Позднее пациенты испытывают трудности при устройстве на работу и налаживании личных отношений. Обычно они живут одни, многие нуждаются в помощи родителей на протяжение всей жизни.

Кроме того, у больного прогрессируют и другие нарушения:

  1. Запоздалое развитие речи.
  2. Недостаточное формирование когнитивных навыков (памяти, внимания, мышления).
  3. Отставание эмоционального развития.

Диагностика

Если родители заметили у детей признаки эхолалии после 3 лет, то следует немедленно обратиться к специалисту.

На начальном этапе патология поддается коррекции.

Для детского психиатра и невролога постановка диагноза не представляет трудностей. Врачу достаточно поговорить с ребенком, провести ряд специфических тестов. Для выявления причин заболевания назначают инструментальные исследования:

  • электроэнцефаллограмма. Она обнаруживает очаги возбуждения в мозге;
  • МРТ мозга. Диагностирует опухоли, кисты, нарушение мозгового кровообращения, повышение внутричерепного давления.

Также следует получить консультацию отоларинголога, чтобы исключить эхолалию, развившуюся вследствие тугоухости.

Осмотр логопеда необходим для обнаружения дислексии и других речевых расстройств.

ДНК-исследование требуется, если есть подозрения на генетические заболевания (синдром Ретта и синдром Туретта). Если обнаруживаются мутированные гены, то излечить пациента невозможно.

Лечение

Важное значение имеет выявление первопричины эхолалии. Обычно после устранения основного заболевания речь ребенка нормализуется. Функциональная эхолалия в раннем возрасте поддается лечению без лекарственных препаратов.

Родителям следует применять определенные приемы, чтобы малыш находил правильные способы выражения мыслей и эмоций. Что необходимо делать:

  1. Нормализовать психологическую обстановку в семье. Малыш должен чувствовать себя уверенно и спокойно, не испытывать страхов и негативных эмоций.
  2. Записать малыша в секции, кружки, где он найдет общение со сверстниками.
  3. Выстраивать вопросительные выражения так, чтобы на них требовались четкие ответы «Да» или «Нет».
  4. Разъяснять ребенку, когда можно отвечать вслух, а когда нет. Часто дети повторяют фразы по привычке.
  5. Требовать, чтобы малыш говорил от первого лица, а не от третьего. Обращаться к нему от второго лица. Часто родители сами виноваты в эхолалии, когда говорят: «Митя хочет кушать?» вместо «Ты хочешь кушать?».
  6. Пополнять словарный запас ребенка. Это можно делать при помощи чтения книг, просмотра познавательных фильмов, интеллектуальных игр.

В сложной ситуации требуется более серьезная коррекция. Она заключается в слаженной работе логопеда, психолога, невролога, психиатра.

Препараты

Медикаментозная терапия применяется для лечения не самой эхолалии, а для терапии основного заболевания, связанного с органическим поражением мозга. Обычно детям назначают следующие препараты:

Ноотропы. Обычно назначают Пантогам. Он улучшает процессы тканевого обмена в мозговых нейронах, способствует нормализации функционирования мозга. Эффективность применения Пантогама при эхолалии доказана многочисленными исследованиями.

Через 2-3 месяца монотерапии наблюдаются следующие результаты:

  • увеличивается речевое внимание;
  • многократно вырастает словарный запас;
  • улучшается внимание;
  • снижается гиперактивность.

Если после первого курса не удается достигнуть желаемых результатов, то назначают повторную терапию после месячного перерыва.

Нейролептики применяют при сопряжении эхолалии с шизофренией. Выбор препаратов и дозировку определяет врач.

Психостимуляторы (Дезоксин, Метелин). Активизируют психическую сферу организма, ускоряют когнитивные процессы. Эффективны для лечения эхолалии, вызванной травмами, нейроинфекциями.

Однако, препараты следует применять осторожно, так как они вызывают привыкание. Запрещено использовать психостимуляторы при синдромах Ретта и Туретта, эти средства усугубляют течение заболеваний.

Успокоительные растительные препараты (Валериана, Глицин) помогают при гиперактивности, нарушениях сна, беспокойном поведении.

Медикаментозная терапия должна сочетаться с логопедическими и психотерапевтическими методиками. На индивидуальных и групповых занятиях дети учатся правильно выражать свои мысли, грамотно строить предложения, взаимодействовать с другими детьми.

Прогноз

На начальном этапе заболевание легко поддается коррекции, когда оно не вызвано серьезными повреждениями мозга.

Если родители будут соблюдать врачебные рекомендации, то к школьному возрасту ребенок не будет отличаться от сверстников.

Сложнее обстоят дела с генетическими заболеваниями (синдром Ретта), которые сопровождаются серьезными психическими отклонениями и умственной отсталостью. Данные болезни являются неизлечимыми, удается лишь обучить ребенка некоторым навыкам самообслуживания.

Также трудно вылечить шизофрению. При помощи длительной терапии болезнь доводят до стадии ремиссии, вместе с этим налаживается речь. Однако, в периоды обострения симптомы могут вернуться.

Успешное обучение, нормальное психическое развитие зависит от своевременности диагностики и правильности лечения. Важно, чтобы воздействие было комплексным и преемственным, то есть должна работать слаженная команда из логопедов, психотерапевтов и родителей.

Родители в общении с малышами должны соблюдать следующие правила:

  1. Не перебивать ребенка при проговаривании фраз и слов.
  2. Больше разговаривать, учить малыша выстраивать правильную речь.
  3. Поощрять эмоции, выраженные правильными способами.
  4. Не допускать возникновения стрессовых ситуаций.

Эхолалия как самостоятельное нарушение возникает редко. Обычно оно является следствием психических отклонений или органических повреждений мозга.

Функциональное нарушение проходит самостоятельно и не требует лекарственной корректировки. Если диагностированы серьезные заболевания, потребуется длительное лечение и комплексный подход. Большое значение имеет отношение родителей, их готовность помочь своему ребенку.

Убираем эхолалию с помощью творческих рассказов:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/deti/eholaliya.html

Эхолалия у детей: что это такое? Причины, лечение и коррекция

Эхолалия речи у детей: коррекция, лечение, симптомы, причины, как лечить

Дети после 2-х лет активно выражают мысли и желания, обращаясь к взрослым, сверстникам. Их речь к 3-4 годам постепенно усложняется. Они могут задать вопрос, рассказать об интересной игре развернутыми предложениями.

У малышей после четырех лет с эхолалией — привычкой повторять чужую речь, а не составлять собственные высказывания — с общением возникают трудности.

Что такое эхолалия у детей, в чем причина речевого нарушения и как справиться с проблемой, расскажем в нашей статье.

Определение

Эхолалия — это форма речевого нарушения, при котором дети автоматически, без осознания смысла фразы, повторяют услышанное.

До 3-4 лет подобное поведение не считается аномалией. Рефлекторная привычка копировать даже полезна детям для формирования навыка говорения. Коррекционная работа на данном этапе не требуется, у здорового ребенка дефект пройдет самостоятельно.

Нельзя путать эхолалию с эхопраксией — повторением действий и жестов. Так же эхолалия отличается от двигательной стереотипии, для которой характерно бесцельное динамическое копирование жестов, движений и слов.

Если же малыш так повторяет слова после 4 лет, родителям стоит забеспокоиться. Эхолалия у детей дошкольного возраста является типичным симптомом при неврологических, психических патологиях. Нарушения речи становятся признаком таких заболеваний как аутизм, шизофрения, олигофрения, ЗПР, афазия.

Важно! Симптомы эхолалии и палилалии (аутоэхолалии) у детей схожи. Отличить их можно по следующему признаку: при аутоэхолалии малыш повторяет свои слова с нарастающей скоростью, неосознанно и беспрерывно. Это самоподражание. При эхолалии детсадовец повторяет звуки, услышанные от окружающих.

Симптомы

Симптоматика подражания чужой речи отличается от признаков патологического заболевания. К задержкам речевого развития у больных детей присоединяются типичные симптомы психических и неврологических расстройств. Различить состояния легче после 4-5 лет, до 2-3 лет у грудничков почти невозможно, требуется помощь доктора.

Основными проявлениями подражательного симптома являются:

  1. Воспроизведение услышанной фразы, слова или слога немедленно, через промежуток времени.
  2. Повторение предложений для успокоения, в моменты сильных переживаний.
  3. Тихая, невнятная речь.
  4. Невыраженная мимика.
  5. Нежелание отвечать, игнорирования вопросов.

Поводом для беспокойства служит комплекс симптомов нарушений в развитии, определять болезнь по одному признаку нельзя.

! У аутистов очень хорошая память, иногда для повторения они выбирают целые тексты, прочитанные мамой рассказы или сказки. Воспроизводят их точно до каждого слова и даже копируют интонацию.

Причины

Логопедия и нейропсихология различает несколько функций и причин синдрома. Дети добиваются определенного результата, чаще неосознанно.

  • Для общения. Так ребенок поддерживает беседу.
  • Для уточнения смысла вопроса, высказывания. Малыш произносит слово или фразу еще раз, чтобы понять, что она значит. Говорит для себя, а не для окружающих.
  • Для развлечения, игры. Если однажды фраза спровоцировала смех или одобрение, детсадовец будет говорить ключевое слово для привлечения внимания.
  • Для выражения чувств, настроения. Повторением слов и фраз для этих целей часто пользуются аутисты. Пытаются пережить не смысл сказанного, а только эмоции, стараясь завязать контакт с окружающими.
  • Систематизация новой информации. Ребенок воспроизводит в памяти события дня, заново переживает эмоции. Может повторять фразы или звуки, которые вызвали сильные чувства.
  • Для аутостимуляции, саморегуляции. От повторения знакомого материала аутисты и нервные дети испытывают удовольствие.

На заметку! Иногда дети 6-7 лет, когда адаптируются в первом классе, или ясельники используют повторение одной фразы для успокоения. Это может быть небольшое предложение типа: “Мама придет, я молодец!”. Временная эхолалия проходит после полной адаптации в новом коллективе.

Виды

Неврологи и дефектологи делят речевое нарушение на два вида. Классификация основывается на временном промежутке между произношением фразы и первым знакомством с ней.

Отсроченная

Характерна для аутичного поведения. Больные дети повторяют слова и предложения спустя несколько часов или дней после того, как слышали их, прочитали в книге. Отсроченную эхолалию также применяют здоровые малыши для игр, саморегуляции в период адаптации в детском садике.

Немедленная

Свойственная маленькими детям. Малыши воспроизводят звук или слово сразу. Аутичные дети используют немедленную эхолалию для паузы, чтобы понять, что его спросили или сказали собеседники. Для малышей с алалией умение повторять услышанное точно, с правильной постановкой ударения — хороший признак выздоровления.

Лечение и коррекция

Коррекция естественной эхолалии у детей 2-3 лет не проводится, речевой дефект вылечивается самостоятельно. Если подражание переходит в рефлекс и является симптомом психической или неврологической патологии, доктор назначает медикаментозное лечение, иногда гомеопатию.

Дошкольнику будет легче преодолеть эхолалию, если родители смогут соблюдать некоторые правила общения и поведения дома:

  • Доброжелательные отношения в семье, с ребенком.

Размеренные беседы, близкие отношения с домашними способствуют душевному равновесию. Ребенок сам сможет расслабиться, ему не нужно искать посторонние способы успокоения.

  • Поддерживайте желание находить контакт с окружающими, подталкивайте ребенка к беседе.

Возникновение порыва говорить не происходит на пустом месте. Интерес к чувствам, переживаниям будет оценен, малыш поделится собственными мыслями, а не повторит чужую фразу.

  • Выбирайте темы для разговора.

Они должны быть интересны детсадовцу, понятными и доступными для разговора. Тщательно подбирайте слова для вопроса, отвечайте простыми предложениями.

  • Не перебивайте рассказ ребенка.

Малыш начал говорить без копирования мультяшных героев, вы должны слушать.

Логопеды-дефектологи рекомендуют еще один метод коррекции речевого нарушения. Это пошаговое увеличение словарного запаса, обучение умению поддерживать беседу, отвечать на вопросы развернуто.

План действий мамы и папы будет следующим:

  1. Подталкивайте дошкольника к диалогу с помощью простых вопросов и зрительной опоры для ответов.

Используйте методическую литературу для логопедической работы, карточки с картинками понятных предметов, учебники для обучения раннему чтению. Спрашивайте дошкольника, показывая пальцем на изображение: “Что это? Кто это?”.

  1. Не убирайте зрительную опору, задавайте вопросы иначе. Так, чтобы ответ был не очевиден.

Потребуется серия картинок или тематическая подборка. Например, разложите перед малышом картинки животных и машин. Спросите: “Кто умеет лазать по деревьям? У чего есть колеса?”

  1. Развивайте умение строить диалог без зрительной опоры. Малыш отвечает на простые и понятные вопросы.

Избавляться от привычки нужно медленно, сначала задавайте простейшие вопросы: “Кто умеет гавкать? У кого есть крылышки?” Вариантов ответа может быть несколько.

  1. Увеличивайте продолжительность беседы по времени.

На этом этапе важно развить умение не только отвечать, но испрашивать, рассказывать. Помогайте крохе наводящими вопросами. Когда почувствуйте, что детсадовец переутомился, аккуратно закончите разговор.

  1. Стимулируйте речь интересом и дополнительными вопросами.

Если детсадовец начал говорить, задайте ему несколько вопросов, чтобы речь продолжилась. Например, а почему ты так решил? Куда вы пошли?

  1. Продолжите разговор игрой.

Например, дошкольник сказал, что на фото кошка. Попросите его придумать ей имя, помяукать, сами активно участвуйте в изображении животного, развивая сюжет игры.

  1. Обсуждайте яркие моменты из жизни, произошедшие недавно.

Поход в кино, посещение театра вместе с ребенком — хороший повод для обмена мнениями. Для лечения важно, чтобы ребенок участвовал в обсуждаемой истории, а не просто знал о ней от третьего лица.

  1. Фантазируйте, планируйте будущее.

Стройте планы на отпуск, придумывайте сказки. За основу берите уже известные истории или героев.

Использовать эту методику лечения речевого нарушения как четкие спланированные занятия не эффективно. Коррекция в домашних условиях должна проводиться исподволь, но регулярно. Лечить малыша медикаментозно можно только по рекомендациям специалиста.

Давать однозначно отрицательную оценку эхолалии у детей неправильно. При некоторых заболеваниях она служит мостиком для выстраивания контакта с миром. Бороться нужно не с привычкой повторять, а с причинами такого поведения.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/eholaliya

Медицинский совет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: