Методика Монтессори в домашних условиях

Содержание
  1. Методика Монтессори в домашних условиях: развивающие пособия своими руками
  2. Специфика Монтессори-среды
  3. Разделяй и властвуй
  4. Всему свое место
  5. Сундучок с тканями
  6. Ароматное ассорти
  7. Рельефные знаки
  8. Крышки
  9. Неколючие ежики
  10. Отзывы родителей
  11. Заключение
  12. Как создать Монтессори-среду дома своими руками
  13. Первые шаги в Монтессори
  14. Создание Монтессори-среды дома
  15. Реакция близких на Монтессори-воспитание
  16. Суть и принципы методики Монтессори простыми словами
  17. Историческая справка
  18. Суть методики Монтессори
  19. 6 базовых принципов обучения
  20. Среда Монтессори
  21. Зона практической жизни
  22. Зона сенсорного развития
  23. Математическая зона
  24. Речевая зона
  25. Космическая зона
  26. 5 плюсов и 3 минуса методики Монтессори
  27. Заключение
  28. Вся правда о Марии Монтессори и ее методе. И как можно организовать правильную развивающую среду дома
  29. Жизнь и работа
  30. Суть методики
  31. Предметно – пространственная среда
  32. Метод Монтессори в России
  33. Плюсы
  34. Минусы
  35. Читайте так же:
  36. Как реализовать методику Монтессори дома?
  37. 1. Подходящие по возрасту развивающие материалы
  38. 2. Правильное место хранения для игрушек
  39. 3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка
  40. 4. Персональные для малыша средства для уборки
  41. 5. Творческий уголок
  42. 6. Доступные и открытые книжные полки

Методика Монтессори в домашних условиях: развивающие пособия своими руками

Методика Монтессори в домашних условиях

Методика Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребенку максимальную свободу в выборе своей деятельности, в частности, досуга. По мере взросления малыша происходит увеличение количества сфер жизни, в которых он становится более независим от постоянной опеки родителей. И здесь свобода его действий должна проявиться в полной мере.

Мария Монтессори со своими воспитанниками

Методика была разработана в прошлом столетии выдающимся итальянским педагогом, врачом и гуманистом Марией Монтессори.

И строилась она вокруг идеи формирования среды, предназначение которой – помочь малышу развиваться самостоятельно.

То есть пространство, окружающее ребенка, должно быть поделено на несколько зон, в каждой из которых он может постигать сенсорные, естественнонаучные, математические, практические навыки при помощи развивающих подручных предметов и материалов.

Малыш может сам определить, чем ему заняться, и сколько по времени продлится его «урок». Задача взрослых – лишь помогать и направлять.

Данная методика подойдет детям старше трех лет, именно с этого возраста самостоятельность ребенка благотворно влияет на его развитие.

При этом издержки и расходы на занятия по системе Монтессори минимальны. Существует масса игр, не требующих никаких вложений, многие из них вы сможете изготовить самостоятельно.

В этом помогут предметы, которые можно найти в любом доме, желательно, чтобы они состояли из натуральны компонентов. 

Специфика Монтессори-среды

Монтессори-среда должна побуждать к познанию и вызывать интерес ребенка

Выбор ребенка между необходимыми ему игрушками и обучающими материалами должен происходить в максимально комфортных условиях.

Расположите предметы в шаговой доступности, не загромождайте их, рассортируйте и распределите согласно их предназначению.

Разделяй и властвуй

Пусть игрушки, которые развивают моторику располагаются в одном месте, пособия, формирующие восприятие цвета, – в другом, а материалы, развивающие речь, – в третьем. Подобное распределение поможет определить, какая сфера навыков требует дополнительных материалов, а от каких игрушек можно смело избавляться.

Всему свое место

Распределение – занятие хорошее, но и зонирование не менее необходимо. Что необходимо вашему ребенку чаще всего и достойно расположения в самом доступном месте? Что будет правильнее расположить не на полке, а что – в ящике под столом?

Сундучок с тканями

Ребенок от четырех лет должен обладать развитым тактильным восприятием мира, реагировать на материал, из которого изготовлен тот или иной предмет, узнавать его по форме и размеру наощупь.

С помощью этой игры позвольте малышу ознакомиться с тканями разного качества – шерсть, шелк, хлопок, лен, флис, замш. Пусть ребенок потрогает лоскутки и запомнит соответствующие тактильные ощущения.

Затем смешайте лоскутки в «сундучке» и предложите игроку с закрытыми глазами отыскать нужную тряпочку среди остальных.

Можно менять суть вопроса и просить дать название тому материалу, который нащупал ребенок.

Тот же фокус можно проводить с разными мелкими предметами, сделанными из дерева, металла и т.д. Так ребенок разовьет не только тактильные навыки, но и запомнит много нового о том, из чего состоят окружающие его предметы.

Ароматное ассорти

«Угадалки» можно проводить и по запахам. Смешайте в одной емкости несколько вещей, обладающих характерным ароматом – цедра апельсина, кофейное зерно, лавровый лист, засушенный укроп и др. По очереди подносите предметы к носам игроков и просите назвать нужную «пахучую» вещь. Так у детей развивается сенсорное восприятие окружающей среды.

Рельефные знаки

Очертите на картоне контуры буквы, цифры или другого узнаваемого изображения (солнышка, квадрата, цветочка). Заполните обозначенную область клеем и насыпьте на него любую мелкую крупу, приклейте кусочки любого материала, которые создадут рельеф. Предложите ребенку с закрытыми глазами провести пальцами по поверхности и угадать, что изображено.

Упражнение подойдет детям и до четырех лет. 

Крышки

Дети страшно любят разные сосуды, банки и склянки. Позвольте им поиграть с ними (только не забывайте о правилах безопасности). Суть такого практического занятия заключается в том, что к одной баночке необходимо подобрать ту самую, подходящую крышку, из всего множества остальных крышек.

Упражнение развивает и моторику, и ловкость, и осознание различий между размерами и формами предметов.

Неколючие ежики

Игра подкупает своей предельной простотой и ясностью в исполнении. Нужно вырезать из бумаги или картона тело ежика, можно сразу же создать ему семейство и друзей, а затем прикрепляем к ним множество прищепок.

Еще немного практических занятий, которые с легкостью можно выполнять дома, в видео ниже:

Отзывы родителей

Если коротко резюмировать опыт родителей, которые занимаются с детьми по методике Монтессори, то можно выделить, как плюсы, так и минусы этой системы.

Идеальных методик не бывает, но у системы Монтессори, как отмечают практикующие ее родители, однозначно больше достоинств, чем недостатков

Из основных плюсов отмечается

  • отсутствие негативного оценивания и воздействия, то есть ребенок не подвергается наказаниям, порицаниям, принуждению и критике;
  • приучение к самостоятельности, порядку и дисциплине;
  • ранее приобретение навыков чтения и письма;
  • развитие по интересам;
  • отсутствие духа соревновательности и сопоставления с другими ребятами.

К минусам, и то с некоторыми оговорками, относят

  • не универсальный характер системы, то есть не всем она может подойти, в частности речь идет о гиперактивных детях;
  • возможные сложности при последующей адаптации в школе: не все дети смогут быстро привыкнуть к урочному формату поведения после довольно свободного обучения по программе.

Заключение

При всех своих плюсах и минусах методика Монтессори набирает все больше почитателей в нашей стране.

Повсеместно открываются классы для занятия с детьми по данной программе и уже появляются «усовершенствованные» ее вариации. При этом не стоит пугаться осваивать принципы Монтессори самостоятельно.

Как мы убедились, создать правильную развивающую среду и обучающие пособия не составит труда.

Мы уже не раз писали, что процесс воспитания – это довольно индивидуальный опыт для каждой семьи. И безусловным плюсом обучения в домашних условиях будет возможность адаптировать программу под способности и предпочтения вашего малыша.

Источник: http://defektologpro.ru/razvivayushhie-metodiki/metodika-montessori-v-domashnih-usloviyah-razvivayushhie-posobiya-svoimi-rukami.html

Как создать Монтессори-среду дома своими руками

Методика Монтессори в домашних условиях

Есть чёткая грань между двумя понятиями — растить ребёнка и воспитывать. Вырастить может каждый, а вот как воспитать — это уже другой вопрос.

 Будучи беременной Валерой, я ознакомилась с несколькими методиками воспитания, от самых примитивных до необычных.

Я понимала ещё тогда, что в итоге сын сам выберет свою методику жизни (чувствуете нотки «я сам»?) И не ошиблась, остановившись на системе Монтессори.

Меня потрясло, что родитель не должен заставлять ребёнка учиться чему-то новому. Вспомним себя на уроках в школе, когда так не хотелось выполнять то, что говорят. В Монтессори же младенец с рождения предстаёт как личность, а родитель лишь создаёт правильную среду, чем побуждает ребёнка к саморазвитию. Одним словом — свобода!

Своё знакомство с методом я начала, конечно же, с теории. Изучила биографию Марии, некоторые её труды, читала статьи из книг Монтессори-педагогов: Полы Полк Лиллард и Линн Лиллард Джессен. Тогда я ещё не знала, насколько интересна будет наша жизнь с Монтессори.

Первые шаги в Монтессори

Начинали мы с Валерой совсем незамысловато, без строгого упора на метод. Не было возможности организовать правильную среду, так как жили у родителей. Сначала это были тактильные мелочи, то, что он брал в руку: мама связала слингобусы из деревянных бусин, делали сенсорные мешочки с орехами (в эти орехи играем по сей день).

Любимое занятие, наверное, всех малышей — пакет. Им шуршать нравилось бесконечно. Когда Валера уже сел и начал ползать, рисовали самодельными пальчиковыми красками, красили рис, пересыпали его (и рассыпали по всей квартире, потом подметали), варили тесто для лепки и знакомились с новыми ощущениями.

Обычных детских игрушек Валера остерегался, особенно тех, что сами пели и двигались. Это чувство сохранилось у него до сих пор. Куда интереснее приводить предмет в действие своими руками! Например, он не катал пластиковую машинку, а мог целый час рукой ей крутить колесо и соображать, почему же крутится соседнее.

Активно пользоваться Монтессори-материалами Валера начал после полутора лет. Большинство я делала сама, исходя из его интересов.

Если он занялся молнией на куртке — сделала баночку с молниями цвета радуги, учился дуть — развесили по комнате пёрышки на нитках, заинтересовали ножницы — сделали подносик с ножницами и бумагой.

Вместо стандартной пирамидки у нас были музыкальные диски в коробочке.

Давно убедилась, что самые эффективные и «долгие» игры получаются из обычных предметов. Для «тонет-плавает» я взяла всё, что попалось под руку: точилку, перо, ракушку, гайку, губку, лего, шишку. Задача ребёнка — рассортировать предметы на тонущие и плавающие. Результат не всегда предсказуем: для меня до сих пор секрет, почему не плавает шишка

Общаясь со своими подругами, у которых детки Валерины ровесники, мы часто делились своими достижениями, играми. Поначалу я присылала им фото, затем видео — длинные, не всегда интересные. Потом начала их монтировать для удобства просмотра. Так появился мой блог в инстаграме @ksundra001, где я выкладываю Валерины занятия, рецепты детского питания, делюсь наблюдениями по воспитанию детей.

Позже я создала канал на ютубе, и по возможности выкладываю видео там. В этом ролике история о том, как Валера делал осенний фонарик. Результат получился с вау-эффектом.

Создание Монтессори-среды дома

Полностью организовать правильную Монтессори-среду во всей квартире, а не только в детской комнате мне удалось к Валериным трём годам. Старалась продумать всё до мелочей, чтобы ребёнок мог самостоятельно выполнить любое действие: приготовить нехитрый перекус, достать нужную игру, сделать влажную уборку. Сейчас наша домашняя Монтессори-среда выглядит так.

Возникали ли сложности? Долго думала над этим вопросом… Хотелось ответить нет, ведь всё было по обоюдному желанию. Но вспомнила большую сложность в создании Монтессори-среды — это проблема небольшого города. В нашем городе нет такой возможности пойти и всё купить, всё, что нужно для Монтессори-ребёнка. Город небольшой, магазины игрушек пестрят только ярким пластиком.

Поэтому много времени я потратила на оформление: заказывала материалы по интернету, в городе нашла чудо-мастера, который мне делает деревянные подносики и разные изделия из дерева. Зато теперь я убеждена, что даже в глухой деревне (если есть почта России) можно организовать идеальную среду с правильными материалами. Ну а жителям мегаполиса можно только позавидовать!

То чувство, когда у тебя есть уникальные материалы Монтессори. Они достались нам от прабабушки Риммы — ручная работа, берестяные

Большую часть материалов делаю своими руками, много покупаю в обычных канцелярских магазинах и на Алиэкспресс. Вот несколько любимых российских интернет-магазинов: Сима-ленд, Монтессори Кроха, Grimmstoys, Крокоша-маркет.

К появлению второго ребёнка я Валеру готовила тщательно, чтобы он был подкован во всех вопросах. У Кристины будет своё Монтессори-пространство, отличное от Валериного, конечно. Мы уже начали, с чёрно-белых картинок и мобилей Монтессори. Ей сейчас 3 месяца, и мы вовсю развиваемся по системе, что даёт замечательные плоды. Об этом я подробно буду писать в своём инстаграме.

Мобиль Мунари — это самая первая игрушка, первый элемент мира Монтессори. Он не споёт колыбельную, на нём нет милых мишек и зайчиков и звездных проекторов.

Но он даёт именно то, что нужно малышу на самом первом этапе развития зрения. Чёрно-белые элементы мобиля очень лёгкие, они вращаются, следуя движению воздуха, концентрируя внимание ребёнка.

А в прозрачной сфере малыш может наблюдать отражение лучей света.

Реакция близких на Монтессори-воспитание

Реакция наших близких на такой подход к воспитанию разная.

Кто-то считает меня сумасшедшей, помешанной на детях (их словами, навыки развития можно получить в садике), кто-то восхищается, смотря наши публикации и нахваливая.

Основной контингент родных — это поколение родителей, где все привыкли, что расти надо по шаблонам, как в СССР, и недоумевают, почему у меня всё не так, как у других.

Но больше и искренней всех, я уверена, была бы согласна с моей точкой зрения бабушка, Валерина прабабушка. Её нет с нами почти 4 года. Ведь всё новое — это хорошо забытое старое. Она очень много рассказывала мне о том, как её воспитывали, как она воспитывала своих детей. И, знаете, уж очень то воспитание перекликалось с системой Монтессори.

Приведу пример: я укладываю Валеру, которому 2 месяца, на большом диване спать, обложив все края подушками. Заходит бабушка в комнату, смотрит на это всё и говорит: «Ксюша, да не мучайся ты, постели матрас на пол, да и спите с Валерой, так никуда он не скатится! У нас мама стелила солому на пол, накрывала простыней, укладывала детей и уходила. Так и полезней, и безопасней». Чувствуете, да?

Я вывела для себя главное правило в воспитании детей — находиться всегда рядом, слушать своего ребёнка, слушать всегда и во всем. И когда ему год, и когда ему 30 лет. Только тогда мы получим целеустремлённого человека, стремящегося достигать вершин.

«В мире столько интересного, совершенно неизвестного» — на видео подборка наших с Валерой Монтессори-занятий.

Текст, фото и видео — Ксения Зайка

Узнать, как одевание делает ребёнка самостоятельным.

Источник: https://mchildren.ru/kak-i-pochemu-ya-stala-montessori-mamoj/

Суть и принципы методики Монтессори простыми словами

Методика Монтессори в домашних условиях

В прошлой статье я рассказал как сделать бизиборд своими руками. Сегодня я расскажу про суть и принципы методики Монтессори.

Методика Монтессори была разработана в начале прошлого века, но до сих пор является одной из самых ключевых и популярных методик раннего развития детей. Миллионы детей по всему миру обучаются в центрах Монтессори под чутким присмотром сертифицированных специалистов.

Такую популярность методика получила не спроста, ведь Мария Монтессори сделала переворот в системе образование. Она сильно опередила свое время и современные исследования подтверждают неоспоримую пользу методики.

Историческая справка

Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии.

После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.

Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.

Мария возглавляет новую школу, созданную специально для обучения детей с ограниченными возможностями.

Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.

Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.

Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.

Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.

Мария понимает, что классические методы обучения крайне неэффективны и решает перенести свою систему на обычных детей. Она открывает свою первую школу и вскоре о методике узнает весь мир.

Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.

Суть методики Монтессори

Девиз методики: “Помоги мне сделать это самому”. И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=loPU5fcyfQw

Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.

Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости.

А ребенок, в свою очередь, вправе сам выбирать материалы, с которыми будет заниматься. Каждый малыш уникален, поэтому не допускается оценивать или сравнивать между собой малышей.

Среди родителей существует миф, что эта методика разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В классах Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т.к. все же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать:

  • не следует мешать другому ребенку, если тот занят
  • выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других
  • не нужно шуметь — это может помешать остальным
  • закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту
  • если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим

В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы.

6 базовых принципов обучения

Выделяют следующие основные принципы в методике:

  • Свободное передвижение по классу
  • Дети изучают специальные материалы Монтессори
  • Дети самостоятельно выбирают и изучают материалы без помощи педагога
  • В группе дети разного возраста
  • Подготовленный педагог
  • Обучение проходит в специально подготовленной среде, разделенной на различные зоны

Среда Монтессори

Среда представляет собой целый отдельный мир, наполненный различными интересными вещами и в котором ребенок может свободно выбирать какой деятельностью заниматься в данный момент. Вся среда наполнена специальными развивающими и обучающими материалами Монтессори.

Важным моментом в развивающей среде является доступность. Все пособия располагаются так, чтобы ребенок без посторонней помощи мог выбирать себе занятие по душе. Также малыш сам выбирает где, как и с кем ему заниматься, вправе свободно перемещать столы и стулья для более удобного изучения материала.

Развивающая среда разделяется на следующие зоны:

Зона практической жизни

Ребенок попадает на островок бытовой жизни взрослого человека. Здесь есть все то, что понадобится в повседневной жизни: от застегивания молнии до приготовления завтрака.

Занятия делятся на следующие группы:

  • уход за собой (чистка и надевание одежды и обуви, приготовление еды)
  • уход за окружающей средой (полив цветов, уборка)
  • социальные навыки (этикет, правила общения)

Кстати, все предметы не игрушечная бутафория, а самые что ни на есть настоящие.

Зона сенсорного развития

Малыш учится чувствовать и ощущать. Эта зона очень важна для развития, так как познание окружающего мира происходит именно при помощи органов чувств.

Ребенок узнает о таких понятиях, как цвета, масса, формы, размеры, звуки и даже вкусы и запахи. Стоит заметить, что каждое отдельное обучающее пособие посвящено только одному определенному параметру, концентрируя внимание ребенка в момент игры только на нем.

Математическая зона

Эта зона связана с сенсорной зоной и большинство математических материалов представлены ребенку в конкретной физической форме, а не в теоретической. Так ребенку гораздо проще разобраться в сути математики и решать довольно таки сложные задачи для своего возраста.

Математика является одной из сильнейших сторон методики Монтессори и это признают даже сторонники других методик раннего развития.

Речевая зона

Ребенок учится письму, чтению и пополняет словарный запас.

Обучение также строится на тактильных ощущениях, это способствует более быстрому и глубокому усвоению материала.

Космическая зона

Космическая зона в методике Монтессори подразумевает изучения окружающего мира.

Сюда входит география, биология(зоология и ботаника) , наука (различные интересные опыты), история и анатомия.

5 плюсов и 3 минуса методики Монтессори

Существует много критиков этой системы обучения, но еще больше последователей и сторонников. И это совершенно нормально, ведь всё грандиозное и успешное всегда подвергается усиленной критике.

К минусам можно отнести:

  • не адаптированность под гиперактивных детей — непоседам будет сложно соблюдать тишину и не мешать другим
  • разновозрастные группы — многие родители боятся непонимания и конфликтности “старших” и “младших”
  • отсутствие творческой составляющей — пожалуй, самый главный недостаток по мнению критиков.

Из плюсов можно отметить следующие:

  • малыш обучается без вмешательства взрослых, привыкая к самостоятельности
  • метод воспитывает свободу личности — залог самоуважения и уважение к окружающим
  • нет оценок и суждений — не страдает самоуважение ребенка
  • обучение проходит в игровой форме — малыш учится с удовольствием
  • разновозрастные группы (этот пункт относят и к плюсам, и к минусам) — старшие помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших

Заключение

Методика монтессори долгие годы была подвергнута гонению во времена войн и тяжелой политической обстановки в мире. Тем не менее, в конце двадцатого века стала восстанавливать свою популярность.

В наши дни практически не осталось родителей, которые не слышали об этой методике. Сейчас даже в маленьких провинциальных городах есть школы, сады и центры Монтессори.

А в этом коротком видео очень доступно рассказано про смысл методики

Использовать ли эту методику? Решать только вам)

Что касается моего мнения, то я всегда вспоминаю систему финского образования. В некоторых моментах оно мне очень напоминает педагогику Монтессори. Есть ряд схожих законов, таких как свобода выбора, равенство, отсутствие оценок (в начальных классах). В общем демократии там много.

И знаете что с этим финским образованием? Оно одно из лучших в мире!

Надеюсь, что вам понравилась эта статья и помогла разобраться, в чем же на самом деле заключаются суть и принципы методики Монтессори.

Источник: http://skillwood-toys.blog/sut-i-principy-metodiki-montessori/

Вся правда о Марии Монтессори и ее методе. И как можно организовать правильную развивающую среду дома

Методика Монтессори в домашних условиях

Мария Монтессори известный педагог, создавшая свой метод обучения детей, знаменитый во всем мире.

Жизнь и работа

Жизнь и научная деятельность Монтессори очень разнообразна и интересна. Мы затронем лишь основные моменты ее биографии.

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в семье была единственным ребёнком. Учеба в школе давалась ей очень легко. Несмотря на то, что в те времена учиться на врача могли только мужчины, она все же поступила. И стала первым в Италии врачом женщиной.

В 1896 году работала в клинике для детей с ограниченными возможностями, развитием которых никто не занимался, и считали их умственно отсталыми. Мария Монтессори лечила детей и изучала труды Сегена и Итара. Мария поняла, что детям нужна помощь больше педагогическая, нежели психологическая.

Мария Монтессори

В дальнейшем Монтессори начинает изучать педагогику и психологию, а также эволюционное развитие человека. В это время и начинает зарождаться ее собственная методика. Многие дидактические материалы взяты за основу из материалов Сегена. Монтессори же их дополнила и усовершенствовала.

1898 году у Марии Монтессори и Джузеппе Монтессано (с которым пожениться они не могли, иначе ее научной карьере пришел бы конец) рождается сын. Чтобы защитить ребенка от сплетен, что он рожден вне брака, Мария отдала его в приемную семью, навещала по выходным и в 10 лет забрала к себе.

Мария Монтессори с сыном Марио

6 января 1907 года, М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» – школу для нормальных, но запущенных детей, оборудованную по ее принципам. И с этого момента Мария занималась только здоровыми детьми, а метод Монтессори, как раз только начал зарождаться.

  “Дом ребенка” постепенно становится известным, туда приезжают гости и появляются первые последователи.

Сын Марии Монтессори Марио продолжил дело матери, благодаря ему метод Монтессори стал известен во всем мире. До своей смерти возглавлял Международную Ассоциацию Монтессори.

Суть методики

В отличие от традиционной методики ребенку не навязывают чужой опыт, а дают возможность самому почувствовать свою индивидуальную программу обучения.

Не нужно торопить развитие ребенка, но и упускать момент тоже нельзя. У каждого ребенка от 0 до 6 лет, есть сензитивные периоды, в которые он способен усвоить определенные знания.

Поэтому мы взрослые должны организовать для ребенка среду, в который малыш смог бы выбрать для себя то что ему нужно.

В этой среде находятся вещи, отобранные долгими наблюдениями Марии Монтессори за тем, как они могут помочь в развитии ребенка.

Главный принцип методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Ребенок решает, во что и сколько ему заниматься с тем или иным пособием.

Мария Монтессори считала : “Игрушки в жизни ребенка играют второстепенную роль. Ребенок обращается к ним только тогда, когда у него нет чего-нибудь более значимого.”

Каким должен быть учитель

“Подготовка, которая требуется от учителя в нашем методе, состоит в самоконтроле и запрете на тиранию. Учитель должен изгнать из своего сердца гнев и гордыню. Он должен учиться быть смиренным и любить. Ему следует научиться самообладанию, которое он должен принять за основу. Он должен заставлять себя всегда быть хорошо расположенным к ребенку”.

Роль взрослого:

– уважение к личности ребенка;

-помочь ребенку действовать самостоятельно;

– дать небольшой (всего 2-3 минуты) урок,в котором показать как обращаться с предметами.

-создание необходимой предметно-пространственную среду.

Монтессори призывала к тому, что стоит не пытаться уличить ребёнка в незнании чего-то, не пытаться сломить его волю, не делать постоянные замечания и категорические запреты.

Ребёнок будет неуверенным в себе, а когда подрастёт, может проявлять асоциальное поведения в знак протеста.

Но и вседозволенность не приемлема, иногда стоит проявить твердость и настойчивость, но ни в коем случае не насилие.

И здесь есть сложный в выполнении совет. Чтобы не делать ребенка рабом вашего настроения и заложником вашей непоследовательности, изберите арбитра ваших споров – правила, которые будут регулировать ваши семейные отношения.

В Монтессори классах тоже есть свои правила для детей и взрослых.

Правила:

-«Взял, поработал, положи на место»;

– тот, кто первый взял пособие или игру, занимается с этим;

– говорить тихо;

-взрослый не мешает ребёнку, наблюдает, при необходимости помогает.

Предметно – пространственная среда

Создание “правильной” предметно-пространственной среды – основа метода.

Среда разбивается на зоны: практической жизни (для приобретения простейших бытовых навыков), сенсорная (включает в себя предметы с различной формой, разметами и весом), математическую (для освоения счета, математических символов, геометрических фигур и т.д.

) и языковую (материалы для изучения букв, слогов, книги и т.д.). Специальных приспособлений для двигательной активности нет, но все материалы расположены так, что ребёнок много двигается. Позже появилась и космическая зона (знакомство с природными явлениями, культурой разных народов мира, коллекция минералов и т.

д.). Обязателен свободный доступ ко всему материалу.

Монтессори сад

Полноценную развивающую среду по методу Марии Монтессори у вас вряд ли получится создать. Но кое, какие моменты реализовать все же можно.

Детская комната.

Детская мебель, подходящая по росту, которые сам ребенок может открывать и закрывать. Причем необходимо учесть, тот момент, что ребенок растет. Все игры положить аккуратно, должен быть порядок.

На стенах повесить обучающие плакаты, карты, но их не должно быть слишком много. Периодически меняя их на другие. Также можно повесить настенные часы. Не помешает доска, на которой можно писать или вывешивать, к примеру, слова.

Необходимо выделить место для “музея природы” (камни,ракушки,семена,гербарий и т.д.).

Выделите ребёнку свою губку, тряпку для пыли, веник, совок, тряпку для пола и т.д., но не забудьте показать малышу, как этим пользоваться.

зона практической жизни

В ванной комнатевыделите для ребёнка уголок, где будут храниться тазик, ёмкости для переливания и другие предметы для того, чтобы ребёнок мог учиться самостоятельно пользоваться водой. Если доступ к воде находится высока для ребёнка. Сделайте для него небольшую устойчивую!!! деревянную платформу.

В кухне тоже выделите уголок для малыша, чтобы он мог сам приготовить что-нибудь не сложное.

Дети играют в сенсорной зоне.Игры в математической зонеИгры в языковой зоне

Столик для рисования и лепки должен легко очищаться. Пластилин удобней хранить в пластиковых контейнерах, как некоторые другие материалы для творчества. Это позволяет ребёнку самостоятельно убрать за собой рабочее место.

Метод Монтессори в России

Первые сведения о методе Монтессори дошли до России в 1910 году.

В 1913 году Юлия Ивановна Фаусек при одной гимназии открыла маленький детский сад, в основе лежал метод Монтессори. Ю.И.Фаусек белее 20 лет была верна своему делу, несмотря на революцию и войну.

В 1926 году система Монтессори в России была запрещена большевиками, т.к в основе метода воспитание индивидуальности.

В 1992 году метод Марии Монтессори вернулся в Россию и популярен по сей день.

Плюсы

– ребенок развивается самостоятельно, согласно его индивидуальным особенностям;

-огромное разнообразие развивающих игр и пособий;

-свобода личности;

-разновозрастные группы, сформированные по интересам, где старшие помогают младшим.

Минусы

– творческая и эмоциональная сфера практически не затрагивается;

– сюжетно ролевые и подвижные игры отсутствуют;

– в домашних условиях создать предметно-пространственную среду по всем правилам методики практически невозможно;

-недостаточность коммуникации;

– возможны проблемы в адаптации к школе,так дети привыкают к тому,что в Монтессори группах делают, что им хочется.

Читайте так же:

Методика развития семьи Никитиных. Правы ли они?

Раннее развитие – плюсы и минусы

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/5d186550be074c00af3eb168

Как реализовать методику Монтессори дома?

Методика Монтессори в домашних условиях

2016-04-02

Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка.

Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано здесь. В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях.

Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду, а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

И вот что для этого нужно:

1. Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых.

Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т.п.

Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».

2. Правильное место хранения для игрушек

Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.

В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.

В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:

Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма затруднительно, т.к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то поставить, и кровать… Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек.

К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию.

Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться». Подробнее об этом чуть ниже.

Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:

Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться

Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.

1. Игрушек на стеллаже не должно быть много!

Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном.

Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто.

Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.

2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.

Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии.

Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту.

Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.

Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался.

Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие.

И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.

Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.

Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.

3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте

(не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.

4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место.

По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).

5. Стеллаж должен быть открытым.

Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.

Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда  выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,

в четвертом – пазлы,

в пятом – музыкальные инструменты и т.д.

Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.

3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка

Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для него мебель по росту.

Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий,  а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт, магнитная доска.

4. Персональные для малыша средства для уборки

Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой.

Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время  игры крупу или пролитую воду.

Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.

5. Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

6. Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все.

Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько четких и простых правил, а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – принципа свободы и самостоятельности. Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию.

Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, , .

Искренне ваша, Яна Разначенко

Рекомендую также почитать:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА? ИГРЫ И СОВЕТЫ

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЗРАСТАМ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Источник: https://jili-blog.ru/metodika-montessori-kak-realizovat-v-domashnix-usloviyax.html

Медицинский совет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: