Сестринский уход за пациентом с бронхиальной астмой, план и рекомендации по работе

Содержание
  1. Роль медсестры в лечении бронхиальной астмы
  2. Работа медицинской сестры с астматическими больными
  3. Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой
  4. Как осуществляется сестринский план ухода за астматическим больным?
  5. : Елена Малышева «Причины бронхиальной астмы»
  6. Сестринский процесс при бронхиальной астме: особенности, цели, задачи
  7. Цели и задачи сестринского ухода при астме
  8. Этапы сестринского процесса
  9. Сбор информации
  10. Обнаружение проблем
  11. Наблюдение за пациентами в условиях стационара
  12. Организация и контроль над соблюдением режима
  13. Организация комфортных условий и контроль
  14. Выполнение назначений врача
  15. Помощь при приступах и астматическом статусе
  16. Особенности ведения детей с бронхиальной астмой
  17. В заключение
  18. Сестринский уход при бронхиальной астме
  19. Проблемы, с которыми сталкивается астматик
  20. План сестринского ухода при бронхиальной астме
  21. Сбор анамнеза
  22. Выявление проблем больного
  23. Как исключить похожие болезни?
  24. Уход за больным в стационаре
  25. Как помочь пациенту во время приступа
  26. Астматический статус
  27. Медицина. Сестринский уход при бронхиальной астме
  28. Что такое бронхиальная астма
  29. Сестринский уход при бронхиальной астме в стационаре
  30. Решение проблем пациента при бронхиальной астме
  31. Действия при удушье и дыхательной недостаточности
  32. Особенности сестринского ухода за взрослыми
  33. Оказание неотложной помощи при приступе
  34. Цель сестринского ухода при бронхиальной астме

Роль медсестры в лечении бронхиальной астмы

Сестринский уход за пациентом с бронхиальной астмой, план и рекомендации по работе

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Работа медицинской сестры с астматическими больными

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни.

Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Как осуществляется сестринский план ухода за астматическим больным?

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ.

Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется.

Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

  1. Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель.

Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином).

Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

Советуем почитать: Бронхиальная астма: верный путь к диагнозу

: Елена Малышева «Причины бронхиальной астмы»

Источник: http://jmedic.ru/astma/sestrinskij-process.html

Сестринский процесс при бронхиальной астме: особенности, цели, задачи

Сестринский уход за пациентом с бронхиальной астмой, план и рекомендации по работе

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых  условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Цели и задачи сестринского ухода при астме

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

Этапы сестринского процесса

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Сбор информации

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Обнаружение проблем

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

Наблюдение за пациентами в условиях стационара

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Организация и контроль над соблюдением режима

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Организация комфортных условий и контроль

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Выполнение назначений врача

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Помощь при приступах и астматическом статусе

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были  эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Особенности ведения детей с бронхиальной астмой

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

В заключение

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

Источник: https://bronhialnaya-astma.com/reabilitatsiya-i-profilaktika/tseli-zadachi-i-osobennosti-sestrinskogo-protsessa-pri-bronhialnoj-astme

Сестринский уход при бронхиальной астме

Сестринский уход за пациентом с бронхиальной астмой, план и рекомендации по работе

Бронхиальная астма – это хроническое неизлечимое заболевание. Медикаментозное лечение направлено на купирование приступов, контроль над заболеванием и улучшение самочувствия больного. Многие пациенты знают, как вести себя во время приступа.

Если речь идет о взрослом человеке, то многие справляются самостоятельно, с детьми ситуация обстоит сложнее, им нужна помощь медицинского работника.

Сестринский уход при бронхиальной астме необходим больному в периоды обострения и осуществляется в соответствии с определенным планом.

Проблемы, с которыми сталкивается астматик

Ухудшение аппетита

Основной симптом бронхиальной астмы – это кашель, одышка и приступ удушья. Таким больным необходимо обследоваться дважды в год, если состояние ухудшается, рекомендуется госпитализация и лечение в стационаре.

При болезни астматики сталкиваются со многими проблемами:

  • страдают от недостатка жидкости в организме (причина в гипервентиляции легких);
  • у больных нарушается сон, многие подвержены бессоннице;
  • ухудшается аппетит;
  • люди часто испытывают панический страх перед приступом и постоянно находятся в состоянии тревоги;
  • затруднение дыхания вследствие гипоксии;
  • многие испытывают определенный дискомфорт, связанный с постоянным приемом лекарственных средств;
  • часто у астматиков развиваются осложнения;
  • некоторые больные, особенно дети, не в состоянии справиться самостоятельно с определенными трудностями во время обострений;
  • трудоспособные пациенты вынуждены ограничивать себя в выборе профессии.

Проблема маленьких пациентов в том, что они ограничены в активных играх и получении знаний. Задача сестринского ухода за пациентом заключается в необходимой помощи и обеспечении должного ухода.

План сестринского ухода при бронхиальной астме

Сбор анамнеза

Планирование сестринского процесса при астме позволяет оказывать квалифицированный уход. В него входит несколько этапов:

  1. Сбор анамнеза.
  2. Выявление проблем больного.
  3. Дифференцирование астмы с похожими патологиями.
  4. Уход за пациентом с бронхиальной астмой при госпитализации, соблюдение необходимого режима отдыха, контроль нагрузок и питания.
  5. Выполнение лечебных мероприятий, контроль приема лекарственных средств и результата терапии.
  6. Оценка результативности ухода при бронхиальной астме.

Сбор анамнеза

На этом этапе необходимо выслушать пациента, чтобы понять его проблемы, медработник должен проанализировать жалобы и выявить возможность наследственной предрасположенности к астме.

Чаще всего больного беспокоит проблема с дыханием, кашель, одышка, хрипы и свист при дыхании, может наблюдаться повышение температуры. Необходим осмотр пациента в момент приступа, обычно, самочувствие резко ухудшается, человек может испытывать страх, чем усугубляет свое состояние.

Выявление проблем больного

Для обеспечения должного ухода следует выяснить проблемы, которые беспокоят больного. При выявлении астмы привычный жизненный ритм больного меняется, он должен научиться справляться с приступами и продолжать жить полноценной жизнью.

Задача медперсонала обеспечить максимальный уход за больным с бронхиальной астмой и помочь при обострениях. Необходимо помнить, что вследствие бронхоспазма и отека слизистой бронхов  скапливается слизь, которая вызывает сильный кашель и удушье.

Как исключить похожие болезни?

Симптомы астмы схожи со многими заболеваниями органов дыхания, но фельдшер должен уметь отличить астматический приступ от похожей болезни:

  • хронический бронхит с обструкцией (применение глюкокортикостероидов не дает эффекта);
  • сердечная астма – характерна ночными приступами одышки, сопровождается тахикардией, ощущением сдавливания груди, дыхательной недостаточностью, основным отличием от бронхиальной астмы является отсутствие изменения местоположения диафрагмы;
  • истероидная астма сопровождается затрудненным дыханием на вдохе и выдохе, имеет три формы, может возникнуть остановка дыхания;
  • обтурационная астма возникает при механическом удушье из-за новообразования или попадания инородного тела;
  • сенная лихорадка, сезонное заболевание, сопровождается комплексом признаков аллергической реакции – бронхоспазм, конъюнктивит, ринит, в периоды ремиссии никак не проявляется;
  • аспиргиллез – аллергическое заболевание органов дыхание, провоцирует реакция на грибы аспергиллы, поражаются не только дыхательные пути, но и сосуды.

Одышку или приступ удушья могут вызвать ряд других болезней, но они имеют свои признаки, по которым их легко отличить от бронхиальной астмы.

Уход за больным в стационаре

При госпитализации сестринский уход за больными с бронхиальной астмой направляется на улучшение состояния больного и купирование осложнений. В план ухода входит контроль режима отдыха и питания, помощь в организации досуга, создание комфортных условий в больничной палате.

Если больной не может самостоятельно принимать пищу или проводить гигиенические процедуры, медсестра ему помогает, чаще всего это относится к детям и людям пожилого возраста.

Фельдшеру необходимо проследить за выполнением назначений врача и выяснить, имеет ли терапия эффект. Также на этом этапе предусматривается общение с пациентом или родителями ребенка, цель которого выявление причины патологии и профилактические меры в отношении различных осложнений. Иногда приходится доносить до больного, что лечение в условиях стационара принесет больше пользы.

С пациентом необходимо общаться и объяснять пользу диетического рациона питания, соблюдения режима отдыха и лечения. Следует позаботиться о досуге больного, следует сообщить родственникам или родителям о необходимости наличия книг или игрушек.

Медицинский персонал должен обеспечить не только комфорт в палате, но и влажную уборку и регулярное проветривание.

Как помочь пациенту во время приступа

Ванна для ног с сухой горчицей

При бронхиальной астме план ухода включает в себя помощь во время приступа, для этого фельдшер должен действовать в соответствии со схемой:

  • в первую очередь нужно устранить аллерген;
  • больному нужно ввести бронхорасширяющий препарат с помощью ингалятора;
  • можно дать выпить горячий содовый раствор;
  • для ног приготовить ванну с сухой горчицей;
  • если ингалятор не оказал действия, следует дать больному антигистаминный препарат;
  • при затяжном приступе взрослому вводят подкожно Эфедрин;
  • если приступ проходит в тяжелой форме, применяется Преднизолон.

В случае тяжелого приступа больного госпитализируют для круглосуточного наблюдения. Это необходимо, чтобы избежать осложнений.

Если бронхиальная астма между приступами проходит с осложнениями, требуется терапия стероидами, желательно с пролонгированным действием. Задача медперсонала проследить за тем, чтобы у больного всегда был при себе ингалятор. В случаях, когда присоединяется инфекция вирусной или бактериальной природы, нужно вовремя оценить необходимость антибактериальной терапии. Нельзя забывать о приеме больным отхаркивающих средств для очищения бронхов от мокроты.

Если пациент малыш до 5 лет, можно применять для купирования приступа аэрозоли с дозатором, разрешен к применению и небулайзер. Детям до 2 лет небулайзеры или аэрозоли используют с лицевой маской.

Астматический статус

При астматическом статусе привычный ингалятор не поможет, если фельдшер ухаживает за больным, он должен вовремя убрать ингалятор, чтобы пациент не навредил себе.

Нужно срочно вызвать врача и помочь пациенту принять удобное положение. В таком состоянии больному дают влажный кислород и горячий щелочной раствор.

В этой ситуации главное сохранять спокойствие и помочь больному не впасть в паническое состояние.

Сестринский процесс включает в себя беседы с пациентом о пользе дыхательной гимнастики, о вреде курения и необходимости исключения аллергенов из жизни больного.

Источник: https://zdorovie-legkie.ru/sestrinskij-uhod-pri-bronhialnoj-astme/

Медицина. Сестринский уход при бронхиальной астме

Сестринский уход за пациентом с бронхиальной астмой, план и рекомендации по работе

Существует множество заболеваний, которые представляют опасность для жизни человека. Одним из них является бронхиальная астма. Вылечить данную патологию полностью нельзя, но можно держать под контролем. Опасность представляют приступы, которые начинаются неожиданно.

Многие пациенты научились справляться с приступами в домашних условиях. Особенно тяжело детям, ведь они не всегда понимают и могут объяснить, что с ними происходит. В такие моменты необходима медицинская помощь. Рассмотрим, в чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме.

Каковы его принципы и особенности?

Что такое бронхиальная астма

Несколько слов о самой болезни. Бронхиальная астма относится к аллергическим заболеваниям. Источником могут стать продукты, пыль, пыльца растений, шерсть животных.

Стойкий аллергический воспалительный процесс дыхательных путей захватывает слизистую носа и распространяется до самых мелких бронхов и бронхиол. Один из характеризующих признаков патологии – это приступы удушья.

На то, как будет развиваться болезнь, влияет множество разных факторов. К таким относят:

  • Наследственную предрасположенность.
  • Повышенную чувствительность бронхов.
  • Повышенное количество иммуноглобулинов Е.

Бронхиальная астма часто встречается в детском возрасте. И одной из причин развития патологии являются частые респираторные заболевания.

В этом случае сестринский уход при атопической бронхиальной астме включает информирование взрослых о важности профилактики простудных заболеваний.

Если болезнь не проходит продолжительное время, то это может привести к инвалидизации ребенка в самых тяжелых формах, даже к смерти.

Для каждого случая лечение подбирается индивидуально. В него входит:

  • Соблюдение диеты.
  • Проведение медикаментозной терапии.

В силу того, что приступы повторяются и представляют опасность для жизни, родители больных детей и взрослые должны уметь пользоваться ингалятором. Обучить этому обязана медицинская сестра. В чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме, рассмотрим далее.

Сестринский уход при бронхиальной астме в стационаре

Сестринский уход в стационаре должен состоять из следующих пунктов:

  • Оказывать психологическую поддержку пациенту. Следить за соблюдением режима дня. Расширять багаж знаний о бронхиальной астме, о ее профилактике и особенностях лечения.
  • Необходимо организовать правильный рацион и осуществлять контроль за соблюдением режима питания.
  • Правильно организовать досуг пациента.
  • В палате должна проводиться регулярная влажная уборка, проветривание. Это существенно снизит риск развития приступов у пациента. Контролировать регулярную смену белья.
  • Необходимо контролировать соблюдение правил гигиены.
  • Осуществлять проведение базовых терапевтических процедур. Обучить правилам использования ингалятора и ДАИ, а также методике проведения пиклоуметрии. Сопровождать больного на диагностические процедуры, а также объяснять их значимость и цель. Предупредить родителей и пациентов о возможном развитии побочных реакций при приеме медикаментов.
  • Осуществлять наблюдение за процессом лечения. Узнавать появляющиеся жалобы, побочные реакции, о температуре тела, ЧСС, ЧД. А также следить регулярно за характером кашля, отдышки. Вовремя реагировать на возникающие побочные реакции на лекарства. Обо всем сообщать лечащему врачу.

Сестринский уход при бронхиальной астме будет эффективным при соблюдении всех этапов.

Решение проблем пациента при бронхиальной астме

Как указано выше, у пациента при бронхиальной астме есть проблемы, угрожающие и усложняющие жизнь, которые уметь решать входит в обязанности медицинской сестры. Перечислим еще раз эти проблемы:

  • Кашель с мокротой.
  • Состояние паники.
  • Возможно удушье.
  • Развитие дыхательной недостаточности.
  • Опасность гипоксии.

Все эти состояния существует вероятность перенести при бронхиальной астме. Как необходимо действовать в таких ситуациях, в чем заключается сестринский уход?

При кашле с мокротой действия должны быть следующими:

  • Обеспечить введение бронходилататоров при помощи небулайзера.
  • Своевременно давать муколитики перорально, назначенные врачом.
  • Оказывать содействие в использовании ингалятора. Может быть «Амброксол», « Ацитилцистеин».
  • Контролировать выход секрета у тяжелобольных пациентов.
  • Фиксировать в листе наблюдения: частоту и особенности дыхания, цвет кожных покровов, характер отделяемого секрета.

Действия при панике у больного бронхиальной астмой.

В начале приступа пациентов охватывает чувство паники, страх удушья. Сестринский уход заключается в следующих шагах:

  • Провести спокойную и убедительную беседу спациентом, объяснить механизм возникновения.
  • Объяснить принципы лечения и возможные последствия патологии, но не пугать больного.
  • Успокоить пациента в момент приступа, посидеть с ним рядом, поговорить.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей обязательно включает обучение родителей. Контролировать свои эмоции и спокойно приступать к оперативной помощи. А также снимать стресс у ребенка.

Далее рассмотрим сестринский уход в решении более сложных ситуаций.

Действия при удушье и дыхательной недостаточности

Состояние дыхательной недостаточности характеризуется учащением пульса, поднятием артериального давления, приступами тахикардии.

Сестринский уход заключается в контролировании сердечных показателей и нормализации их в течение суток. Контроль необходимо сохранять после приступа еще час.

Возможно назначение врачом «Нефидипина» или «Кордафена». Нельзя в такие периоды назначать бетаблокаторы.

Удушье является довольно опасным для пациента состоянием. В чем заключается сестринский уход в таких случаях:

  • Помочь человеку занять сидячее положение.
  • Ослабить ворот, освободить от тесной одежды.
  • В помещение обеспечить хороший приток воздуха.
  • Провести ингаляцию с препаратом «Атровент» для взрослых, для детей используют «Сальбутамол».
  • Только по назначению врача вводить «Эуфиллин».
  • Необходимо подготовить кислородный аппарат, если ситуация усугубится.
  • Можно ставить горчичники, если нет на них аллергической реакции.

Если наблюдается гипоксия у пациента, сестра должна проводить повторные кислородные ингаляции. В течение суток вести наблюдение за пациентом. У ребенка при гипоксии, как правило, может сильно снизиться артериальное давление.

В этом случае необходимо ввести «Кордиамин» или «Этимизол» внутримышечно. После инъекций важно следить за такими показателями, как пульс, давление, температура, дыхание.

Сестринский уход при бронхиальной астме в моменты обострений играет самую важную роль, так как есть угроза жизни пациента. От поведения медицинского персонала зависит жизнь пациента.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей основывается на активной работе с родителями:

  • Необходимо провести беседу с родителями о необходимости стационарного лечения. Также о важности исполнения всех предписаний врача, о возможных осложнениях. Рассказать о соблюдении щадящего режима ребенком, особенно, что касается органов дыхания.
  • Родители должны способствовать соблюдению диеты ребенком.
  • Маме и папе необходимо объяснить важность эмоционального состояния малыша. Нервные стрессы и перенапряжение повышают риск развития приступа.
  • Если ребенок проходит лечение в стационаре, пусть с ним будут его любимые книги, игрушки.
  • Необходимо осуществлять контроль над проведением влажной уборки, проветривания, соблюдением гигиенических процедур.
  • Важно обучить родителей пользоваться ингалятором и вести дневник контроля над состоянием ребенка. При прохождении процедур сестра должна присутствовать и осуществлять контроль над их проведением.
  • По окончании стационарного лечения медсестра должна объяснить ребенку и родителям важность соблюдения диеты, предписаний врача и регулярных осмотров.

Бронхиальной астмой болеют не только дети, но и взрослые. Рассмотрим особенности ухода за ними.

Особенности сестринского ухода за взрослыми

Сестринский уход при бронхиальной астме у взрослыхзаключается в следующем:

  • Обеспечение соблюдения палатного режима пациентом.
  • Своевременно проветривать и осуществлять влажную уборку помещения.
  • Эффективность лечения поддерживать соблюдением гипоаллергенной диеты, следить за тем, что приносят родственники больному, провести с ними на этот счет беседу, чтобы исключить любые аллергены.
  • Регулярно проводить наблюдения и фиксировать их в специальном журнале. За ЧСС, артериальным давлением, температурой, цветом кожных покровов, частотой дыхания.
  • Обучить пользоваться карманным ингалятором.
  • Провести беседу о важности влажных уборок в помещении, соблюдении диеты, о вреде курения.
  • Научить выполнению дыхательной гимнастики.

Оказание неотложной помощи при приступе

Приступ может начаться неожиданно и быстро развиваться. Появляется отдышка, кожные покровы синеют, дыхание становится свистящим, шумным.

Действие сестры в таких случаях заключаются в следующем:

  • Прежде всего, обеспечить приток воздуха.
  • Ввести внутривенно «Эуфиллин» с изотоническим раствором “Хлорида натрия”.
  • Необходимо выяснить, сколько раз использовал пациент ингалятор, и какой, чтобы не ухудшить состояние пациента из-за передозировки препарата.
  • Если пульс выше 90 ударов в минуту, необходимо введение «Строфантина», «Коргликона» подкожно или «Эфедрина» внутримышечно.
  • Провести ингаляцию с препаратом «Астмопент», «Сальбутамол».
  • Ингаляции с увлажненным кислородом.
  • Регулярно измерять пульс, следить за кашлем, отхождением мокроты, за дыханием и АД.

Все препараты медицинская сестра должна вводить строго по назначению врача. Если приступ затягивается, и проводимая терапия не оказывает должного эффекта, такое состояние называется астматическим статусом.

Цель сестринского ухода при бронхиальной астме

Очень большую роль играет сестринский уход за больными бронхиальной астмой. Именно медсестра ведет наблюдение, замечая и фиксируя все изменения. Выделим несколько целей, в которых заключается сестринский уход:

  • Снизить или исключить приступы в ночное время.
  • Исключить обращения за неотложной помощью.
  • Обострения снизить до минимума.
  • Нормализовать функцию легких.
  • Снизить риск проявления побочных реакций от противоастматических препаратов.
  • Достигнуть долгого периода ремиссии.

Цели достигаются при грамотном выполнении всех этапов сестринского ухода за больным бронхиальной астмой. Это очень важно.

Принципы сестринского ухода при бронхиальной астме следующие:

  • Улучшение качества жизни пациента.
  • Облегчение состояния.
  • Подготовка пациента к возможным методам исследования.
  • Выполнение врачебных предписаний.
  • Устранение внешних раздражителей.
  • Недопущение нервного возбуждения и переутомлений.
  • Помощь в адаптации в социуме.
  • Проведение профилактических мер обострения заболевания.

Из статьи видно, как важен сестринский уход при бронхиальной астме. Медицина не стоит на месте, методы лечения болезни совершенствуются. Разработаны обучающие программы по купированию приступов для детей и родителей. Они заметно уменьшают число обострений, примерно в 2,5 раза. Это улучшает качество жизни пациентов и повышает эффективность лечения.

Источник: https://FB.ru/article/330478/meditsina-sestrinskiy-uhod-pri-bronhialnoy-astme

Медицинский совет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: