Эхолалия у детей : симптомы и лечение

Содержание
  1. Эхолалия у детей — симптомы и причины. Как проявляется эхолалия у детей и как её устранить?
  2. Симптомы
  3. Функции эхолалии для ребенка
  4. Коррекция и лечение
  5. Эхолалия: что это и как ее использовать для развития ребенка
  6. Определение
  7. Эхолалия у взрослых
  8. Коммуникация настроения
  9. Причины
  10. Что нужно понимать родителям
  11. Виды
  12. Отсроченная
  13. Немедленная
  14. Общие рекомендации
  15. Диагностика
  16. Зачем ребенок повторяет слова и фразы?
  17. Эхолалия у детей: что это такое? Причины, лечение и коррекция. Детская эхолалия: причины развития и методы лечения
  18. Как лечить эхолалию у детей и взрослых?
  19. Эхолалия у детей: симптомы, причины, терапия
  20. Что такое эхолалия
  21. Немедленная эхолалия
  22. Отсроченная эхолалия
  23. Основные причины
  24. Симптомы эхолалии
  25. Проведение диагностики
  26. Лечение и коррекция
  27. Как использовать эхолалию для развития ребенка
  28. Что нужно помнить родителям

Эхолалия у детей — симптомы и причины. Как проявляется эхолалия у детей и как её устранить?

Эхолалия у детей : симптомы и лечение

Как правило, рассматриваемое расстройство возникает в возрастной период с 6 до 12 месяцев и за это время благополучно сходит на нет. В старшем возрасте это может стать пугающим симптомом таких психических расстройств как:

  • поражение лобных долей головного мозга;
  • аутизм;
  • синдром Ретта;
  • синдром Туретта;
  • шизофрения;
  • имбецильность.

В данном случае производится лечение основного заболевания и при относительном успехе болезнь проходит сама собой.

Симптомы

В детской речи эхолалия проявляется как неконтролируемое повторение слов, целых предложений и фраз из монолога собеседника. Иногда источником цитирования может быть не только находящийся в непосредственной близости человек, но даже книжный текст. В свою очередь, эхолалия делится на немедленную и отсроченную.

Соответственно, в первом случае ребёнок повторяет услышанное непосредственно сейчас, в то время как во втором, что-либо относящееся к давнему периоду. Как правило, это может быть фраза, словосочетание или слово, запомнившееся ребёнку своей интонацией.

Немедленная форма на раннем этапе развития часто служит банальной демонстрацией того, что ребенок услышал обращение к нему, что он способен воспроизводить речь и понимать.

Особенно это проявляется в связи с позитивным отношением родителей, очень часто предлагающих какое-либо вознаграждение за разучивание новых слов.

Отсроченная же, напротив, характеризует детей с отклонениями аутистического спектра.

Функции эхолалии для ребенка

Рассматриваемая патология имеет множество функций и даже в различных её видах они часто пересекаются между собой. Симптомы бывают крайне разнообразны и зависят от конкретного ребёнка.

  1. Простое заполнение паузы. Дети уже прекрасно понимают, что разговор состоит из обмена репликами, но при этом у них недостаточно словарного запаса для его поддержания. В таком случае, если ребёнок хочет что-то добавить или просто обратить на себя внимание, он использует как непосредственно услышанные фразы, так и те, что были запомнены им ранее, в надежде удивить и поразить воображение взрослого.
  2. Некоторые дети подобным образом выражают согласие. Психологи связывают это с тем, что они уже выучились говорить «нет», но не научились говорить «да». В таком случае ребенок повторяет обращённую к нему фразу, чтобы подтвердить услышанное, показать всем, что он усвоил обращённую к нему информацию.
  3. Назвать предметы, события или явления. В ходе развития речи, дети вначале учатся распознавать звуки, затем отдельные слова и уже потом осваивают полноценную речь. Это попытка экспериментирования с родным языком, когда они впервые начинают понимать, что комбинируя различные звуки или фразы, можно добиваться совершенно иного значения. Иногда такое происходит просто из-за отсутствия в активном словаре ребёнка того или иного слова, фразы (знаменитый пример, когда ребёнок говорит «садись» вместо «завтрак»).
  4. Снять присутствующую тревогу. В особенности это характерно для детей с аутичными расстройствами – часто повторяя одну и ту же фразу или слово, имеющую для них эмоционально насыщенный оттенок, они успокаиваются. Для таких детей вообще характерны персеверации и однообразные действия – ребёнку кажется, что повторяя выученное снова и снова, он своеобразным образом наводит порядок в своём эмоциональном восприятии.
  5. Чтобы, напротив, стимулировать себя. Эта функция настолько же характерна для аутичных детей, как и предыдущая. Зачастую, даже сложно конкретно сказать, какое именно психическое состояние пытается вызвать ребенок при помощи повторения заученных слов. Это может быть стимул успокоиться и, наоборот, стимул для возбуждения. Так или иначе, частое повторение некоторых слов может просто вызывать у детей приятные ощущения. Известно также как так называемый «стимминг».
  6. Прорепетировать произношение – когда навыки разговаривать только-только начинают усваиваться ребёнком в полной мере, он может повторять фразы в одиночестве просто для того, чтобы в нужный момент произвести должное впечатление их употреблением по назначению. Таким образом, ребёнок просто моделирует в голове ролевую ситуацию. Очень многим детям от шести до двенадцати месяцев безумно нравится подобная практика.
  7. Ради веселья. Детям кажется, что есть ну очень смешные словечки, и они никогда не устанут их повторять, поднимая настроение себе и окружающим, как это им кажется. Особенно когда язык кажется таким новым и неизведанным.
  8. Чтобы понять речь взрослых. Для объяснения данного феномена достаточно представить, что вы изучаете иностранный язык в естественной среде обитания. Естественно вы не всегда будете понимать полный смысл фраз, но при этом улавливать отдельные слова в общей какофонии незнакомых звуков. Так же и ваш ребенок, улавливая что-то знакомое, пытается репетировать это, разница лишь в том, что взрослые в силу усвоенного этикета делают это про себя, а малыш, ни капельки не смущаясь, повторяет вслух: «Я сказал, я понял!»
  9. Рефрены из прошлого – дети могут проявлять остроумие подобным образом, выявляя закрепившиеся ассоциации. Допустим, в более ранний эпизод по телевизору шла какая-то передача, в то время как взрослые обсуждали покупки. Теперь каждый раз, когда речь заходит о покупках, ребёнок может повторять заученные слова из телевизора, демонстрируя тем самым свою находчивость. Вслушайтесь, и вы увидите смысл.
  10. Выразить чувства, не поддающиеся вербальному описанию. В качестве передачи используются, как правило, части других разговоров. Ребенок, может быть, боится говорить от первого лица, в то время как повторение якобы чужого опыта, позволит ему чувствовать себя в безопасности и поделиться при этом сокровенным.

Это лишь наиболее характерные симптомы, в зависимости от случая они могут видоизменяться, и затрагивать сразу несколько пунктов в одном. Всё индивидуально.

Коррекция и лечение

Эхолалия, являющаяся закономерной частью становления речи ребёнка, сама собой пройдёт годам к четырём. Однако, наличие аутизма, шизофрении, отставаний в развитии другого генеза может затягивать этот срок.

Иногда болезнь вовсе неподдается лечению полностью.

Лечение лёгких случаев проводится исключительно при помощи работы коррекционного педагога, но даже так, это может лишь уменьшить выраженность проявлений, не давая полную гарантию результата.

  1. Первым делом следует чётко установить, что эхолалия не является бессмысленным и бездумных повторением чужих или заученных слов. Это всегда в той или иной степени форма общения с окружающим миром, попытка что-то донести, повлиять на своё состояние. Специалисты считают, что она обязательным образом должна корректироваться. Однако иногда это может быть даже во вред, ведь вы упускаете лишнюю возможность общения со своим ребёнком, а он будет всё больше замыкаться в себе. Вы сами можете стать внимательным коррекционным педагогом и справитесь, понимая своего ребёнка гораздо лучше там, где специалисты скажут, что это безнадежный случай. Тем более лечение эхолалии не производится медикаментозно.
  2. Существует ряд методик, которые позволят вам добиться данной цели кратчайшим путём, не замыкая в себе своего ребёнка. Кстати, обязательно проверьте его слух, вполне возможно часть проблем идёт родом оттуда, и тогда успешное лечение мигом даст о себе знать.
  3. Взрослые должны следить за собой в своей речи – не говорить на повышенных тонах, произносить всё чётко. Скандалы в семейной жизни просто недопустимы – они могут обострить симптоматику. Кроме того, разговаривая со своим ребёнком, пытайтесь свести его ответ к однозначному «да» либо «нет». Имейте терпение.

Источник: https://pro-acne.ru/nevralgiya/eholaliya-u-detej-simptomy-i-lechenie.html

Эхолалия: что это и как ее использовать для развития ребенка

Эхолалия у детей : симптомы и лечение
В процессе формирования речи различные зоны коры претерпевают ряд последовательных изменений. На определенной ступени развития ребенок способен издавать отдельные звуки, затем произносить слова, в последующем возникает речеподражание и так далее. Без прохождения этих этапов полноценное построение языковых конструкций невозможно.

Однако не всегда процессы формирования речи протекают физиологично. И порой нормальные функции начинают выступать в роли патологических симптомов.

Одной из таких необходимых для созревания центра речи ступеней считается эхолалия – явление, когда человек повторяет услышанную чужую речь.

В каких случаях она перестает быть нормой и служит поводом для серьезных беспокойств?

Определение

Эхолалия — это форма речевого нарушения, при котором дети автоматически, без осознания смысла фразы, повторяют услышанное.

До 3-4 лет подобное поведение не считается аномалией. Рефлекторная привычка копировать даже полезна детям для формирования навыка говорения. Коррекционная работа на данном этапе не требуется, у здорового ребенка дефект пройдет самостоятельно.

Нельзя путать эхолалию с эхопраксией — повторением действий и жестов. Так же эхолалия отличается от двигательной стереотипии, для которой характерно бесцельное динамическое копирование жестов, движений и слов.

Если же малыш так повторяет слова после 4 лет, родителям стоит забеспокоиться. Эхолалия у детей дошкольного возраста является типичным симптомом при неврологических, психических патологиях. Нарушения речи становятся признаком таких заболеваний как аутизм, шизофрения, олигофрения, ЗПР, афазия.

Важно! Симптомы эхолалии и палилалии (аутоэхолалии) у детей схожи. Отличить их можно по следующему признаку: при аутоэхолалии малыш повторяет свои слова с нарастающей скоростью, неосознанно и беспрерывно. Это самоподражание. При эхолалии детсадовец повторяет звуки, услышанные от окружающих.

Эхолалия у взрослых

Эхолалия у взрослых людей всегда рассматривается как признак каких-либо психических патологий – шизофрении (наиболее часто), аутизма, амнезии, последствий черепно-мозговых травм и др.

У взрослых аутистов с эхолалией, помимо многократного бессмысленного повторения слов или фраз, часто наблюдается и такая более «сглаженная» симптоматика, как:

  • в процессе работы над какой-либо задачей – бессознательное повторение шепотом различных инструкций, полученных для выполнения этой задачи;
  • повторение названий предметов в процессе работы с ними;
  • частое цитирование реплик из фильмов или телепередач (в основном в адекватном для ситуации контексте);
  • бессознательное повторение «про себя» или тихое проговаривание текста книги в процессе чтения.

Некоторые взрослые с диагностированным аутизмом рассказывают, что речеподражание является для них своеобразным способом коммуникации – бессознательной попыткой поддержать разговор, отвечая собеседнику еще до осознанного понимания сказанной им реплики.

Коммуникация настроения

Мой опыт родителя говорит о том, что отсроченная эхолалия часто является импрессионистским способом сообщить о своем настроении. Если мой сын произносит фразу: «Сегодня бассейн закрыт», это значит, что он разочарован, и эта фраза является его способом передать чувство разочарования.

Его радость и душевный подъем связаны с фразой: «Наша комната в отеле на семнадцатом этаже», он повторяет ее каждый раз, когда радуется. Если он не совсем понимает содержание разговора, но хочет принять в нем участие, то он произносит предложения, которые ассоциируются у него с общим тоном разговора.

Моя стратегия в таких случаях – признать его эмоции («Я помню, как ты был счастлив в отеле на Ниагаре, я вижу, что сейчас ты тоже счастлив») и перенаправить его на настоящие события.

Причины

Логопедия и нейропсихология различает несколько функций и причин синдрома. Дети добиваются определенного результата, чаще неосознанно.

  • Для общения. Так ребенок поддерживает беседу.
  • Для уточнения смысла вопроса, высказывания. Малыш произносит слово или фразу еще раз, чтобы понять, что она значит. Говорит для себя, а не для окружающих.
  • Для развлечения, игры. Если однажды фраза спровоцировала смех или одобрение, детсадовец будет говорить ключевое слово для привлечения внимания.
  • Для выражения чувств, настроения. Повторением слов и фраз для этих целей часто пользуются аутисты. Пытаются пережить не смысл сказанного, а только эмоции, стараясь завязать контакт с окружающими.
  • Систематизация новой информации. Ребенок воспроизводит в памяти события дня, заново переживает эмоции. Может повторять фразы или звуки, которые вызвали сильные чувства.
  • Для аутостимуляции, саморегуляции. От повторения знакомого материала аутисты и нервные дети испытывают удовольствие.

На заметку! Иногда дети 6-7 лет, когда адаптируются в первом классе, или ясельники используют повторение одной фразы для успокоения. Это может быть небольшое предложение типа: “Мама придет, я молодец!”. Временная эхолалия проходит после полной адаптации в новом коллективе.

Что нужно понимать родителям

Если пустить течение заболевания на произвол, то подрастающий человечек не поборет беспокойство, не научится вести беседу и не сможет правильно выражать свои мысли.

В то же время при достаточном желании и старании родители могут максимально полно справиться с отклонениями развития ребенка.

Победить болезнь окончательно, возможно, не получится, но вот наладить коммуникацию со сверстниками, превратив патологию в инструмент взаимодействия с окружающими, вполне реально.

Повторяя слова и фразы, услышанные от других людей, ребенок пытается побороть речевую проблему, самовыразиться. Для адаптации маленьких пациентов специалисты дают родителям следующие рекомендации:

  • не останавливать, не перебивать высказывания;
  • больше общаться, поддерживать любой разговор;
  • обращать внимание на все сказанное, даже если оно кажется бессмысленным;
  • заниматься регулярно, в спокойной, доверительной обстановке;
  • задумываться о том, зачем и в каких ситуациях малыш повторяет услышанное;
  • видоизменять речевую информацию, поступающую из звуковых источников, добавлением новых слов («Папа
  • пришел с работы» − «Папа пришел из магазина» − «Папа принес из магазина продукты»);
  • повторять любимые фразы ребенка, постепенно видоизменяя их;
  • так формулировать вопросы, чтобы ответ звучал конкретно: «да» или «нет»;
  • поощрять адекватно выраженные эмоции малыша;
  • следить за своей речью, чтобы она была размеренной, говорить коротко, ясно и понятно;
  • ограждать от стрессов, не кричать на ребенка, не ругаться при нем.

Существуют методики борьбы с отклонениями, ускоряющие эффект работы врачей. Самая действенная – подкрепление речи тактильными, обонятельными и визуальными ощущениями. Использование картинок, реальных вещей (продуктов, предметов) помогает понять ребенка, избежать вызванных непониманием истерик.

При выполнении рекомендаций родителями эхолалия в младшем возрасте исчезает бесследно. Но даже если заболевание является симптомом более серьезного расстройства, она постепенно может стать минимально заметной. Совместная работа специалистов и родителей по адаптации ребенка всегда дает положительный результат.

Виды

Неврологи и дефектологи делят речевое нарушение на два вида. Классификация основывается на временном промежутке между произношением фразы и первым знакомством с ней.

Отсроченная

Характерна для аутичного поведения. Больные дети повторяют слова и предложения спустя несколько часов или дней после того, как слышали их, прочитали в книге. Отсроченную эхолалию также применяют здоровые малыши для игр, саморегуляции в период адаптации в детском садике.

Немедленная

Свойственная маленькими детям. Малыши воспроизводят звук или слово сразу. Аутичные дети используют немедленную эхолалию для паузы, чтобы понять, что его спросили или сказали собеседники. Для малышей с алалией умение повторять услышанное точно, с правильной постановкой ударения — хороший признак выздоровления.

Общие рекомендации

  1. Не прерывайте эхолалию ребёнка грубо. Нужно понимать, что даже в относительно запоздалых случаях, возможность тренировать своё произношение и выражать эмоции бесценна.
  2. Но при этом не стоит игнорировать стереотипии. Лучше всего в форме игры попытаться понять, что же именно хочет ваш ребёнок сказать той или иной фразой.

    Может ему просто весело и приятно наблюдать за вашей реакцией, или же ему нравится звучание.

  3. Стремитесь к пониманию. У пациентов с расстройствами аутичного спектра отдельные слова играю роль «стимуляторов» и «транквилизаторов». Попытайтесь оценить, в каком состоянии сейчас находится ваш ребенок и найти конструктивный выход.

    Возможно, тут как нельзя кстати потребуется медикаментозное лечение.

  4. Эхолалия это весело! Как глухой телефон. Присоединяйтесь. Выучив основные стереотипии ребёнка, вы можете попытаться ответить ему в том же духе. И у вас получится занимательная игра, которая если и не излечит, то, как минимум снимет напряжение.

  5. Играя с эхолалиями, расширяйте словарный запас ребёнка, постепенно вводя новые слова с использованием тем же самых речевых оборотов. Если вы действительно поймёте причину эхолалии, вы всегда можете обратить её себе на пользу, чтобы научить малыша новым словам и их правильному употреблению.
  6. Аутичные дети очень часто повторяют последнее слово из предложенного списка, поэтому если вы предлагаете ему на выбор, скажем, что купить на обед, то наверняка будете крайне разочарованы, что он имел ввиду вовсе не это, механически повторяя последнее слово-раздражитель.
  7. Не запутайте друг друга.

    У пациентов с эхолалией может быть отменная память, и вы сами удивитесь, что, казалось бы, естественный тон вашей беседы является сценарием какого-то рекламного ролика. Было предостаточно подобных курьёзов.

  8. Дайте своему ребёнку побыть в одиночестве тогда, когда он явно этого желает.

  9. При наличии грубых психических расстройств рассмотрите лечение при помощи медикаментов. Иногда помогают средства от СДВГ.

Будьте настоящим родителем и старайтесь докопаться до корней проблемы.

К эхолалии можно относиться по-разному, и в иные моменты времени вам будет трудно сдерживать себя, но всё-таки не срывайтесь на своём ребёнке.

Диагностика

Обращаться за консультацией к неврологу, логопеду, дефектологу, психиатру нужно, если эхолалия наблюдается у малыша после 4 лет. После беседы с маленьким пациентом, знакомства с характеристикой из сада, от родителей, проведения простого теста, доктор сможет понять, является привычка повторять нормой или патологией.

Если невролог или психиатр заподозрят какие-либо расстройства, понадобятся дополнительные лабораторные и аппаратные исследования. Малышу нужно пройти:

  1. УЗИ мозга
  2. Электроэнцефалограмму
  3. МРТ
  4. Осмотр лор-врача

Выявлять патологию с помощью дополнительных анализов нужно после 4-5 лет. Прогноз на будущее зависит от поставленного диагноза и способности работать над его устранением у малыша, родителей.

Совет! Мамам детей с ЗРР, аутизмом важно избавиться от стереотипов. Психиатрия считается непопулярной наукой и разделом медицины у молодых родителей из-за боязни “страшных” справок о болезни на всю жизнь.

Важно не то, что будет написано в карточке ребенка, а насколько быстро вы обратитесь к доктору, сможете помочь ребенку справиться с проблемой. Грамотные психологи и психиатры ставят перед собой именно такую задачу.

Откладывать лечение нежелательно.

Зачем ребенок повторяет слова и фразы?

Мнение, что эхолалия — всего лишь бессмысленное повторение совсем неверно. В разных случаях она выполняет необходимые для ребенка функции:

  • Поддержка разговора. Ребенок уже достиг понимания, что коммуникация подразумевает диалог, однако пока еще не умеет (в силу возраста или по причине наличия отклонений) построить фразу. Здесь и кажется уместным повторить высказывание собеседника.
  • Попытка понять. В данном случае процесс похож на изучение взрослыми иностранного языка — для того, чтобы полноценно осознать сказанное иногда приходится ее повторить.
  • Обозначение предметов и явлений. Похоже на повторение ребенком слов, когда он только учится их говорить. Фраза «Сядь за стол!» может обозначать понятие очередного приема пищи.
  • Выражение согласия. Психологи заметили, что дети значительно раньше научаются говорить «нет», чем «да». В некоторых случаях повторение фразы, произнесенной взрослым, может означать, что ребенок согласен с вами.
  • Восстановление психического равновесия. Такая функция характерна для аутистов, которые любят ритуалы и привычный уклад жизни. Повторение знакомой фразы помогает им успокоиться.
  • Передача эмоционального состояния. Иногда ребенку трудно выразить словами свои эмоции. Готовые клише, запомнившиеся фразы, связанные в его памяти с определенными чувствами, помогают ему передать взрослым свои переживания.
  • Стимминг или самостоятельная стимуляция. Обычно характерна для детей с аутичным синдромом. Повторяя запомнившиеся фразы, ребенок вызывает у себя определенное психическое ощущение — успокаивается или, наоборот, возбуждается.

Чуть позже с ребенком нужно будет заниматься развитием памяти и внимания, а также речи.

Источник: https://gidroz.ru/nevrozy/eholaliya-u-detej-simptomy.html

Эхолалия у детей: что это такое? Причины, лечение и коррекция. Детская эхолалия: причины развития и методы лечения

Эхолалия у детей : симптомы и лечение

Эхолалия — это форма речевого нарушения, при котором дети автоматически, без осознания смысла фразы, повторяют услышанное.

До 3-4 лет подобное поведение не считается аномалией. Рефлекторная привычка копировать даже полезна детям для формирования навыка говорения. Коррекционная работа на данном этапе не требуется, у здорового ребенка дефект пройдет самостоятельно.

Нельзя путать эхолалию с эхопраксией — повторением действий и жестов. Так же эхолалия отличается от двигательной стереотипии, для которой характерно бесцельное динамическое копирование жестов, движений и слов.

Если же малыш так повторяет слова после 4 лет, родителям стоит забеспокоиться. Эхолалия у детей дошкольного возраста является типичным симптомом при неврологических, психических патологиях. Нарушения речи становятся признаком таких заболеваний как аутизм, шизофрения, олигофрения, ЗПР, афазия.

Важно! Симптомы эхолалии и палилалии (аутоэхолалии) у детей схожи. Отличить их можно по следующему признаку: при аутоэхолалии малыш повторяет свои слова с нарастающей скоростью, неосознанно и беспрерывно. Это самоподражание. При эхолалии детсадовец повторяет звуки, услышанные от окружающих.

Как лечить эхолалию у детей и взрослых?

Хотя словарное и слоговое речеподражание в детском возрасте является неотъемлемой составляющей становления речи, длительное сохранение этого явления рассматривают как повод для беспокойства. Очень важно вовремя провести диагностику патологической эхолалии для более быстрого ее излечения.

Чтобы диагностировать патологическую форму данного состояния, необходимо провести комплексный анализ целого ряда функций психики. Данный метод позволяет выявить имеющиеся у пациента неврологические заболевания и/или особые психические состояния, при которых эхолалия выступает в качестве дополнительного симптома.

В большинстве случаев коррекция эхолалии осуществляется при помощи специальных программ занятий и упражнений с использованием наглядных пособий, таблиц, видео- и аудиоматериалов и т. д. Если у пациента имеется аутизм либо другие особенности психического развития – лечение проводится в комплексе с другими терапевтическими методами.

Лечение эхолалии в каждом отдельном случае должно назначаться специалистом (психоневрологом, дефектологом, учителем коррекционной школы, логопедом и т. д.) – от его профессиональной грамотности напрямую зависит результат. При разработке терапевтической схемы необходимо учитывать возраст пациента, особенности его развития и степень тяжести патологии.

Родители детей с эхолалией должны придерживаться определенных правил в повседневном общении с ребенком:

  • не прерывать повторяющиеся слова или фразы, а постараться понять, что именно ребенок пытается сообщить этими повторениями, даже если кажется, что они бессмысленны. Нельзя игнорировать интонации повторяющихся слов, мимику ребенка – все это позволит наладить полноценный контакт между вами;
  • постепенно увеличивать количество слов в словарном запасе малыша путем ненавязчивого добавления в его речь новых конструкций. Поддерживайте беседу, формируя новые осмысленные словосочетания на основании повторяющихся ребенком слов. Формулируйте вопросы, на которые можно дать краткий ответ («да» или «нет»);
  • чтобы ребенок лучше понимал, что от него требуется, необходимо использовать наглядные пособия – таблички, картинки, альбомы с семейными фотографиями и прочие инструменты невербальной коммуникации.

Важно помнить, что эхолалия зачастую является основным инструментом для самовыражения ребенка, имеющего речевые проблемы, и исполняет многие полезные функции – от самоуспокоения и снятия тревожности до попытки выстроить диалог и выразить свои эмоции.

Эхолалия у детей: симптомы, причины, терапия

Эхолалия у детей : симптомы и лечение

Эхолалия у детей – определенное речевое поведение, которое может быть этапом развития или серьезной патологией. Оно характеризуется тем, что ребенок повторяет услышанные слова и звуки.

Зачастую это только определенный этап, который проходит каждый ребенок. У детей с аутизмом очень хорошо развита память, поэтому они все запоминают очень быстро.

У них речевое становление проходит более сложно.

Что такое эхолалия

Эхолалия у детей – автоматическое повторение ребенком чужих слов, фраз или даже целых предложений. Достаточно часто этот период речевого развития принимают за признаки аутизма, что также не исключено. Однако это может быть и нормой речи ребенка.

Существует несколько стадий развития навыков речи у ребенка, а именно от 6 месяцев и до года, а также с 3 до 4 лет. В этом возрасте каждый ребенок начинает активно повторять все услышанные слова, и это вполне нормально. Это позволяет усовершенствовать произношение отдельных слов и звуков, а также заложить основы взаимодействия с другими людьми.

Немедленная эхолалия

Немедленная эхолалия у детей подразумевает под собой незамедлительное повторение слов сразу же за другим человеком или любым другим источником звука.

Это говорит о том, что ребенок правильно услышал произнесенные слова, способен запоминать их и воспроизводить, однако для понимания сказанного ему потребуется некоторое время.

Осмысление может происходить в течение нескольких месяцев у здоровых детей или занимать годы в случае наличия аутических расстройств.

Существует целый ряд методик, способствующих гораздо более быстрому осознанию произнесенных слов или фраз. Для ускорения результата и его закрепления можно применять визуальное, обонятельное или тактильное подкрепление.

Отсроченная эхолалия

Отсроченная эхолалия подразумевает под собой повторение отдельных слов или предложений через некоторое время. Причем эти фразы могут произноситься детьми в любое время и в любом месте. Это наиболее характерно для малышей с аутизмом.

Сенсорная эхолалия у детей подразумевает под собой то, что ребенок повторяет фразы, которые он когда-то слышал и с которыми у него ассоциируются определенные эмоции.

Создается впечатление, что они воспроизводят эти фрагменты в голове, передавая их через речь сугубо для себя. Эта особенность ребенка становится самостоятельным развлечением для него, и это может очень сильно мешать общению с другими людьми.

В таком случае взрослый должен постараться переключить внимание ребенка на другое занятие или тему.

Отстроченная эхолалия у детей является своеобразным способом выражения своего настроения. Фразы или слова в таком случае ассоциируются с определенными эмоциями у малышей. Правильным в таком случае будет признание его чувств.

Кроме того, такой тип эхолалии может быть своеобразным способом обработки информации, полученной за день. Он может проговаривать услышанное на протяжении всего дня, упорядочивая это в голове, и одновременно делиться переживаниями со своими родителями.

Многие считают, что у детей отсутствует понимание того, о чем они говорят, однако это совершенно не так. Зачастую эхолаличность является только своеобразным средством изучения и применения речи. Зачастую встречается эхолалия у ребенка 3 лет, а затем, приобретя требуемые навыки, он начинает строить предложения самостоятельно. Обычно никакой дополнительной коррекции не требуется.

Дети с аутизмом не могут полностью избавиться от эхолалии, но обычно она нисколько не мешает ребенку. Напротив, повторение чужих фраз свидетельствует о способности малыша обрабатывать полученную информацию. В таком случае эхолалия служит для связи ребенка с окружающим миром.

Основные причины

Этот вид расстройства должен пройти у ребенка до 4 лет. Если же наблюдается в более старшем возрасте, то это может указывать на серьезные расстройства, требующие незамедлительной коррекции. Могут быть такие причины эхолалии у детей, как:

  • поражение головного мозга;
  • аутизм;
  • шизофрения;
  • синдром Ретта;
  • синдром Туретта.

В таком случае обязательно нужно провести лечение основного заболевания, и эхолалия пройдет самостоятельно.

Симптомы эхолалии

Симптомы эхолалии у детей достаточно выраженные, так как проявляются в виде неконтролируемого повторения слов или целых фраз, исходящих от любого источника звука. Иногда источником цитирования может быть даже книжный текст.

Стоит помнить, что симптомы эхолалии у детей во многом зависят от ее вида. Немедленная эхолалия не должна вызывать никакого беспокойства, так как это говорит о способности малыша воспринимать информацию, понимать и воспроизводить речь. Отсроченная эхолалия считается тревожным признаком, и возникает она у детей с аутизмом или другими серьезными нарушениями нервной системы.

Проведение диагностики

Если у ребенка 5 лет эхолалия, то нужно сразу же обратиться к специалисту за консультацией. Кроме того, нарушения могут быть и у детей более младшего возраста, поэтому обязательно нужно наблюдать за своим малышом. При наличии проблем нужно обратиться к психологу или психоневрологу.

После беседы с ребенком доктор сможет установить, является его состояние нормой или отклонением психического развития. Также может потребоваться дополнительная диагностика с проведением различных тестов.

Для уточнения диагноза и более тщательного изучения состояния маленького пациента проводится инструментальная диагностика, включающая в себя такие процедуры, как:

  • ультразвуковое исследование;
  • электроэнцефалограмма;
  • магнитно-резонансная томография;
  • проверка слухового аппарата.

Если у ребенка в процессе проведения диагностики была выявлена задержка в развитии, то специализированное лечение в таком случае не проводится, однако обязательно нужно соблюдать все рекомендации специалиста.

Лечение и коррекция

Многие интересуются, как лечить эхолалию у ребенка и какие средства для этого лучше всего применять. Медикаментозная терапия в таком случае не практикуется, так как нет таких препаратов, однако коррекция нарушений вполне возможна.

Существует множество способов, которые помогут ребенку развить речевые навыки и адаптировать их согласно принятым нормам. Так как могут быть различные причины и симптомы эхолалии у детей, лечение подбирается сугубо индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и степени нарушений.

Родители должны контролировать свое произношение слов, их речь должна быть внятной и четко слышимой, но без излишней эмоциональности и повышенных тонов. Эмоциональные потрясения и стрессовые ситуации недопустимы.

Спрашивая что-либо у ребенка, нужно формулировать свой вопрос так, чтобы ответ был однозначным и четким. Родители должны запастись терпением, так как коррекция эхолалии у ребенка может занимать достаточно много времени.

Если грамотно подойти к этому вопросу, то малыш сможет очень легко избавиться от повторов и научится правильно строить свои предложения.

Гораздо сложнее избавиться от эхолалии ребенку с аутизмом, так как он использует ранее услышанные слова или фразы для успокоения или, наоборот, развлечения. В таком случае требуется грамотная работа психолога.

Если причина подобных нарушений скрывается в стрессе, то нужно найти альтернативные способы решения проблемы.

Можно использовать приемы самоуспокоения и обучить ребенка дыхательной гимнастике или просто на примере объяснить то, что от него ожидают другие.

Если же причина кроется в скуке или отрешенности, то можно попробовать переключить внимание ребенка, задавая ему вопросы. Если же не получается отвлечь малыша, то можно дать ему бусы, чтобы он перебирал их, или мячик. Это позволит несколько отвлечься и научиться концентрировать внимание.

Ребенок с аутизмом также со временем преодолеет стадию эхолалии, однако это занимает гораздо больше времени. По мнению многих специалистов, очень хороший результат можно получить, если на протяжении дня у ребенка будет разнообразие занятий. Так малыш станет более четко повторять услышанные фразы и намного быстрее начнет формулировать и выражать свои чувства и желания самостоятельно.

Как использовать эхолалию для развития ребенка

Лечение эхолалии у детей может быть достаточно длительным и трудоемким процессом. Это обусловлено тем, что она возникает по самым различным причинам, которые важно определить и понять. Эхолалия может быть спровоцирована плохими речевыми навыками.

В таком случае можно ее использовать для обучения ребенка, так как он будет повторять все слова и фразы за взрослыми. Со временем, когда малыш научится понимать значение произносимых им слов, эта проблема уйдет самостоятельно.

Дополнительно можно использовать для обучения ребенка картинки, так как это способствует более легкому запоминанию и пониманию новых слов.

Если ребенок использует эхолалию для ответов на вопросы, нужно определить, знает ли он, как нужно на них отвечать. Если он не до конца понимает значение фраз, то не может нормально реагировать в диалоге на вопросы собеседника. В таком случае работа специалиста подразумевает под собой развитие требуемых навыков.

Иногда ребенок использует эхолалию для выражения своей просьбы. В таком случае он повторяет фразу, ранее услышанную от родителей, не задумываясь о ее значении. Родителям нужно произнести правильный вариант и попросить ребенка повторить его, чтобы эта фраза отложилась в его памяти.

Что нужно помнить родителям

Родители могут помочь ребенку нормализовать процесс коммуникации со сверстниками. Специалисты рекомендуют родителям никогда не останавливать малыша с таким дефектом и не прерывать его речь.

Постоянно проговаривая определенные слова, ребенок старается таким образом обратить на себя внимание и самовыразиться. Также это помогает устранить проблемы с речью.

С таким ребенком нужно постоянно разговаривать и поддерживать его, так как это поможет ему побороть чувство тревоги, и он гораздо быстрее научится поддерживать разговор.

Всегда нужно обращать внимание на произнесенные ребенком фразы и слова, даже если кажется, что они не имеют совершенно никакого смысла. Это дает возможность определить наличие отклонения и установить контакт с малышом. Нужно обязательно учитывать мимику, эмоциональное состояние и интонацию ребенка.

Родителям важно всегда поддерживать разговор, формировать новые фразы, расширять словарный запас своего малыша. Занятия должны быть ежедневными, проводить их нужно в спокойной, благоприятной обстановке.

Учитывая и соблюдая все требования специалистов, можно добиться очень хорошего результата и быстро научить ребенка самостоятельной речи.

Источник: https://autogear.ru/article/323/811/eholaliya-u-detey-simptomyi-prichinyi-lechenie/

Медицинский совет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: