Нарушение слуха у детей: причины, классификация, лечение

Если диагностировали нарушение слуха

Нарушение слуха у детей: причины, классификация, лечение

Нарушения слуха – это снижение способности воспринимать звуки. Оно бывает полным (глухота) или частичным (тугоухость), односторонним или двухсторонним в случае тугоухости. Недуг поражает и взрослых, и детей.

Некоторые случаи возникновения глухоты или тугоухости необратимы, некоторые излечиваются без последствий. Какие именно, будет рассказано в этой статье.

Органы

Органы слуха у человека и большинства животных – парные, и предназначены для восприятия звуковых сигналов и ориентировки в окружающей среде.

Первоначально звук поступает на звуковой анализатор, состоящий из фонорецепторов.

Информацию в виде сигналов проводит слуховой нерв. И только в корковом отделе слухового анализатора, находящегося в височной доле коры больших полушарий, находится область приёма и переработки сигналов.

Ухо человека состоит из следующих отделов:

  1. Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход и барабанная перепонка. Через наружный слуховой проход на барабанную перепонку подаются звуковые колебания.
  2. Среднее ухо, расположенное в височной кости, включает в себя три слуховых косточки (молоточка), наковальню и стремечко. Слуховые косточки под воздействием звукового сигнала направляют колебания звука ко внутреннему уху.
  3. Внутреннее ухо – перепончатый лабиринт в височной кости, подразделяющийся на преддверие, три полукружных канала и улитку, в которой располагается кортиев орган, воспринимающий звуки.
  4. Кортиев орган – это несколько рядов волосковых рецепторов, связанных с чувствительными нейронами, что в целом и образует слуховой нерв.

Причины и классификация нарушения

Потеря или снижение слуха – это проблема не только пожилых людей. В трудоспособном возрасте нарушения слуха возникают по множеству причин. Чаще всего это:

  • шум;
  • возрастные изменения;
  • травмы головы;
  • поражение мозговых центров, отвечающих за распознавание звуков;
  • воспаления наружного и среднего уха;
  • осложнения при ЛОР-заболеваниях;
  • серные пробки в ушах;
  • непролеченные инфекционные заболевания;
  • хронический насморк;
  • наличие недиагностированных опухолевых процессов в области мозга;
  • атеросклероз;
  • сахарный диабет;
  • гипертония и проблемы с сердечно-сосудистой системой.

Шум, который окружает человека, особенно в больших городах, постепенно лишает его возможности слышать высокочастотные звуки, женские и детские голоса. Привычка слушать музыку в наушниках на полной громкости тоже сказывается негативно на работе органов слуха.

Возможности слышать окружающих также начинают уменьшаться с 30-40 лет. Это, к сожалению, естественный процесс, в медицине он называется пресбиакузис.

К 80 годам большинство людей страдает от серьёзной потери слуха.

Помимо ограничения возможностей воспринимать звуковые сигналы, жизнь такого человека отягощается и социально-психологическими проблемами, вызванными этим недугом.

Человеку с нарушениями слуха приходится постоянно переспрашивать собеседника, это вызывает неловкость, досаду и неуверенность в себе и в итоге приводит к избеганию общения, к изоляции и одиночеству, депрессии, алкоголизму.

Симптомы

Признаки снижения слуха могут появиться резко и неожиданно или нарастать постепенно. Необходимо обратиться к врачу, заметив у себя следующие симптомы:

  • чтобы понять собеседника, приходится дважды или трижды переспрашивать его;
  • в обществе нескольких человек становится сложно контролировать беседу;
  • возникает ощущение, что люди специально разговаривают тише;
  • близкие замечают, что вы увеличиваете громкость телевизора;
  • появился шум в ушах.

У детей и подростков

У детей снижение слуха чаще является следствием повреждения или недоразвития слуховых органов или головного мозга, а также результатом травм (включая родовые), болезни матери во время беременности или осложнений при ЛОР-заболеваниях.

Также нарушения слуха у ребёнка могут развиться в результате приёма беременной матерью ототоксичных препаратов: Гентамицина, Аспирина, Левомицетина.

Выделяют следующие нарушения:

  • тугоухость;
  • глухоту;
  • разрушение фонематического слуха.

У них похожие симптомы, но совершенно разные механизмы поражения, способы диагностики и, соответственно, лечение.

Нарушение слуха в детском возрасте имеет очень тяжёлые социальные последствия. Оно влияет на психическое развитие ребёнка, приводит к замедлению развития речи, сложностям в адаптации ребёнка в обществе сверстников.

Поэтому с момента установления факта снижения слуха ребёнку необходимо посещать специальные тренинги для развития речи. В случае врождённой потери слуха ребёнок должен получать помощь с шестимесячного возраста.

Мкб 10

Термин Мкб 10 расшифровывается как международная классификация болезней 10-го пересмотра. Эта система отражает общепринятую классификацию для кодирования медицинских диагнозов и включает в себя 21 раздел, каждый из которых состоит из рубрик с кодами заболеваний. Нарушения слуха рассматриваются в восьмой главе и маркируются Н-60 – Н-95.

Профилактика и лечение

Лечение детской тугоухости и глухоты возложено на таких специалистов:

  • сурдолог;
  • отоларинголог;
  • детский психолог;
  • дефектолог;
  • логопед.

Меры по предотвращению снижения слуха должны приниматься с раннего детства родителями ребёнка. Любое, казалось бы, незначительное пренебрежение правилами может вызвать серьёзные последствия. Важно:

  1. Не допускать попадания в уши ребёнка воды при купании. Это может вызвать отит и повреждение барабанной перепонки. Желательно использовать для защиты слухового прохода беруши или ватные турунды с вазелином.
  2. Ни при каких условиях не хватать ребёнка за уши и не бить по ушам.
  3. Приучить малыша к аккуратной гигиене ушей.
  4. Не допускать сильного шумового воздействия, которое может спровоцировать кровоизлияние в ухо и разрыв барабанной перепонки.
  5. Проводить профилактику и своевременное лечение простудных заболеваний. Вовремя обращаться к ЛОРу и проходить назначенный курс лечения до конца. Если у ребёнка увеличены аденоиды, их лучше удалить.
  6. Делать профилактические прививки от свинки, кори, краснухи: эти заболевания особенно опасны для ушей.
  7. Во взрослом возрасте рекомендуется хотя бы раз в год делать проверку слуха и не относиться беспечно к назначениям врача.

О том,что такое нарушение слуха у детей, в полезном видео:

Заключение

Органы слуха – сложное и тонкое устройство. Потерять слух очень легко, а жить с таким нарушением весьма непросто. Следует внимательно относиться к здоровью органов слуха и беречь их.

Источник: https://dr-lor.com/uho/simptomy/esli-diagnostirovali-narushenie-sluha.html

Нарушение слуха у детей

Нарушение слуха у детей: причины, классификация, лечение

Слух – одна из важнейших способностей человеческого организма. Способность распознавать звуки является неотъемлемой частью нервно-психического и речевого развития ребенка.

Еще полвека назад нарушение слуха диагностировалось слишком поздно – после двух лет, когда проявления недуга были очевидны. Слабослышащие дети имели серьезную задержку речи и отличались от сверстников по развитию.

К счастью, в настоящее время в большинстве роддомов аудиологический скрининг стал обязательным в перечне обследования новорожденного.

По данным исследований, раннее начало коррекции нарушений слуха (до возраста 6 месяцев) в большинстве случаев дает благоприятный прогноз и обеспечивает нормальное речевое и психоэмоциональное развитие ребенка. Однако ранний скрининг не дает 100% гарантии отсутствия заболеваний в будущем.

Именно поэтому важно, чтобы родители были достаточно информированы и обращали внимание на нарушение слуха и заболевания уха у детей.

Актуальность проблемы потери слуха у детей

Согласно данным ВОЗ, почти 32 миллиона детей по всему миру имеют проблемы со слухом, приводящие к инвалидности. То есть пять детей из тысячи рождаются глухими или теряют слух после рождения.

60% случаев потери слуха в детском возрасте можно избежать с помощью профилактических мер.  Это объясняет большой интерес общественного здравоохранения к проблеме профилактики заболеваний органа слуха у детей.

Причины снижения слуха у детей

В первую очередь, следует упомянуть о типах нарушения слуха. Выделяют:

  • Кондуктивную тугоухость, обусловленную нарушением проведения звука к внутреннему уху. Причиной данного типа поражения являются заболевания наружного и среднего уха. Чаще всего кондуктивная тугоухость проявляется в умеренной и легкой степени и достаточно просто поддается коррекции;
  • Нейросенсорная тугоухость является следствием поражения структур внутреннего уха или слухового нерва. Методом лечения являются импланты среднего уха или кохлеарные импланты;
  • Смешанный тип тугоухости сочетает в себе кондуктивный и нейросенсорный тип.

Причины развития нарушения слуха делятся на врожденные и приобретенные. Врожденная тугоухость в половине случаев вызвана генетическими заболеваниями, унаследованными от родителей. Родитель может быть как здоровым носителем мутации, так и страдать от такого же заболевания. Генетическая тугоухость имеет один из типов наследования:

  1. Аутосомно-рецессивный тип. К данному типу наследования относится 70% всех генетических мутаций, связанных с потерей или снижением слуха. Родители ребенка, имеющего такое заболевание, внешне абсолютно здоровы, но в их геноме заложена мутация, которая проявляется только при условии ее наличия у обоих родителей.
  2. Аутосомно-доминантный тип. К такому типу относится 15% генетической тугоухости. Один из родителей такого ребенка не имеет изменения в геноме, в то время как второй либо страдает нарушением слуха, либо имеет другие нарушения, характеризующие определенный генетический синдром.
  3. Спонтанная мутация. К этой группе относятся редкие генетические заболевания, возникающие вследствие спонтанной генетической мутации. Причины таких мутаций лишь предположительны и могут возникнуть у абсолютно любого развивающегося организма на определенных этапах внутриутробного развития.

Помимо генетических, существует множество других факторов, приводящих к врожденным нарушениям слуха:

  • внутриутробные инфекции: герпес, краснуха, токсоплазмоз, ЦМВ-инфекция нарушают формирование органа слуха эмбриона, приводя к развитию тяжелой тугоухости при рождении;
  • гипоксия плода (недостаток кислорода);
  • гемотрансфузии (переливания крови) у матери во время беременности;
  • сахарный диабет у матери;
  • прием во время беременности некоторых лекарственных препаратов, обладающим ототоксичным влиянием на плод: некоторые антибиотики (группы аминогликозидов, гликопептидов), некоторые обезболивающие и противовоспалительные средства (диклофенак натрия), транквилизаторы и антидепрессанты, препараты для лечения злокачественных новообразований и туберкулеза. Назначение данных медикаментов – это всегда взвешенное и необходимое решение. Они используются лишь в тех случаях, когда польза для матери значительно превышает вероятность возникновения осложнений у плода;
  • преждевременные роды и рождение ребенка массой менее 1300г;
  • злоупотребление алкоголем, курение и прием наркотиков во время беременности.

Потеря слуха детей в более старшем возрасте имеет также множество возможных причин. К временному снижению слуха чаще всего приводят инфекции уха, а именно – средние отиты. Анатомические особенности строения органа слуха у детей являются фактором возникновения ушных инфекций.

Слуховая труба ребенка более короткая и широкая. Такая особенность обуславливает быстрое распространение воспаления из ротоглотки к среднему уху.

Накапливающийся в барабанной полости экссудат нарушает звукопроведение и приводит к временному снижению остроты слуха у ребенка. Это явление часто не требует особых вмешательств, а только лишь лечения основного инфекционного заболевания.

Однако частые рецидивирующие и хронические отиты могут стать причиной стойкой тугоухости.

Факторами развития перманентного снижения слуха у детей старше месяца являются:

  • перфорация барабанной перепонки вследствие травмы или инфекции;
  • прогрессирующий отосклероз, например, при болезни Меньера;
  • осложнения некоторых инфекционных заболеваний, таких как корь, эпидпаротит, коклюш, а так же как следствие менингита;
  • прием ототоксичных лекарственных препаратов в возрасте до 2 лет;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • хронический или рецидивирующий средний отит;
  • длительное воздействие шума, приводящее к шумовой потере слуха;
  • воздействие пассивного курения.

Как определить у ребенка нарушение слуха?

Скрининг новорожденного позволяет обнаружить лишь малый процент нарушений слуха у ребенка. Основная роль в диагностике слуха принадлежит участковому педиатру и самим родителям.

Что же должен уметь ребенок, чтобы у врача и родителей не появилось сомнений в его способности воспринимать звуки?

0-4 месяца:

  1. реагировать на громкие звуки;
  2. вздрагивать во сне или просыпаться при внезапном громком звуке;
  3. реагировать на голос другого человека позитивно (улыбка) либо негативно (плач);
  4. успокаиваться, услышав голос «своего взрослого».

4-9 месяцев:

  1. улыбаться в ответ на обращение родителей;
  2. следить за игрушками, издающими звук;
  3. поворачивать голову к источнику знакомого звука;
  4. переход гуления в лепет;
  5. начинает понимать связь между жестами и речью.

9-15 месяцев:

  1. реагирует на свое имя;
  2. пытается издавать или издает жужжащие звуки;
  3. повторяет простые звуки или слова;
  4. понимает и выполняет основные команды;
  5. использует голос для привлечения внимания.

15-24 месяца:

  1. использует достаточное количество простых слов для общения;
  2. знает и показывает части тела;
  3. знает названия общих объектов (например: дом, кот, собака, земля, небо);
  4. с интересом относится к музыке, стихам, чтению;
  5. выполняет команды;
  6. указывает на предметы, которые называет взрослый.

Иногда возникают ситуации, когда у ребенка, который не имел проблем со слухом и нормально развивался до 4-5 лет, случается нарушение звуковосприятия. И не всегда ребенок может сам понять, в чем дело,  и рассказать об этом взрослому.

Есть несколько критериев, по которым можно заподозрить тугоухость, возникшую у ребенка дошкольного и школьного возраста.

  • Возникают трудности в понимании речи других людей;
  • Не сразу реагирует на обращение по имени или не реагирует вовсе;
  • Появились проблемы с речью;
  • Неправильно отвечает на вопросы (из-за непонимания);
  • Когда смотрит телевизор, увеличивает громкость или садится очень близко к экрану;
  • Внезапно появились проблемы с учебой;
  • Есть задержка речи и/или нарушение артикуляции;
  • Жалуется на боль или шум в ушах;
  • Есть сложности при разговоре по телефону, часто меняет ухо, к которому прикладывает телефон;
  • Часто переспрашивает;
  • Очень внимательно следит за мимикой и губами говорящего.

Методы лечения нарушения слуха у детей

Если у ребенка присутствует хотя бы один признак снижения слуха, следует немедленно обратиться к оториноларингологу, аудиологу или педиатру. Чем раньше будет диагностировано заболевание, тем больше шансов на выздоровление. Любая боль в ухе, шум, ушная инфекция – все это не должно остаться без внимания родителя, так как может стать причиной необратимой глубокой тугоухости.

Врач назначит исследование слуха, необходимые для выявления причины и степени поражения. Все тесты являются безболезненными, однако достаточно информативными. Именно педиатр или ЛОР-врач поможет определиться с типом специалиста по слуху, необходимому именно этому ребенку.

Существует несколько способов лечения нарушения слуха. Выбор метода зависит от причины потери слуха и его степени.

Чаще всего консервативные методы (медикаментозная терапия, физиопроцедуры) используются для коррекции легкой и умеренной тугоухости.

При более тяжелых поражениях возникает необходимость использования слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов, костных слуховых аппаратов и вспомогательных слуховых устройств, а также работы грамотного логопеда.

Слуховые аппараты – один из методов коррекции слуха. В настоящее время существует большое множество слуховых аппаратов для детей. Они почти незаметны, просты в применении даже самими маленькими пациентами, их не так просто удалить из уха, что является полезной функцией при использовании детьми до 3 лет.

Кохлеарные импланты – специальные устройства, используемые в лечении нейросенсорной тугоухости. Хирургическим способом кохлеарный имплант помещается во внутреннее ухо и с помощью электрических импульсов стимулирует слуховой нерв. Современные производители  выпускают устройства, подходящие для детей и не доставляющие дискомфорта при носке.

Костные слуховые аппараты – метод выбора для коррекции слуха у детей с врожденными пороками развития органа слуха, такими как микротия или атрезия слухового прохода. Также костные слуховые аппараты подходят для детей с односторонней глухотой.

Вспомогательные слуховые устройства такие, как FM-системы позволяют решить проблему с плохой акустикой и фонового шума.

Чаще всего такие устройства для слабослышащих используются в специализированных классах и школах для детей с нарушениями слуха.

FM-система представляет собой микрофон, находящийся на груди учителя и передающий звуковой сигнал непосредственно на слуховые аппараты или кохлеарные импланты учеников.

Логопедическая помощь необходима почти каждому ребенку с нарушением слуха. Грамотный специалист позволит решить проблемы с речью, возникшие в результате тугоухости на том или ином этапе развития,  адаптирует ребенка к обществу и улучшит качество его жизни.

Обучение детей с нарушением слуха

В современном мире почти каждый населенный пункт имеет специализированный класс или целую школу для детей с проблемами слуха.  Если какое-то время ребенок посещал обычный класс, то переход от стандартного обучения к специализированному должен быть мягким и не травматичным для развивающейся психики.

Источник: https://sluh.online/tugouhost/u-detej

Классификация нарушения слуха у ребенка: причины появления симптомов и методы лечения

Нарушение слуха у детей: причины, классификация, лечение

Чем быстрее обнаружена утрата слуха, тем больше шансов, что вследствие лечения либо оперативного слухопротезирования дошкольник овладеет речью и сумеет в соответствии с нормой совершенствоваться и обучаться.

Классификация нарушения слуха у ребенка:

Глухой не слышит разговор находящихся вокруг и при применении слуховых устройств. Ребята с глухотой учатся в специализированных организациях и школах. Глухота имеет четыре степени в связи с порогом улавливаемых звуков. Плохо слышащие разговор находящихся вокруг слышат с затруднениями, нуждаются в применении слуховых устройств.

Патогенез

Все без исключения патологии слуха делят на три категории:

  • потомственные;
  • природные;
  • полученные.

Глухота, в свою очередь, разделяется на кондуктивную, которая сопровождается патологиями звукопроводной системы, и нейросенсорную, характеризующуюся тем, что испорчена звуковоспринимающая система.

Неблагоприятными условиями, провоцирующими появление глухоты и тугоухости, являются:

  • тяжелая беременность матери в данный промежуток патологии этапа новорожденности;
  • вирусные заразы;
  • заражение инфекциями;
  • заболевания лор-органов;
  • использование токсичных лекарств в период беременности, что требует выполнения заблаговременной диагностики слуха у новорожденных детей.

Реакция на звуки у только что родившихся возникает через 2-3 недели после появления на свет. Гуление переходит в лепетание через 4-5 месяцев.

В случае если у отца с матерью возникают сомнения, что ребенок не откликается на звуки, гуление со временем затухает, не переключаясь в лепетание, а в более позднем возрасте останавливается речевое развитие, родители обязаны незамедлительно проинформировать своего участкового педиатра либо отоларинголога.

Специалисты говорят о следующих причинах патологии:

  • Нарушения слуха могут передаться от отца, матери и других родственников. К тому же проблемы со слухом могут возникнуть через несколько поколений посредством рецессивных генов.
  • Генетические нарушения, разнообразные мутации. Могут произойти в результате неправильного образа жизни одного или обоих родителей, плохой экологии, загрязненности окружающей среды, а также при злоупотреблении родителей алкоголем, никотином или же наркотическими и психотропными веществами.
  • Неправильный образ жизни будущей матери во время беременности. Курение, алкоголь, наркотики, в некоторых случаях употребление нездоровой пищи или пониженная активность могут привести к патологиям.
  • Болезни, перенесенные во время беременности, также могут сказаться на развитии слуха малыша.
  • Родовые травмы, неправильно проведенное кесарево могут негативно сказаться на состоянии здоровья новорожденного. Болезни, инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни, могут негативно сказаться на слухе ребенка.
  • Аденоиды – мелочь, которая доставляет немало дискомфорта ребенку и много хлопот его родителям. При обнаружении аденоидов отоларингологом их необходимо своевременно удалить, после чего у ребенка пройдут проблемы со слуховым органом.

Тугоухость

Тугоухость — потеря функциональности органов слуха, напрямую связанная с возникновением определенных сложностей в восприятии человеческого голоса и сопряженная с сокращением словарного запаса.

  1. Кондуктивная разновидность тугоухости непосредственно связана с возникновением препятствий на пути восприятия и передачи звука (звуков). Звуки окружающего мира не передаются по слуховому каналу от среднего внутреннему уху. Распространенный пример: скопление ушной серы в ушном канале, деформация или травма барабанной перепонки, развитие процесса воспаления в ушном канале.
  2. Сенсоневральная разновидность тугоухости вызвана общим снижением функциональности органов слуха, обусловленным возникновением и развитием заболеваний слухового нервного канала или одного из отделов слуха в коре головного мозга человека. Первопричиной данной разновидности является осложнение при заболевании вирусными заболеваниями (групп), развитие патологических заболеваний сердечно-сосудистой системы, систематическое пребывание в стрессовых ситуациях и нервное истощение, постоянное нахождение в зашумленной среде.
  3. Смешанная разновидность тугоухости обусловлена потерей функциональности органов слуха при травмах головы, после длительного приема медикаментов, осложнений воспалительных процессов в органах слуха, перенесенных ушных заболеваний. Смешанная разновидность тугоухости зачастую проявляется вследствие воздействия на органы слуха вибраций и громких монотонных шумов, после перенесенных гипертонических заболеваний, атеросклероза. В преклонном возрасте смешанная разновидность тугоухости обусловлена сниженным кровоснабжением органов слуха.

Глухота

Глухота — снижение функционирования органов слуха, при котором самостоятельное развитие речевого аппарата невозможно.

Глухота является сложной формой нарушения функционала слуха, так как зачастую проявляется у детей с самого рождения и несет ряд осложнений для социальной адаптации детей.

Возникновение глухоты происходит из-за генетической наследственности или появления патологий в перинатальный период развития малыша.

Патологии фонематического слуха у малышей

Нарушение фонематического слуха у детей называется дислалией. При этом заболевании человек не может произносить правильно звуки, при этом происходит их смешивание, и это чем-то напоминает речь трехлетнего ребенка. Но у детей этого возраста такая речь считается нормой. О заболевании можно говорить, если речь не меняется по достижении четырех лет.

Основными признаками нарушения фонематического слуха у детей считаются:

  • замена звуков;
  • пропуск звуков в своей речи либо их перестановка;
  • слабое разделение звуков (часто встречается замена «ш» на «с»).

Причины дислалии

Причинами нарушения могут стать:

  • иммунодефицит;
  • инфекционные заболевания;
  • проблемы с щитовидной железой;
  • плохое влияние социума;
  • неблагоприятный пример (родители с дефектами речи).

Диагностика нарушения слуха у ребенка проводится несколькими специалистами. Лечение дислалии должно выполняться комплексно. Помимо неврологов, участие принимают родители, учителя и логопеды. Различные лекарственные препараты стимулируют работу мозга и увеличивают объем памяти.

Чаще всего врачи назначают “Пантогам” для повышения работоспособности и стимуляции центральной нервной системы.

Для снятия напряжения и улучшения сна назначается “Глицин”, “Фенибут” – для устранения чувства страха, “Кортексин” применяют при наличии травм головы. Также необходимо скорректировать рацион питания.

В это время, согласно существующим методикам, идет развитие фонематического слуха.

Лечение нарушения слуха у ребенка происходит с помощью следующих способов:

  1. Фармацевтические средства.
  2. Установленные способы сурдологического и логопедического характера.
  3. Постоянные упражнения слухового и речевого развития.
  4. Применение аппаратов слухопротезирования.
  5. Советы психоневролога для стабилизации нервной системы и психологической сферы малышей.

Логопедическая работа

Логопедическая деятельность при нарушении слуха детей в ДОУ играет важную роль, так как у слабослышащих ребят прослеживаются патологии речи, связанные с произношением.

Логопеды проводят обучение таким способом, чтобы усовершенствовать артикуляцию и достичь естественного произнесения слов и фраз.

При этом применяются разнообразные логопедические технологии общего характера и подобранные специально, учитывая индивидуальные особенности малышей.

Существует несколько процедур, которые используются при патологиях слухового канала с целью усовершенствования его функционирования. К ним принадлежат специализированные упражнения на дыхание, а также с языком, челюстями, губами, улыбкой и надуванием щек.

Профилактика

Самые распространенные причины нарушения слуха у детей – наследственность, негативные факторы окружающей среды, неправильный образ жизни родителей и перенесенные болезни.

На основе этого списка можно сделать выводы о том, как обезопасить ребенка от проблем со слухом. С наследственностью ничего сделать нельзя – можно лишь защитить ребенка путем прохождения частых медицинских обследований и своевременных диагностик нарушений.

Во время планирования ребенка также необходимо позаботиться о его здоровье, то есть:

  • начать вести здоровый образ жизни;
  • пить витамины;
  • встать на учет в центре планирования семьи;
  • сдать анализы.

Другие меры

Чтобы не травмировать ушную раковину новорожденного, необходимо правильно чистить уши. Не стоит чистить уши слишком часто – это может навредить, так как в малых количествах ушная сера защищает ушную раковину от агрессивной окружающей среды.

Когда малыш подрастет, необходимо научить его правильно чистить уши и контролировать этот процесс хотя бы в течение нескольких месяцев.

Обезопасьте ребенка от попадания воды в уши во время принятия ванны, душа или купания в водоеме. Контролируйте ребенка во время игр – не позволяйте ему засовывать в уши маленькие острые предметы.

Своевременные прививки – косвенная защита от нарушений речевого слуха у ребенка (т. к. многие прививки предупреждают развитие заболеваний, дающих осложнения на слуховой аппарат).

И главное, как уже обозначалось, при малейших подозрениях сразу же обратиться к специалисту. Ведь на ранней стадии вылечить болезнь гораздо легче, чем запущенную ее форму.

Источник: https://FB.ru/article/381848/klassifikatsiya-narusheniya-sluha-u-rebenka-prichinyi-poyavleniya-simptomov-i-metodyi-lecheniya

Нарушения слуха у детей: основные причины развития, классификация и способы лечения

Нарушение слуха у детей: причины, классификация, лечение

Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий.

Существует большое количество типологий нарушений, каждая из которых отличается своим критерием, который в нее заложен. Лечение осуществляется как медикаментозно, так и с помощью операций.

Диагностику осуществляют с помощью инструментальных методов исследования и сбора анамнеза у родителей.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: «Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить…» Читать подробнее >>

Причины развития нарушений слуха

Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.

Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода.

Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга.

Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.

Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки.

Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов.

Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.

Виды и основные клинические проявления

Существует большое количество классификаций нарушения слуха, каждая из которых отличается друг от друга положенными в основу причинами. Л. В. Нейман в 1977 году предложил классификацию в зависимости от степени поражения слуховой функции и возможности развития речи при таком состоянии слуха. Выделяют два вида нарушений слуха:

  • тугоухость — снижение слуховой функции, при котором возникают трудности в восприятии речи и ее овладении, но овладение слуха остается возможным с ограничением словарного запаса;
  • глухота — снижение слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно.

Критерием этой классификации является степень понижения слуха в области речевого диапазона частот от 500 до 4000 Гц. Ученый выделяет три степени тугоухости:

СтепеньГромкостьХарактеристика
ПерваяСнижение слуха не превышает 50 дБРечевое общение сохранно, ребенок разборчиво понимает речь на расстоянии более 1-2 метров
ВтораяПотеря слуха от 50 до 70 дБКоммуникация осуществляется с трудностями, потому что речь воспринимается ребенком на расстоянии до 1 метра
ТретьяПотеря слуха более 70 дБПроисходит нарушение общения, т. к. ребенок не воспринимает речь около уха

Нарушение восприятия и овладевания речью происходит при снижении слуха ребенка на 15-20 дБ. Это, по мнению Неймана, является границей между нормальным слухом и тугоухостью. Пограничное состояние находится на уровне 85 дБ.

Существует четыре группы глухих детей. К первой группе ученый относит детей, которые воспринимают звуки с частотой 125-250 Гц. Вторая группа глухих детей характеризуется восприятием звуков до 500 Гц. Третья группа — дети, которые могут воспринимать звуки частотой до 1000 Гц, а к четвертой относятся пациенты, воспринимающие звуки в широком диапазоне (от 2000 Гц и выше).

Дети с небольшими остатками слуха воспринимают очень громкие звуки на маленьком расстоянии (крик, гудок паровоза или удары в барабаны). Те пациенты, которые относятся к третьей и четвертой группе, могут воспринимать звуки музыкальных инструментов, громкие голоса животных и бытовые звуки, а также речь.

Согласно Международной классификации болезней, выделяют пять степеней нарушений слуха:

СтепеньВосприятие громкости
ПерваяСнижение слуха на уровне не более 40 дБ
Вторая40-55 дБ
Третья55-70 дБ
Четвертая70-90 дБ
ГлухотаБолее 90 дБ

В зависимости от причин возникновения патологии выделяют наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации принять различать три формы нарушений:

  • нейросенсорная форма развивается при поражении звуковоспринимающего аппарата, т. е. внутреннего уха, слухового нерва или структур слухового анализатора и встречается в 91% случаев у пациентов, которые страдают нарушениями слуха;
  • кондуктивная тугоухость возникает по причине развития нарушений в звукопроводящем аппарате: наружного уха, барабанной перепонки и слуховых косточек (среднего уха);
  • смешанная форма.

Строение слухового аппарата

Классификация Боскис

В основу типологии Р. М. Боскис были положены следующие критерии:

  1. Нарушение работы слухового анализатора следует рассматривать отлично от такого же нарушения у взрослых людей. У взрослого такое нарушение приводит к проблемам в общении, а у детей это влияет на психическое развитие ребенка, происходят нарушения в формировании речи и возникают другие расстройства.
  2. Необходимо учитывать возможность самостоятельного овладения речью при нарушении слуха. Невозможность полного восприятия формирует препятствия для овладения речью. Отсутствие устной речи или ее недоразвитие влияет на нарушение в формировании письменной речи (понимание текста и невозможность передачи собственных мыслей в письме).
  3. Слух и речь тесно связаны, т. е. слуховые патологии препятствуют развитию речевой функции, а нормальное применение слуха зависит от уровня развития речи.
  4. Дети с нарушениями слуха имеют различный уровень развития речи, и это зависит от степени нарушения слуховой функции, времени возникновения, условий нахождения ребенка после появления патологии и его индивидуальных особенностей.

Наблюдается взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речевой функции: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь детей. При тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

Время потери слуха также влияет на развитие речи: чем раньше оно возникло, тем больше оно отражается на развитие речи.

Потеря слуха в возрасте до двух лет, когда речь не сформировалась, приводит к полному ее отсутствию.

Нарушения, которые возникли в возрасте от двух до четырех лет, вызывают распад речи.

У старших дошкольников при потере слуха речь частично сохраняется, но если не оказывать специальную педагогическую помощь, нарушения речи будут прогрессировать.

Чем раньше осуществлена диагностика нарушений слуха и оказано лечение для устранения последствий его снижения, тем успешнее будет проходить развитие ребенка.

Для того чтобы речь развивалась у плохослышашего малыша нормально, важно чтобы уровень психического развития был в норме и отсутствовали такие нарушения, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения зрения. На это влияют и личностные особенности детей. Общительные дети лучше овладевают речью, чем пассивные.

На основе этого Р. М. Боскис выделила две группы детей со слуховыми нарушениями:

КатегорияХарактеристика
ГлухиеСамостоятельное овладение речью невозможно. Не воспринимают чужую речь
СлабослышащиеРебенок может сам овладеть речью. Дети могут воспринимать шепот и речь разговорной громкости

В зависимости от состояния речи у глухих детей выделяют две категории. К первой относятся дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух до двух лет, — ранооглохшие дети. Ко второму виду относятся дети, которые потеряли слух в период, когда их речь была сформирована (позднооглохшие).

Существует две категории слабослышащих детей. К первой группе относятся дети, которые к началу поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, т. е.

у них наблюдается неправильное построение фраз, нарушения лексико-грамматического и фонетического строя речи).

Вторая группа характеризуется тем, что дети владеют развернутой фразовой речью и отмечаются небольшие нарушения в грамматическом строе и фонетическом оформлении.

Признаки

Если у малыша до четырех месяцев не наблюдается реакция на громкие звуки, к 7-9 месяцам он не может определить источник звука, а в 1-2 года у него отсутствует словарный запас, то необходимо безотлагательно обратиться к врачу.

Дети в более старшем возрасте могут не реагировать на шепот или разговорную речь, которая обращена к ним сзади, не отзываются на свое имя, переспрашивают одно и тоже два-три раза и не различают звуки окружающей среды. Тугоухость характеризуется наличием недоразвития речи, т. е.

имеет место нарушение произношения звуков, отмечаются трудности в различении фонем.

У детей ограничен словарный запас и несформирован лексико-грамматический строй речи. Это влияет на развития нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Первыми признаками тугоухости в детском возрасте являются вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, шум в ушах, головокружения).

Диагностика

Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.).

В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука.

Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия — исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью осветительного прибора.

Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников — речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Камертон

Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.

Лечение и профилактика

Детей с этими патологиями лечат с помощью медикаментов, физиотерапии и оперативных вмешательств. В некоторых случаях необходимо удалить серную пробку или инородное тело из уха для того, чтобы избавиться от нарушений слуха.

Если у ребенка поражена барабанная перепонка или слуховые косточки, то нужно провести мирингопластику (восстановление целостности барабанной перепонки при помощи взятия кожного лоскута над ушной раковиной и накладывании на отверстие) и протезирование слуховых косточек.

Медикаментозная терапия осуществляется в зависимости от причины и степени тугоухости. Если нарушение слуха возникло на фоне сосудистых патологий, то назначают лекарства, которые способствуют улучшению кровоснабжения во внутреннем ухе (винпоцетин, папаверин, никотиновая кислота). При нарушении слуха из-за инфекционных заболеваний применяются антибиотики.

К немедикаментозным способам лечения относится пневмомассаж барабанной перепонки, который заключается в подаче переменного давления специальным прибором. Активно применяется иглорефлексотерапия (иглоукалывание) и магнитотерапия (воздействие магнитным полем на слуховой аппарат). В некоторых случаях используется электрофорез — введение лекарственных средств с помощью электрического тока.

Иногда для лечения детей используется слухопротезирование (применение слуховых аппаратов) или кохлеарная имплантация (установка в улитку внутреннего уха электронной системы, которая обеспечивает звуковосприятие). Реабилитация детей с нарушениями слуха включает в себя помощь и других специалистов. К ним относится логопед, дефектолог и детский психолог.

Профилактика задержки речевого развития и отставания в развитии интеллекта заключается в своевременном выявлении нарушений слуха и при первых признаках нужно обратиться к врачу. При раннем начале лечения можно добиться стабилизации слуха. Следует лечить патологии ЛОР-органов и проводить постоянные вакцинации.

Загрузка…

Источник: https://MedBoli.ru/dyhatelnaya-sistema/istorii-boleznej/narusheniya-sluha-u-detej-osnovnye-prichiny-razvitiya-klassifikatsiya-i-sposoby-lecheniya

Медицинский совет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: