РАЗЪЯСНЕНИЕ ПСИХОЛОГА: почему так происходит и как нужно реагировать родителям

Как консультация детского психолога может навредить. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПСИХОЛОГА: почему так происходит и как нужно реагировать родителям

Виктория Романова вспоминает три ужасных случая из своей практики.

Родителям иногда кажется, что исправить отношения с детьми поможет только консультация детского психолога. К сожалению, найти грамотного профессионала очень сложно. Многие недобросовестные психологи просто выкачивают из родителей деньги. Но самое страшное, что некомпетентные советы могут нанести ребёнку серьёзный вред. Я видела последствия такой “помощи”. Поверьте, это ужасно.

“Предупреждаю, он маленький дьявол”

Ко мне привели 7-летнего Тимура. У ребёнка были приступы неконтролируемой агрессии. Он издевался над домашними животными: кошкой и собакой.

В плохом настроении поднимал руку на свою маленькую сестрёнку, грубил, не слушался взрослых.

А ещё его речь изобиловала нецензурными словами. Он мог ответить матом не только родителям, но и незнакомым людям…

Конечно, родители пытались решить проблему. Обращались к специалистам, давали мальчику успокаивающие отвары, но ситуация в семье лучше не становилась.

И тогда мама Тимура пришла ко мне на консультацию, в надежде на чудо. Я расспросила её о семье, воспитании.

Спросила, помогла ли консультация детского психолога понять причину агрессии мальчика. Ответ меня испугал и заставил задуматься.

Оказалось, что причины неадекватного поведения ребёнка вообще никто не искал. А маме посоветовали в ответ на вспышки гнева сына отвечать криком! Отвечать агрессией на агрессию! Я была просто в шоке!

Я попросила маму оставить нас вдвоём с Тимуром. Выходя, она перекрестила меня со словами: “Ну, с Богом. Я передаю его вам на терапию. Только я вас предупреждаю, что он маленький дьявол. Не знаю, что с ним делать…”. Я просто потеряла дар речи… За 20 лет работы с детьми и подростками я много чего слышала, но такое…

Сила любви

Когда мы остались наедине, я внимательно изучила Тимура. И увидела мальчика со светлым, открытым взглядом. Проведя энергетическую диагностику, я поняла, что передо мной добрый, ранимый и очень несчастный ребёнок. Не знаю, почему это не выявила консультация детского психолога.

Я пригласила коллег, и мы провели круговую молитву “Поле любви”. Мы встали вокруг мальчика и начали говорить Тимуру добрые, ласковые, искренние слова. Сначала он очень растерялся.

В мальчике проснулась агрессия, он ужасно ругался, пытался убежать. Но мы не останавливались, только подбирали нужные слова, чтобы снизить градус его злости.

И через некоторое время Тимур разрыдался… Мы начали его обнимать и успокаивать.

Дети чувствуют искренность и любовь. И больше всего нуждаются именно в этом.

Когда Тимур успокоился, он сказал, что мама никогда ему не говорила, что любит его. Никогда!

В это невозможно поверить, но в семье не принято было проявлять любовь.

Я пригласила маму на индивидуальную консультацию. Рассказала ей, что значит для такого чувствительного ребёнка любовь, и как важна родительская поддержка. К счастью, она приняла эту информацию и осознала допущенные ошибки.

Одной из которых была консультация детского психолога. Увы, такое случается. Конечно, мы все иногда ошибаемся.

Но люди, которые работают с детьми, должны понимать: один неправильный совет может разрушить чью-то только начавшуюся жизнь. Это страшно…

Чтобы исправить все ошибки, мне понадобилась не одна встреча с семьёй Тимура. На семинарах мы вместе учились принимать и дарить любовь. Поверьте, не все это умеют.

Сейчас Тимур — гордость и радость мамы. Вспышки агрессии исчезли полностью. Он трепетно заботится о сестрёнке, а недавно принёс с улицы котёнка со сломанной лапкой. Новый член семьи уже поправился и обожает своего юного спасителя.

Я счастлива, что смогла помочь этой семье.

Подросток-игроман

Другая история будет особенно полезна родителям подростков. Ко мне обратилась Влада, мама 13-летнего Олега. Парень с головой ушёл в компьютерные игры. Он буквально не расставался с планшетом. Естественно, успеваемость в школе резко упала.

Мальчик стремительно набирал вес, потому что совсем перестал гулять и двигаться. Родителей он просто игнорировал.

Мог играть всю ночь, а утром его невозможно было разбудить.

Знакомая ситуация, правда? Что же сделала Влада? Нет, она не прочитала нашу статью про правильное воспитание детей. Она обратилась к школьному психологу. Но консультация детского психолога не помогла.

Потому что специалист дал неправильный совет. Родителям велели срочно отобрать гаджет у ребёнка. Когда Влада попыталась это сделать, Олег ответил дикой агрессией. Он ударил мать с такой силой, что она упала и сломала руку.

А на её лице ещё несколько недель “красовался” ужасный синяк…

Но самое страшное, что теперь в семье была не только проблема с игровой зависимостью сына, но образовалась огромная эмоциональная пропасть между родителями и ребёнком. Обида, злость, полное непонимание друг друга.

Я всегда говорю родителям, оказавшимся в подобной ситуации, что нужно быть внимательными к чувствам своих детей. Не нужно отнимать гаджеты, тем более силой. Но постепенно сокращать время, проведённое в интернете, — это хороший вариант.

И обязательно подбирайте замену виртуальному миру! Подарите ребёнку яркие, запоминающиеся на всю жизнь эмоции. Проводите с детьми всё свободное время, но не дома перед телевизором, а активно.

Совместные вылазки на природу, на экскурсии, активный спорт — вариантов очень много.

Влада и Олег прошли у меня совместный курс терапии, я помогла вернуть доверительные отношения в этой семье. Парень записался на занятия по робототехнике, ему очень нравится. Про планшет и игры даже не вспоминает.

“Эффективный” электрошок

Чаще всего ко мне обращаются родители подростков. Самый сложный возраст, целый клубок проблем, страхов, разочарований… Ужас в том, что иногда это заканчивается фатально…

Ко мне пришла Кристина с просьбой спасти её 16-летнюю дочь. Варя сделала несколько попыток покончить с собой…

Тоненькая, бледная Варя отводила от меня огромные карие глаза. Она тихо повторяла одно и то же. Что хочет умереть, не видит смысла в жизни, и все вокруг предатели… Мы долго беседовали, и я увидела за озлобленностью — одиночество и боль. Девочка, как оказалось, много рисовала и читала, очень чутко воспринимала окружающий мир и его несовершенство.

Но самую большую боль она испытала от того, что ей приходилось скрывать свой дар. Она умела предсказывать будущее.

Первый раз, когда она сказала маме о предстоящем горе в доме соседей, ей было всего 5 лет. Кристина не поверила и решила, что дочери нужна консультация детского психолога. “Специалист” отмахнулся, мол, всё это детские выдумки. Дескать, все они в таком возрасте фантазеры.

Через несколько лет Варя рассказала, что её учительницу избивает муж и любимую Аллу Станиславовну нужно спасать от тирана. Нет, конечно, учительница не говорила об этом детям. Она никому не рассказывала о том ужасе, в который превратился её брак. Внешне всё выглядело нормально. Но Варя почувствовала ауру насилия и попросила маму о помощи.

Кристина испугалась. Настолько, что положила дочь в психиатрическую больницу на три месяца! Можете себе представить?! Когда я впервые об этом услышала, у меня волосы на голове встали дыбом. Как можно собственного ребёнка посадить на сильнейшие транквилизаторы и “полезные” сеансы электрошока?! Я до сих пор не могу сдержать слёз, когда вспоминаю эту историю…

Счастливый случай

Понятно, что психушка “помогла” так же, как и когда-то консультация детского психолога. То есть никак.

Девочке стало хуже. Она замкнулась, ушла в себя, ни с кем не общалась. Перестала учиться и… есть. Закончилось тем, что её увезли на “скорой” с подозрением на анорексию. А после больницы Варя первый раз попыталась уйти из жизни.

От страха за дочь Кристина сама чуть не сошла с ума. Она не знала, что делать, к кому обратиться за помощью. То бежала в церковь, молилась и ставила свечки. То ходила на приём к гадалкам. К каким-то ещё шарлатанам…

В конце концов, счастливый случай привёл Кристину ко мне. После полной диагностики Вари я убедилась, что девочка психически абсолютно здорова.

Мы составили график посещения индивидуальных и совместных занятий для Вари и Кристины. Это был долгий и сложный процесс. Но, слава Богу, у этой истории счастливый конец. Сейчас я часто встречаю Варю у нас в Академии.

Она совсем не похожа на ту бледную тень самой себя, которую я увидала три года назад. Вид у неё цветущий и радостный.

Учится в мёде, встречается с парнем и всегда, в любой ситуации знает, что мама её поддержит и примет любое её решение.

Дорогие родители! Чтобы не попасть в ситуации, о которых я сегодня рассказала, я советую вам только одно: станьте для ребёнка лучшим другом и опорой. Берегите его, поддерживайте во всём и обязательно показывайте свою любовь к нему. Обнимайте, целуйте, говорите, как вы его любите. Ваша любовь, а не модный гаджет или очередной кружок — вот что нужно вашему ребёнку!

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/kak_konsultaciya_detskogo_psihologa_mozhet_navredit/?not_mobile=1

Школьный психолог – школьный враг? Может ли он действительно чем-то помочь | Социум | Наша Психология

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПСИХОЛОГА: почему так происходит и как нужно реагировать родителям

Его боятся и ему не доверяют. К нему отказываются идти. Кто же этот роковой персонаж? Всего лишь школьный психолог!

Чем он занимается-то?

«…Вбегает ко мне учительница второго класса, и в голосе у нее истерика: “Пойдите, сделайте с ним что-нибудь!” Ну, это у нас всегда так. Урока не проходит, чтобы кто-то не забежал.

Вхожу в класс, а Максим под партой сидит, рисует там своих роботов, которых полк одинаковых. “Здоровые так себя не ведут!” – не тихо говорит учительница. Я глазами ей делаю “тсс!”, а вслух говорю: “Не будем делать поспешных выводов”.

Беру Макса поговорить, порисовать. И понимаю, что нужно разговаривать с родителями».

Школьный психолог – фигура, окруженная мифами и тайнами. Никто до конца не знает, чем он занимается: ни учителя, ни родители, ни дети, ни даже директор. Поэтому одним это дает повод думать, что это такой бездельник, который «вообще ничего не делает, только бумажки пишет», а другим – демонизировать его образ, придавая ему всемогущество влияния на судьбу ребенка.

На самом деле все не так уж сложно. Работы у психолога много. Он работает со всеми «участниками педагогического процесса»: учениками, учителями, администрацией и родителями.

Основные направления таковы:

  • Диагностическое: ребенка, классов, отдельных групп, учителей, родителей. Может быть плановое, а может по запросу родителей или учителей или если психологу «что-то не понравилось». Если планируется комплекс из нескольких тестов, то хорошим тоном будет предупреждение родителей и взятие с них дополнительного согласия.
  • Развивающее и коррекционное. Например, это могут быть уроки психологии, тренинги по сплочению в конфликтном классе, индивидуальные занятия с ребенком (проводятся строго с согласия родителей!).
  • Консультативная работа. Самые разные консультации для всех: учеников, родителей, учителей, администрации; групповые и индивидуальные. Как правило, на это выделены особые часы, поэтому «прорваться» к психологу в любой момент не получится. Только если ситуация действительно экстренная.
  • Просветительская работа. Психолог оформляет стенды, может вести свою страничку на сайте школы, проводить занятия для родителей и учителей, выступать на собраниях.
  • Психопрофилактическое. Психологи много наблюдают на переменах, уроках, мероприятиях. Опытный глаз может заметить перемены в ученике – подавленность у весельчака; агрессию у миролюбивого, замкнутость у общительного. Можно отследить и направить в мирное русло зарождающийся конфликт между одноклассниками или учеником и учителем.
  • Методическое. Боль души психолога. Обилие обязательных к заполнению бумажек документов делает затруднительной более эффективную работу по основным направлениям.

Родители: не хотят и боятся

Не так уж редко среди родителей обсуждается тема «А что он может?». От обесценивающего полюса «да ничего не может» до всемогущего «очень многое». Казалось бы, услуги школьного психолога для родителей бесплатны, так пользуйся! Задай свои вопросы, получи ответы.

Сходи, в конце концов, познакомься и составь свое мнение не о психологах «вообще», а о конкретном человеке на конкретном месте. Но почему-то до сих пор бесплатное считается синонимом низкокачественного.

А это вовсе не так! Множество моих коллег не просто компетентны, а большие умницы, непрерывно совершенствующие свою подготовку и любящие свое дело.

Родители, по моему опыту, делятся на три основные категории:

  • 1. Партнеры. Они не боятся психолога, разговаривают с ним на равных из позиции совместной помощи ребенку. Часто они сами обращаются к специалисту. Запрос может быть и проблемный, и просто информационный («расскажите, как вы его видите»), и развивающий («как действовать, чтобы проявить способности; научить отвечать у доски; лучше находить общий язык с одноклассниками»). Работать с такими родителями – одно удовольствие, и прогресс у ребенка отмечается всегда и достаточно быстро. Иногда они приходят по приглашению психолога, но также хорошо идут на контакт.
  • 2. Слушатели. Эти родители никогда не приходят сами. Иногда не хотят «выносить сор из избы»; некоторые слишком заняты или беспечны, чтобы обратить внимание на проблему; другие считают, что пока их не вызвали, все в порядке. Их контакт с психологом формальный, они слушают, могут даже записать рекомендации. Но, как показывает развитие ситуации, скорее всего их не применяют. Именно такие слушатели утверждают, что они «ходили к психологу, но он не смог помочь».
  • 3. Бегуны. Сколько ни приглашай, они не приходят. Иногда раз за разом записываясь и не появляясь, иногда просто игнорируя. В случае серьезной ситуации с ними можно познакомиться только на педсовете. Своим коллегам я настоятельно рекомендую хранить свидетельства того, что эти родители были неоднократно приглашены на консультацию, которая могла бы помочь.

Мама, папа – к доске!

Когда в начале учебного года я рассказываю родителям о своей работе, то подчеркиваю, что мой «вызов» вовсе не означает «все плохо».

Когда психолог может пригласить на консультацию?

  • У ребенка в негативную сторону изменилось поведение или эмоциональное состояние. Задача – выяснить причину и своевременно помочь. У детей бывают и стрессовые ситуации, с которыми им сложно справиться, и неврозы, и страхи, и навязчивости, и депрессии. Ранняя диагностика и своевременная помощь очень важны, чтобы ситуация не ухудшилась.
  • Ребенок демонстрирует черты в поведении, которые затрудняют его нахождение в коллективе: агрессию физическую или словесную, застенчивость, лживость, воровство, низкий самоконтроль. Иногда, когда родителям рассказывают о том, что происходит, они «не верят» (кто искренне, кто фальшиво). Но названная проблема становится актуальной задачей. Разговор с родителями позволяет понять, что именно происходит и дает возможность действовать вместе.
  • Сообщить результаты диагностики. Это может быть и то, над чем стоит «поработать», и то, что является способностью ребенка, которую стоит развивать. Часто психолог может предложить помощь в виде цикла занятий с ребенком. Это могут быть занятия на развитие мышления, памяти, внимания, воображения (всего того, что помогает учиться), на развитие способностей к общению, на преодоление нежелательных проявлений (контроль агрессии), а также занятия с талантливыми детьми.
  • Если у ребенка период адаптации. Психолог может рассказать, как влиться именно в этот коллектив, и, узнав про особенности ребенка, может помочь ему «на месте».

Кто платит, тот и заказывает?

Интересный момент, связанный с психологами образования, касается того, кто является заказчиком их услуг. Заказчик – тот, кто платит деньги, и это не родители. Заказчик – тот, кто ставит задачи. И с этим связан популярный родительский страх, что психолог станет «засланным казачком», который соберет досье на ребенка.

Подло войдет к нему в доверие, и бедный малыш расскажет про свой семейный уклад. Про то, что папа вчера выпил («и будут считать нас алкоголиками!»), про то, что мама нас за бардак ругает, иногда так кричит («будут считать, что мы монстры, и пришлют комиссию»). Причем так думают как раз добросовестные родители с обычными житейскими ситуациями.

Бояться не стоит – психолог вовсе не дурак.

«Досье» на каждого вряд ли возможно составить по причине чрезвычайной загруженности психолога. В обычной школе не менее 700 детей, а чаще – около 1000. И это если не добавили пару детских садов.

При такой загруженности все, что будет в индивидуальной папке каждого ребенка, – пара анкет на тему «с каким настроением ты ходишь в школу», несколько рисунков из проективных тестов (например, «несуществующее животное») и какие-то простые групповые диагностики на внимание, мышление или память. Толстая папочка может быть только у ребенка, который чем-то привлек внимание психолога. В этом случае там будут результаты наблюдений, индивидуальной диагностики, занятий. Но в этом случае мама и папа будут в курсе – психолог обязан получить разрешение на более серьезные виды работ и рассказать родителям об их результатах.

По большому счету, администрация обычно ждет от психолога того, что в коллективе детей и учителей будет меньше проблем, а если они возникнут, то он их поможет разрешить.

Возможно, где-то администрация пыталась проявить какое-то коварство, задействовав психолога, но такие случаи редки. Да и специалист, который блюдет этику профессии, может отказать даже тому, кто платит зарплату.

На то он и психолог, чтобы объяснить.

Этика – не пустой звук

Самые главные этические принципы в работе любого психолога – «не навреди» и «не разгласи».

Поэтому родители вполне могут рассчитывать на то, что их ребенку как максимум помогут, а как минимум не навредят, а также не будут рассказывать то, что не стоит рассказывать.

И вот тут как раз и возникает вопрос о том, какую информацию психолог может передать дальше (учителям, администрации), а какую – нет. То, что часть информации будет передана, сомневаться не приходится.

Причин тому несколько. Когда вокруг ребенка складывается определенная ситуация, работает идея трехсторонней связи «ребенок-родитель-педагог». Часто администрация становится еще одной стороной.

Но чтобы эта система работала и адекватная поддержка пришла со всех сторон, бывает нужно передать часть информации, например, от психолога учителю (результаты наблюдения или диагностики), от родителя учителю (о сложной жизненной ситуации, об особенностях подхода к воспитанию), от учителя к родителю, если у них есть сложности коммуникации.

Например, ученик стал замкнутым, хуже учится. Учителя не понимают, ученики реагируют по-разному, и неосторожное слово только ухудшает ситуацию. Психолог может поговорить с ребенком.

И выяснится, что тот недавно пережил нападение одноклассников, о котором постыдился сообщить. Далее будет правильным сообщить родителям о такой ситуации, и проработать вместе с ними тему, что делать дальше.

Сообщить нужно также классному руководителю класса и омбудсмену школы.

На всех этих этапах информация становится необходимым инструментом. И даже если родители потребуют не говорить ни учителям, ни омбудсмену, это будет невыполнимое требование.

Можно, конечно, не называть имя пострадавшего, но опытные педагоги, как правило, способны сложить 2+2.

И тут психолог подобен канатоходцу – ему нужно ухитриться сохранить доверие ребенка, контакт с родителями, но и действовать во благо остальных детей, чтобы пресечь школьный буллинг.

Иногда учителям полезно бывает сообщить информацию об особенностях ребенка, чтобы сохранить его мотивацию и предупредить неправильные выводы.

К примеру, подростка с шизоидными чертами (замкнутого, трудно говорящего публично, не присоединяющегося к общим мероприятиям) часто принимают за лентяя.

Вовремя и корректно поданная информация может помочь выстроить адекватный образ и подход – например, обходиться без вызовов к доске и без настояний участвовать в школьном КВН.

Но настоящий профессиональный психолог никогда не позволит себе «дружеский треп» с учителями или администрацией на тему личности ребенка или его семейной ситуации. Как правило, если какая-то информация была дана, специалист сможет полностью аргументировать, зачем это было сделано. Хотя тут, конечно, очень и очень тонкий канат, порой над пропастью.

Пора встретиться

В начале каждого учебного года в каждом классе собираются подписи на специальном бланке «Готовы ли вы, чтобы с ребенком велась психологическая работа?».

Если родитель поставил «нет», то психолог не имеет права вступать с ребенком в непосредственный контакт (давать диагностику, привлекать к психологическим играм, беседовать).

Но если речь идет о ребенке с проблемным поведением, наблюдать за ним психолог будет, так как обязан способствовать гармонизации психологического климата класса и школы. В этом случае он также может вызвать родителей, а также давать рекомендации учителям и администрации.

Если психолог приглашает вас к себе, сходить стоит непременно. Скорее всего, вы узнаете что-то важное и (иногда) требующее быстрых действий. Лучше быть в курсе, что происходит, чем в позиции «я в домике».

Психолог много что может предложить – дополнительную диагностику, занятия, посредничество с учителями или администрацией.

В конце концов, если вы совсем не согласитесь с его оценкой ситуации или особенностей ребенка, всегда можно обратиться к специалисту в психологическом центре.

Стоит сходить, если…

  • Вам хотелось бы узнать, как психолог «видит» ребенка или ситуацию в классе.
  • Нужно заручиться поддержкой или выработать план действий в сложной ситуации.
  • Ребенок пережил сильный стресс.
  • Вам непросто взаимодействовать с ребенком и вы ищете пути для этого.
  • Вы не находите нужного языка с учителем. В этом случае психолог может вам подсказать, как лучше общаться с конкретным человеком, или же предложить посредничество. Иногда срабатывает вариант трехсторонней встречи, где психолог помогает родителю и учителю услышать и правильно понять друг друга.
  • Вам кажется, что с ребенком «что-то не так». Чаще всего родители уходят успокоенные, но иногда это помогает своевременно увидеть проблему и помочь.

P. S

Психологи образования – люди смелые. Не каждый отважится быть – потенциально – между молотом (родителями) и наковальней (учителями и администрацией). Иногда приходится идти против школы, защищая интересы ребенка.

Иногда – пробиваться к родителям, чтобы они обратили внимание на проблему и начали ее решать. Рисков много, и не каждый отважится на них пойти. В этом смысле кабинет частной практики гораздо спокойнее.

Кем для вас станет школьный психолог – помощником, посредником, экспертом или ничего не значащим человеком, покажет только опыт общения.

детский и семейный психолог, социолог, автор книг для родителей

Источник: https://www.psyh.ru/shkolnyj-psiholog-shkolnyj-vrag/

Психолог рассказала, как воспитывать детей. И ее посты важно прочитать всем родителям

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПСИХОЛОГА: почему так происходит и как нужно реагировать родителям

Наталия Преслер — практикующий психолог и психотерапевт, который ведет в инстаграме блог @lozhka.meda. В своих постах она рассказывает о воспитании и развитии детей.

Мы в AdMe.ru рады, что нашли страничку Наталии, поэтому с удовольствием делимся ее наблюдениями с вами.

Особенности детского мышления

© unsplash.com  

  • Важная особенность мышления малышей — это эгоцентричность. В их понимании мир крутится вокруг них. Когда ребенок рождается, его мир — это ближайшие 20 см кроватки, мамины лицо и грудь. Со взрослением мир расширяется и становится все дальше, больше и разнообразнее. Появляется способность выстраивать связи, строить умозаключения, формируется взрослая логика. Дети узнают, что Земля — не единственная планета, что она крутится вокруг Солнца и даже такое значимое для нас Солнце лишь крупинка в масштабах Вселенной. Но пока это все не произошло, мир ребенка мал и он его центр. Когда вы стоите лицом к человеку и тот говорит: «Идите направо», вы уточняете, направо относительно его или вас. У малышей не возникнет такой идеи. Есть только их «направо».
  • У ребенка дошкольного возраста мышление интуитивное, он еще не имеет научных представлений о мире и явлениях в нем, он опирается на свои основания, внешние впечатления, чтобы сделать выводы. Он не понимает сути явлений. Чтобы это увидеть наглядно, вы можете провести эксперимент со стаканами. Возьмите 2 стакана: узкий высокий и широкий низкий. Налейте туда одинаковое количество воды из одной мерной емкости на глазах у ребенка и спросите, где больше воды. Ребенок будет опираться на очевидный признак — где выше уровень воды, игнорируя правильные умозаключения. Не потому что он глупый, а потому что он еще не созрел для взрослой логики.

Функция отца

© unsplash.com  

  • Часто происходит так, что мужчине не очень понятно его место в первые месяцы после рождения ребенка: жена кормит малыша, укладывает, тот полностью от нее зависим и не выглядит так, словно ему нужен кто-то еще. Мужчина может почувствовать себя ненужным. Так в чем же функция отца для ребенка? На ранней стадии (в младенчестве ребенка) отец нужен для того, чтобы отчасти дублировать мать. Если она выдохлась или заболела, он дает вместо матери любовь и заботу ребенку. Но там же, в младенчестве, есть еще одна важная функция: отец обеспечивает надежность привязанности, которая формируется между матерью и сыном или дочкой. Матери, для того чтобы сосредоточиться на младенце, войти с ним в симбиоз, дать ему безусловную любовь и принятие, транслировать чувство «ты хороший, ты нужный, ты важный», важно ощущать себя в безопасности. Вот муж и должен защищать пару «мать — ребенок», чтобы они могли слиться и иметь этот важный для психологического развития опыт симбиоза. После периода симбиоза (после полугода и все активнее к 3 годам ребенка) функция отца кардинально меняется: теперь он должен стать той силой, которая поможет малышу оторваться от матери и заинтересоваться внешним миром. От отца на этой стадии зависит, как ребенок будет строить отношения с людьми, а также как сформируется его самоощущение.

Гиперопека бабушек

© unsplash.com  

  • Когда речь заходит о гиперопеке, часто вспоминают про бабушек. Но бабушки на то и бабушки, чтобы не быть родителями со всей их ответственностью. Они могут просто любить, не соблюдать правила и баловать, наслаждаться общением с малышом. Если родителям кажется, что бабушка плохо влияет на их ребенка, значит, они сознательно или бессознательно переложили ответственность за воспитание своего отпрыска на старшее поколение. Кроме того, желание контролировать то, как другие люди общаются с вашим ребенком, уже говорит о гиперопеке. Если бабушка 2 раза в неделю подстрахует вашего малыша на горке или застегнет ему курточку, это никак не отразится на его самооценке. Конечно, если речь не о крайних случаях (пережевывание пищи для ребенка, закармливание сладостями при наличии аллергии и прочее неадекватное поведение). Бывают ситуации, когда опекающее поведение бабушек принимает слишком яркие формы, провоцирует много скандалов семье. И во всех случаях практически это говорит об отношениях между старшим поколением и подросшими детьми. Не исключено, что молодые мама и папа все еще сами находятся в роли ребенка, поэтому их родители относятся к ним и их детям соответствующе. Нужно укреплять свою семью и становиться независимыми, тогда споров с бабушками будет меньше.

Советы родителям

© unsplash.com  

  • Как справиться с нытьем? Вот некоторые стратегии, которые помогут снизить количество нытья: — Слушайте ребенка по-настоящему — не сидя в интернете, готовя обед, смотря ТВ, разговаривая по телефону, а глаза в глаза. — Помогайте детям нарабатывать навыки; их может раздражать, когда что-то не получается. — Подчеркивайте, как вам нравится и как вам приятно, когда ребенок говорит спокойным голосом. Можно использовать такую фразу: «Я хочу, чтобы ты сказал то же самое спокойно, иначе мне трудно понять, что ты хочешь». Если предыдущие стратегии не работают, то причина может быть в том, что малыши ноют не по привычке, а правда потому, что расстроены и дезориентированы. — Помогите им понять, что происходит. «Похоже, ты очень устал», «Да, это грустно», «Так жаль, что не получается…» и другие фразы могут оказаться целительными. — Если отражение эмоций не помогает, можно просто спросить: «Хочешь, я тебя обниму?»— Также важно включать детей в свою деятельность и разговаривать на важные темы. Помните, что нытье — это не прихоть, а способ справиться с тяжелыми переживаниями, невозможность вести себя по-другому, отсутствие навыков «а как иначе?». Это задача взрослого — помочь ребенку с этим справиться.
  • Как помочь ребенку стать увереннее? Ребенок рождается и растет уникальной личностью со своими интересами и особенностями. Но одновременно он такой же, как все. И в этом смысле мы можем находить у него черты, присущие знакомым нам людям: упрямство — как у свекрови, вспыльчивость — как у отца, эгоизм — как у мамы. Когда мы начинаем видеть в наших детях вот эти все «как у», это про проекции. В этот момент мы уже не видим личность, мы помещаем в ребенка все свои обиды, раздражение и разочарования от тех, других людей в нашей жизни. Они не имеют к ребенку никакого отношения, но прочно приклеиваются к нему, и, что самое главное, они как сорняки, которые не дают вырасти цветам его собственной уникальной личности. Они не дают развиться ЕГО интересам, проявиться ЕГО склонностям, познать ЕГО чувства, совершить ЕГО ошибки и сделать ЕГО выводы. Поэтому отказывайтесь от проекций на вашего ребенка, старайтесь понять именно его чувства, не торопите его в развитии и всегда интересуйтесь им всерьез, не обесценивая его маленькие победы.

© unsplash.com  

  • Как не воспитать манипулятора? Иногда в семьях сочувствие искусственно связывают с виной и стыдом. Если ребенок нагрубил, не поделился, не поздоровался, говорят: «И не стыдно тебе так с мамой говорить?», «Иди пожалей маму, она очень расстроилась». Худший вариант стимулировать в ребенке сочувствие — это обижаться, дуться, перестать разговаривать, бойкотировать его в ответ на хамство или плохое поведение. Так вы приучаете его манипулировать чувствами других людей и использовать обиду для достижения целей. Не разыгрывайте обиду. Если вам на самом деле обидно, лучше скажите об этом прямо: «Мне было очень неприятно, когда ты так разговаривал со мной. Мне больше не хочется с тобой играть и общаться. Не делай так больше». С детьми постарше (особенно с подростками) подойдет такая фраза: «Ты грубишь мне сейчас. Я сделала что-то, что задело тебя сильно или обидело?
  • Что делать, если ребенок копирует плохое поведение? В ситуации с «плохими» друзьями родителю кажется, что имеет смысл рассказать ребенку, что не надо повторять за хулиганами. Но дело-то как раз в том, что ребенок повторяет плохие слова или действия за другими, потому что сам этого хочет. Например, ему тоже хочется пошалить. Это весело. Одному страшно, а вдвоем — нет. И ему непонятно, почему он должен отказаться от этой выгоды, чем это плохо. Путь здесь такой: обратиться к его чувствам и к причине шалости. Причина-то — не подговаривающий его друг, а собственное желание. Поэтому гораздо полезнее было бы сказать: «Иногда очень хочется сделать что-то неправильное, но очень веселое. А одному страшно [признали его желания как НОРМАЛЬНЫЕ]. И тогда появляются мальчики, с которыми это сделать не так страшно, как одному. Эти мальчики кажутся очень смелыми, и тебе даже может хотеться побыть на них похожим. Но настоящая сила человека в том, чтобы удержаться от неправильного поведения. Не обижать других, когда злишься, не разрушать то, что построили другие, хотя очень хочется. Помнишь, как ты злился на Вову, но смог сдержаться и не ударил? Вот это настоящая сила [установили границу и дали образец желательного поведения]».

© unsplash.com  

  • Как приучить ребенка к здоровому отношению к пище? — Еда должна быть просто едой. — Не стимулируйте едой, не наказывайте за плохое питание, не критикуйте, не используйте обеды как поле битвы. — Сформируйте позитивное отношение к пище. При этом важна атмосфера доверия: не проверяйте, проглотил ли ребенок еду, не лгите по поводу состава продуктов, не прячьте ничего в любимое блюдо ребенка. — Не требуйте от малыша того, чему не соответствуете сами. Это странно, если ужин мамы и папы — пельмени, а ребенка не выпускают из-за стола, пока он не съест порцию овощей. — Не обсуждайте ни с кем, кроме врачей (и лишь по необходимости), то, как ребенок ест. — Не зацикливайтесь на еде. Как только тема еды становится острой, дети это чувствуют. — Не докармливайте детей, не заставляйте есть насильно или при помощи шантажа. Это приводит к нарушению пищевого поведения и серьезным психологическим трудностям.— Также важно количество физической нагрузки в расписании малыша и терпение родителей (помните, что детям нужно 10–12 раз попробовать новый продукт, чтобы понять, нравится он им или нет).
  • Как расставаться в детском саду? —Не покидайте ребенка без предупреждения и резко. Больше физического наказания дети боятся быть брошенными. — Говорите о расставании в саду и не обесценивайте чувства ребенка. — Не обманывайте. Если вы сказали, что вернетесь за ним через 5 минут, а сами ушли на целый день, оставив его в саду, то он перестанет вам доверять и адаптация затянется надолго. — Больше информации — меньше тревоги. Нужна конкретика: когда вы вернетесь (у дошкольников еще нет понимания времени, поэтому привязывайтесь не к часам, а к событиям: обед, прогулка, сон-час), что будет, пока вы не с ним, и что будет, когда вы вернетесь. — Дайте малышу что-то, что будет напоминать о вас: фотографию, игрушку, записку или браслетик. Заручитесь поддержкой тех, с кем остается ребенок.— Договоритесь, что они будут делать, когда он будет звать маму. Хороший вариант — игра в звонок по телефону: «Мамочка, люблю тебя и жду!»

Теперь обращаемся ко всем родителям, которые читают AdMe.ru. Основываясь на своем опыте, что бы вы посоветовали другим мамам и папам?

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/psiholog-rasskazala-kak-vospityvat-detej-i-ee-posty-vazhno-prochitat-vsem-roditelyam-2275215/

Зачем родителям психолог?

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПСИХОЛОГА: почему так происходит и как нужно реагировать родителям

Ребенок капризничает, выпрашивая у мамы очередную игрушку. Использовав многие аргументы и способы убеждения, не возымевшие должного действия, мама сдалась.

Решив, что есть последний шанс спасти ситуацию, она произнесла: «Не перестанешь — я тебя к психологу отведу!» Это не анекдот, а невольно услышанный мной разговор в метро.

ФОРМИРУЕМАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Не секрет, что при рождении детей и на протяжении всего периода взаимодействия с ними родителям требуются поддержка и помощь. При этом важно, чтобы и родители, и психолог были готовы решать сложные проблемы вместе.

Это значит, что надо формировать потребность в психологической помощи, для чего каждый родитель должен осознавать необходимость вмешательства в ситуацию со стороны психолога, которому, в свою очередь, нужно быть готовым к этим сложностям, а также порой к неадекватному представлению о специфике его работы и столкновению с иными трудностями.

Во-первых, очень часто к психологам обращаются родители, заявляющие о трудностях общения с ребенком. Но не следует забывать, что в большинстве случаев за трудностями общения скрываются более глубокие личностные проблемы клиента. Однако к работе на более глубоком уровне, связанном с детскими и юношескими дружбами и знакомствами, особенностями родительской семьи и т.д.

, большинство школьных психологов не подготовлены, но главное, что к этому не подготовлены и клиенты, ожидающие от психолога немедленной помощи и не рассчитывающие на длительную, требующую больших душевных и материальных затрат, психотерапию.

(Однако даже на самом поверхностном уровне с помощью коррекции поведения или установок можно в значительной степени способствовать решению проблем клиента.)

Во-вторых, во время работы с родителями психолог сталкивается с нежеланием самих родителей меняться. Взрослые не хотят ничего делать, считая, что если они не смогли повлиять на своего ребенка, то теперь это дело психолога.

Родители полагают, что проблемы наличествуют у ребенка, а не в семье, не у них, и потому не готовы к участию в совместных коррекционных занятиях с детьми или непосредственной работе с ними. В очень непростое положение ставит родителей и общество, чрезвычайно много требуя от них, критикуя и обвиняя в несчастьях их детей.

Родителям довольно сложно сформировать целостный и гармоничный образ себя как родителя в таких условиях.

Отношение родителей к психологической помощи, в частности к помощи школьного психолога, должно формироваться продолжительное время и на различных уровнях.

ПОВЫШАЕМ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ

Необходимо работать с самими родителями:

привлекать их к активному участию в учебно-воспитательном процессе в школе;

создавать условия для изменения собственных детско-родительских отношений;

формировать потребность в конструктивном взаимодействии с собственными детьми и мотивацию на личностный рост, самоизменение.

Необходимо работать и с детьми, где для нас важны два результата:

реальные, видимые для родителей изменения в развитии их детей и улучшение детско-родительских отношений;

формирование у детей мотивации на получение психологической помощи в будущем, когда они сами станут родителями.

Необходима совместная работа с детьми и их родителями.

Есть и еще одна составляющая такой работы — с кадрами, обеспечивающими оказание психологической помощи:

профессиональное сопровождение студентов-психологов в вузах;

повышение профессиональной компетентности специалистов.

Большая значимость целенаправленного общения сотрудников школы, в частности педагогов и школьных психологов, с родителями заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог и психолог влияют и на перестройку внутрисемейных отношений, способствуют совершенствованию личности самих родителей. Тем самым они повышают уровень общей культуры населения и, в частности, формируют адекватное отношение к психологической помощи.

КОЛЛЕКТИВНО И ИНДИВИДУАЛЬНО

Если говорить о взаимодействии с родителями сотрудников школьной психологической службы, то важно отметить, что такая работа осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.

На практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся.

Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, участие во внеклассной и внешкольной работе, хозяйственная помощь.

Беседа с родителями, с одной стороны, дает возможность последним найти правильный подход к детям, а с другой — способствует более эффективной работе специалиста, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к ученику, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать.

Большие возможности дает работа с коллективом родителей — это широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Кроме того, это способствует повышению педагогической культуры родителей и более совершенному в связи с этим выполнению ими обязанностей воспитателей своих детей.

Основная форма работы с коллективом родителей — родительское собрание (вместе с учителями, школьными психологами, социальными педагогами), которое проводится ежемесячно, а если возникает необходимость, то и чаще. На таких собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе.

Возможны и другие формы взаимодействия с родителями: оформление стендов, уголков для родителей, создание психолого-педагогической библиотеки, которой они могут пользоваться.

Также проводятся плановые и внеплановые коллективные консультации, в которых могут участвовать также юристы, работники детской комнаты милиции и пр.

Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания.

ПРЕИМУЩЕСТВА…

Если говорить об оказании индивидуальной психологической помощи родителям со стороны психолога-консультанта, то важно остановиться на различиях в консультировании родителей совместно с детьми или только родителей, особенно одного из них.

Обозначим некоторые преимущества совместной работы с родителями.

1. Прежде всего беседа с родителями и детьми более диагностична, позволяет сразу же увидеть те трудности, на которые клиенты жалуются. Особенности их взаимодействия во время консультации вскрывают многое из того, о чем им бывает трудно говорить, и помогают выделить главное, что определяет характер отношений с ребенком.

2. Работа с детьми и родителями позволяет в ходе приема непосредственно апеллировать к паттернам их отношений, проявляющимся в особенностях взаимодействия между родителями во время консультации. Обращение к происходящему «здесь и теперь» более убедительно и эффективно, чем анализ того, что происходит за пределами кабинета.

3. Присутствие обоих родителей и их детей позволяет с успехом использовать целый ряд особых техник и приемов, способствующих более успешному и эффективному ведению работы. Их применение в присутствии только родителей или лишь одного родителя либо в принципе невозможно, либо весьма затруднено.

4. Приход всех членов семьи на консультацию означает их более серьезную мотивацию к работе, предполагает, что работа будет более длительной и более углубленной. Также можно отметить, что при одновременной работе с двумя родителями можно в случае необходимости поддерживать рабочую мотивацию одного из них «за счет» другого.

5. Консультирование обоих родителей является более эффективным, чем работа только с одним из них.

Ведь если оба родителя серьезно настроены на изменение своих отношений с ребенком и стремятся реализовать все то, что обсуждается и отмечается во время встречи с психологом, то изменения в отношениях между ними и в детско-родительских отношениях наступают значительно быстрее и в принципе могут быть более значительными и стабильными, чем при работе с одним из родителей.

…И ТРУДНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Но существуют и недостатки при взаимодействии с обоими родителями и их детьми. Кратко перечислим их.

1. Прежде всего, вести прием, в котором участвуют трое или больше клиентов, обычно труднее, особенно на первых этапах консультативного процесса. Участники могут перебивать друг друга, вступать в переговоры и препираться, стремясь что-то объяснить или доказать прежде всего друг другу, вступать в коалиции против консультанта.

Хотя возможна и обратная реакция, когда присутствие других участников консультационного процесса приводит к тому, что один из них становится неразговорчивым, каждый из них ждет, что нечто важное будет сказано другим.

И в том и в другом случае от консультанта требуются особые навыки и умения, чтобы переориентировать участников на совместную работу, организовать и направить процесс консультирования.

2. Работа с родителями и детьми в каком-то смысле более уязвима.

Нежелание одного из участников двигаться дальше, характерологические особенности одного из родителей, препятствующие более углубленной работе, могут серьезно помешать консультированию.

С одним родителем легче взаимодействовать, под одного проще подстроиться, выбрав тот темп работы, который в большей степени соответствует клиенту.

В связи со всеми вышеобозначенными преимуществами и сложностями работы в рамках семейной консультации нам кажется желательным использование групповых методов работы с детьми и родителями.

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ

Как отмечает И.М. Марковская, групповые методы психологической работы представлены и осмыслены в различных теоретических концепциях. В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями в основном проводится в рамках психологической консультации. Упоминание же работы с родительскими группами можно найти лишь в некоторых исследованиях (А.

С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.И. Захаров), причем чаще всего такая работа не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с детьми, или становится составной частью психологической коррекции. В последнее время направление, использующее групповые формы обучения и терапии родителей, стало развиваться более активно.

Так, нами при содействии семейного психотерапевта, кандидата психологических наук А.О. Сергеева была разработана и проведена программа тренинга по конструктивному взаимодействию родителей с подростками.

Ее целью стало формирование внутренней позиции и установки на партнерские взаимоотношения с подростком через создание комфортной рабочей атмосферы, знакомство с понятием «Этапы жизненного цикла семьи», знакомство с различными стилями семейного воспитания, диагностику собственной семейной ситуации и т.д.

Родители, отзываясь о программе, подчеркивали, что одним из результатов для них стало укрепление веры в то, что тренинг — это эффективно.

«ТВОЕ СОБЫТИЕ»

Если говорить о работе с подростками как необходимом условии улучшения детско-родительских отношений и формирования у них мотивации на получение психологической помощи в будущем, когда они сами станут родителями, то хочется поделиться опытом проведения авторской комплексной развивающей тренинговой программы для подростков «Школа общения «Твое событие» доктора психологических наук, профессора Е.А. Левановой.

Ее основная цель — оказание поддержки подросткам в социальной адаптации к современной действительности, в выработке устойчивых эффективных моделей социального поведения, способствующих развитию гармоничной и успешной личности. Проводится она уже почти 20 лет (ранее называлась «Школа психопластики личности подростка») как четырехступенчатая программа для подростков 10–16 лет.

Каждая из ступеней имеет свою задачу. Одна ступень — это пятидневная выездная психологическая игра-шоу, где чередуются индивидуальные и групповые формы работы.

Общее количество участников достигает 100 человек, индивидуальная работа проходит в группах по 10–12 человек, объединенных по возрастному принципу и схожести индивидуальных целей.

Между ступенями осуществляется психологическое сопровождение.

О вышеупомянутых программах можно говорить много, но главное — понимать, что процесс формирования адекватного отношения родителей к психологической службе неизбежно должен содержать минимум два огромных блока работы: с самими родителями и с детьми. И уже сейчас разрабатываются и успешно реализуются программы для детей и родителей, способствующие формированию адекватного отношения и тех, и других к психологической помощи.

А это для нас с вами, уважаемые коллеги, согласитесь, крайне важно!

Литература

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб., 2002.

Источник: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200600416

Медицинский совет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: