Социальная фасилитация и ингибиция, чем фасилитация отличается от модерации?

Содержание
  1. Понятие социальной фасилитации в психологии: что это за эффект, примеры из жизни
  2. Что такое социальная фасилитация
  3. Определение феномена в психологии
  4. Чем фасилитация отличается от модерации
  5. Социальная фасилитация и ингибиция
  6. Социальная фасилитация и леность
  7. Виды фасилитации
  8. Техники фасилитации
  9. Причины возникновения эффекта аудитории
  10. Фасилитация в педагогике и психологии – принципы и правила
  11. Фасилитация – что это такое?
  12. Фасилитатор – кто это?
  13. Чем фасилитация отличается от модерации?
  14. Правила фасилитации
  15. Фасилитация в педагогике
  16. Фасилитация в бизнесе
  17. Фасилитация в спорте
  18. Фасилитация – литература
  19. В чем отличие фасилитации от модерации
  20. Помочь, направить, облегчить
  21. Каким должен быть фасилитатор
  22. Почему фасилитация не приравнивается к модерации
  23. Пять правил фасилитатора
  24. Использование фасилитации в бизнесе
  25. Социальная фасилитация и ингибиция
  26. Социальная фасилитация
  27. Социальная ингибиция
  28. Социальная фасилитация — психология. Эффекты социальной фасилитации и ингибиции
  29. Социальная ингибиция
  30. Сила психологического давления
  31. Почему современный лидер отдаёт инициативу коллективу?
  32. Свойства темперамента
  33. Эффект публичности
  34. Феномен положительного ожидания

Понятие социальной фасилитации в психологии: что это за эффект, примеры из жизни

Социальная фасилитация и ингибиция, чем фасилитация отличается от модерации?

Фасилитация – методика ведения дружественной беседы с сотрудниками некоторой компании. Она имеет место в психологии, педагогике и других сферах наук. Кроме того, у фасилитации есть виды, техники и инструменты работы, которые гарантируют положительные результаты ее проведения.

Фасилитация – важный инструмент для изменения компании в лучшую сторону

Что такое социальная фасилитация

Фасилитация – это в психологии термин, включающий в себя инструментарий, навыки, а также процессы для эффективной организации группового обсуждения имеющихся вопросов.

Необходимость в данном явлении возникла относительно недавно, основной целью является нахождение некого способа сплотить группу людей в направлении достижения результативной цели.

Групповая фасилитация – процесс обсуждения вопроса с помощью фасилитатора, который разъясняет суть тех или иных моментов, помогая принять единогласное решение.

Фасилитатор – сам по себе мощный инструмент процесса фасилитации, который должен обладать определенными навыками. Среди них выделяют:

  1. Умение направить и структурировать обсуждение в нужное русло.
  2. Выбор удачных идей.
  3. Правильное достижение психологического выхода из зоны комфорта с целью расширения кругозора.
  4. Работа с разнообразными группами.
  5. Реагирование и преодоление конфликтных ситуаций, затруднений участников в ведении разговора.
  6. Сочетание разных инструментариев и техник работы с группой.
  7. Исключение стресса.
  8. Открытость перед людьми, мотивирующая на личностные изменения.

Определение феномена в психологии

Определение фасилитации в психологии трактуется как изменение поведения индивида в присутствии посторонних людей. Если рассматривать ее как инструмент, то трактовка меняется: это модель управления, призванная облегчать общение.

В противоположность от фасилитации прочие методики более директивны, строги.

Таким образом, привычное течение собрания, когда начальник раздает собственные распоряжения, сменяется фасилитацией, которая подключает каждого члена группы к обсуждению дальнейших действий.

Обратите внимание! Участники группы с большим энтузиазмом выполняют задания.

Суть в том, что задача, поставленная перед ними, становится увлекательной, необычной. Кроме того, в данном случае собственный вклад в развитие организации ощущается острее, что вызывает сильную отдачу от сотрудников.

Фасилитатор умеет настроить сотрудников на полную отдачу в работе

Психологическая характеристика понятия отмечает особый интерес у группы к тому, какую роль она может сыграть в формировании прогресса организации, – это социальная фасилитация.

Примечательно, что психолог, занимающийся налаживанием взаимодействия и взаимовлияния членов группы, должен отдавать себе отчет в следующем: окончательный результат может быть положительным, но не исключен и такой исход, где фасилитация обернется преградой, из-за которой цели не будут достигнуты.

Чем фасилитация отличается от модерации

Фасилитация имеет много общего с понятием модерации. Фасилитатор и модератор – это приглашенные специалисты по межличностным отношениям, которые имеют целью сплотить всех участников группы, чтобы принять одно действенное решение.

Однако фасилитацию можно противоположить модерации по уровню контроля. Модератор предполагает более жесткие рамки и правила проведения совещаний. Фасилитация допускает использование таблиц, зарисовок, даже конструкторов и игрушек, чтобы «урок» был более наглядным.

Методы по праву эффективны, хотя их можно использовать более индивидуально. В качестве примера приводится фасилитация, которая больше нацелена на разрешение конфликтов, тогда как модерация имеет влияние на проблемные вопросы компании в целом.

Социальная фасилитация и ингибиция

Социальная фасилитация – это такой феномен, когда один человек улучшает свои трудовые способности в присутствии других людей. Фасилитатор – лицо, которое облегчает рабочую задачу индивида, способствует усилению показателей не только группы, но и отдельного человека.

Сама по себе социология сводится к тому, чтобы изучить закономерности взаимодействия, отношений между людьми. Примечательно, что в жизни животных наблюдаются высокие показатели эффективности действий.

Таким образом, социальная фасилитация заключается в том, чтобы усилить результативность деятельности посредством наблюдения за ходом работы индивида.

Одна из загадок метода – как отреагирует человек на контроль со стороны

К данному выводу пришел американский психолог, который обратил внимание на то, что велосипедисты, участвующие в велогонке с соперниками, показывали лучший результат, нежели ездили просто по секундомеру.

Это значит, что наличие посторонних людей, тем более конкурентов, заставляет индивида быть лучше в своей работе. Позднее было выявлено, что такой эффект достигается в решении простых задач.

В случае с более сложными вопросами человеку свойственна ингибиция – понижение работоспособности человека под наблюдением.

Ингибиция может проявляться по разным причинам:

  • боязнь оценки (как следствие большой страх допустить ошибку);
  • отвлекаемость (индивид обращает больше внимания на реакцию окружающих, но сосредоточенность на работе рассеивается);
  • наблюдатель (который может стать раздражающим фактором).

Социальная фасилитация и леность

Человек, находясь в группе, «расслабляется», считая, что его работа не имеет значения. Это можно описать кратким понятием – леность.

Социальная леность – довольно частое явление, проявляется у людей, привыкших работать самостоятельно. Большую роль в данном случае играет фактор культуры.

Например, западные типы людей больше полагаются на себя, это индивидуалисты. Азиатский тип считается коллективистским.

Виды фасилитации

Расстройство личности — что это такой за диагноз

Фасилитация подразделяется на несколько видов:

  1. Психологический. Он является процессом управления, в ходе которого происходит конструкция (или реконструкция) некоторой системы. Наряду с происходящими личностными изменениями, данный процесс считается вероятностным, нелинейным, необратимым. Личность, как известно, динамична. Психологическая фасилитация имеет элементы парадоксального контроля за процессом самоорганизации открытой системы личности.
  2. Педагогический. Это вид педагогической деятельности, в ходе которого обучаемый осознает свою самоценность. Учеба призвана поддерживать стремление личности к саморазвитию, раскрытию способностей, самосовершенствованию.
  3. Спортивный. Важная составляющая спорта, нацеленная на то, чтобы суметь сплотить всех членов команды, в то же время показав их ценность по отдельности.

Классический пример успешного фасилицирования в спорте

  1. Экофасилитация. Данный вид фасилитации призван донести до человека понимание, что он, как личность, является открытой динамической системой. Данная система находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой (однако не только социальной и природной). Задача фасилитатора – провести клиента через так называемый преобразующий процессинг.

Техники фасилитации

Социальная среда — что это в психологии

Фасилитатор использует ряд определенных техник в своей работе. Среди них выделяют следующие:

  1. Поиск будущего, или Future Search. Данная технология практикуется в случаях заинтересованности подразделений организации в крепкой основе для сотрудничества, а также для создания прогрессирующего будущего.
  2. Выход за рамки, или Work out. В данном случае происходит разработка новых способов взаимодействия, снижения бюрократизма, совершенствования бизнес-процессов. Наиболее важный момент – это достижение высоких результатов компанией.
  3. Мозговой штурм, или Brainstorm. Распространенный метод обмена информацией внутри группы с целью сформировать новые свежие идеи.
  4. Поляризация мнений, или Polarization of Opinion. Бывает, что предлагаемая тема обсуждения встречается с негативом. Данная техника призвана, чтобы исключать этот негатив посредством выявления общего прогноза течения беседы.
  5. Открытое пространство, или Open Space. Метод, используемый в больших группах, когда появляется необходимость ответить на большое количество вопросов в поисках решения некоторой проблемы. Данная техника подразумевает пошаговый метод:
  • наводящий вопрос (что хочется, как улучшить/получить и т.д.);
  • концентрация на беседе (что имеется сейчас);
  • непосредственно идеи (с учетом мнения каждого участника);
  • группировка идей (каждой группе дается название);
  • оценка идей (включает конструктивность, эффективность, результативность);
  • план по внедрению окончательного решения.

Причины возникновения эффекта аудитории

Социальная тревожность — что это такое

Эффект аудитории – это знакомое многим явление, характеризующееся тем, как меняется поведение одного человека в присутствии постороннего. Считается, что случаи положительного или отрицательного влияния постороннего человека на некого индивида возникают в силу общего возбуждения.

Обратите внимание! Повышение возбуждения является положительным эффектом тогда, когда индивид выполняет простые задачи, он уверен в себе и своем деле.

Люди по-разному чувствует эффект аудитории

Намного чаще люди сталкиваются с отрицательным влиянием, когда индивид боится совершить ошибку, будучи не уверенным в решении проблемы.

Фасилитацию противопоставляют модерации, это два разных понятия. Фасилитация более гибкая по отношению к ведению бесед с людьми. Поэтому ее проведение чаще заказывают для сотрудников руководители компаний с целью сплотить их, объяснить важность совместной работы для роста успеха организации.

Источник: https://srazu.pro/upravlenie/socialnaya-fasilitaciya-fenomen.html

Фасилитация в педагогике и психологии – принципы и правила

Социальная фасилитация и ингибиция, чем фасилитация отличается от модерации?

Эффективные инструменты влияния и помощи нужны в разных областях социума: на уровне государства, компаний, и отдельно взятой личности. Фасилитация и есть тот инструмент, который помогает справиться с различными целями и задачами, выйти из кризиса и направить человека или группу людей к качественно новым изменениям.

Фасилитация – что это такое?

Феномен фасилитации охватывает сферой влияния как групповые динамики, так и личностные. Фасилитация – это (от англ.

facilitate – помогать, направлять, облегчать) недирективная технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.

Фасилитатор – кто это?

Личность фасилитатора уже сама по себе мощный инструмент влияния. Фасилитатор – это тренер, специально обученный технологиям эффективной коммуникации и ведущий процесс фасилитации.

Международная ассоциация фасилитаторов была образована в 1989 г. и включает в себя ≈ 1300 человек из 63 стран – все это специалисты высочайшего уровня, облегчающие переговоры и сотрудничество в разных областях.

Тони Манн – ведущий эксперт по фасилитации, наделяет личность фасилитатора следующими навыками:

  • умеет направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
  • отличает удачные решения от кажущихся, на первый взгляд успешных, но со скрытыми «подводными камнями» решений;
  • берет на себя риски, не боится выйти из зоны комфорта для создания новой техники и адаптации ее к текущей подходящей ситуации;
  • умеет управлять разного рода группами;
  • ориентируется во всех форматах бесед и встреч;
  • комбинирует различные инструменты и техники для нахождения решений;
  • быстро реагирует на затруднения, возникшие среди участников и запускает процесс по преодолению;
  • обладает стрессоустойчивостью;
  • всегда открыт для людей и личностных изменений.

Чем фасилитация отличается от модерации?

Существует несколько отличных друг от друга мнений о процессах фасилитации и модерации.

Одними специалистами заявляется, что фасилитация и модерация – суть есть один и тот же процесс, объясняя тем, что модерация слово немецкого происхождения, описывающая те же функции, что и фасилитация.

Другие специалисты-фасилитаторы видят эти процессы схожими между собой, дополняющими друг друга, но имеющими различия:

  1. Модерация (нем. сдерживать, обуздывать) – более жесткая технология: структурирование идет в четком формате беседы, без возможности отвлечься на другую тему.
  2. Фасилитация – гибкая технология, использующая модерацию, как один из инструментов. В процессе используются разные вспомогательные инструменты для наглядности (визуализации): конструкторы Лего, коллажи, рисунки. Участники свободны в выборе тем и могут перемещаться и взаимодействовать по разным темам в других группах.
  3. Модерация может быть применима как технология в формате встречи: «обсуждение проблемы», совещание у руководителя.
  4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, принятия новых сложных комплексных решений, при внедрении новых технологий.

Правила фасилитации

Проведение фасилитации в коллективной и личностной работе подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Общие правила фасилитатора:

  • исследование процесса в противовес всеведению;
  • открытость и искренность к людям;
  • все участники процесса равны;
  • каждое мнение важно;
  • все люди умны, и могут эффективно решать задачи.

Фасилитация в педагогике

Эффект социальной фасилитации ярко проявляет себя и в образовательных учреждениях. Педагог-фасилитатор, как личность отвечает всем современным требованиям и запросам образования – так считал К. Роджерс. Феномен фасилитации в деятельности педагога выражается в следующих моментах:

  • атмосфера психологической поддержки учащегося;
  • интерес к потребностям и запросам учеников;
  • умело организованный образовательный процесс;
  • понимание внутреннего мира детей;
  • способность открыто выражать свои переживания.

Фасилитация в бизнесе

Феномен социальной фасилитации активно используется фасилитаторами в проведении совещаний, конференций, круглых столов в компаниях и корпорациях. Фасилитация в бизнесе имеет положительные аспекты:

  • повышение эффективности деятельности сотрудников;
  • увеличение мотивации персонала;
  • развитие интеллектуального потенциала сотрудников;
  • создание безопасного психологического пространства;
  • внедрение новых технологий в бизнес.

Фасилитация в спорте

Принцип фасилитации в спортивной психологии основан на ситуациях, в которых спортсмен или команда находятся под наблюдением огромного количества людей. Цель тренера усилить и поддержать все позитивные изменения, которые приведут спортсменов к наилучшим показателям и снизят риск возникновения ингибиции. Фасилитация в спорте направлена на:

  • обучение игре в команде;
  • усиление командного духа;
  • повышение мотивации и ответственности за результат;
  • эффективное взаимодействие между тренером и спортсменами.

Фасилитация – литература

Фасилитация – востребованная в современном мире технология, содержащая полезный инструментарий для психологов, педагогов, руководителей компаний. Литература по фасилитации:

  1. «Межличностные отношения в фасилитации учения» К.Р. Роджерс. Кто такой фасилитатор в педагогике – монография, полезная к прочтению для учителей.
  2. «Преобразующие диалоги» Фл. Фанч. Простые, но эффективные техники для личностного преобразования.
  3. «Общие модули процессинга» Фл. Фанч. В книге описаны методы, помогающие запустить у клиента процесс изменений.
  4. «Как добывать золото, работая с группами. Фасилитация на практике» Т. Кайзер. Методики, изложенные в руководстве помогут бизнес-тренеру вывести группу на новый эффективный уровень.
  5. «Социальная психология» Д. Майерс. Научный трактат, в доступной форме объясняющий социальные явления и феномены: фасилитацию, ингибицию и леность.
Дислексия – что это такое, известные люди с дислексией Дислексия – что это такое, знают не понаслышке родители, столкнувшиеся с тем, что их дети имеют определенные трудности в овладении навыками чтения, письменной речи и запоминании текста. Причинами являются наследственность, нейробиологические факторы. Гносеология – принципы и основные направления современной гносеологии Гносеология стала интересовать человека с момента развития философии. Перед ним сразу же встала проблема подтверждения подлинности полученной информации. Появились вопросы относительно возможности владения исчерпывающими сведениями.
Теория Раскольникова – социальные и философские истоки теории и ее смысл Теория Раскольникова раскрывает и затрагивает многие важные темы, которые не утихают уже большое количество времени. Если вдумчиво прочитать произведение, то можно найти ответы на серьезные вопросы, актуальные для современного общества. Манипулирование в отношениях: признаки и техники защиты Согласно статистике, от 1 до 2% населения выстраивают отношения (как дружествие, так и романтические), манипулируя своим партнером. Зачастую, объекты манипуляции даже не подозревают о том, что подчинены воле другого человека и действуют в соотвествии с его желаниями, забывая о себе, о своих интересах и потребностях.

Источник: https://womanadvice.ru/fasilitaciya-v-pedagogike-i-psihologii-principy-i-pravila

В чем отличие фасилитации от модерации

Социальная фасилитация и ингибиция, чем фасилитация отличается от модерации?
Каковы принципы и правила фасилитации, в чем суть фасилитационной сессии, почему фасилитатора нельзя приравнивать к модератору.

Приходилось ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Не всегда удается расшевелить участников на новые идеи и решения? Многие откровенно скучают? Поучимся у фасилитаторов!

Помочь, направить, облегчить

Метод фасилитации заключается в том, чтобы помочь участникам раскрыться и поделиться идеями, направить собравшихся на поиск совместных решений, облегчить процесс консолидации разных позиций. Как фасилитатору это удается?

Фасилитация – это инструмент, который может применяться при проведении разных форм обсуждений – совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров, воркшопов. Эффективность фасилитации не в форме, а в особенностях этого инструмента.

Сам термин произошел от английского слова facilitate, которое имеет значения: помогать, направлять, облегчать. Понятие «фасилитация» обозначает процесс, совокупность навыков, а также набор инструментов для эффективного группового обсуждения.

Цель фасилитации – поиск и нахождение правильного метода, который даст возможность получить результат в ходе групповой работы. Фасилитация – это действия и усилия, направленные на организацию групповой работы.

Обычно рабочие вопросы обсуждают группой. Основная особенность групповой фасилитации – позиция лидера, который нейтрален и не берет на себя роль принимающего решения, он только помогает участникам это сделать самостоятельно. Он помогает собравшимся:

  • идентифицировать проблемы,
  • провести конструктивное обсуждение,
  • в результате обсуждения принять оптимальное решение.

Этот лидер – фасилитатор, а подобное обсуждение – фасилитация.

Каким должен быть фасилитатор

Многие спрашивают у экспертов по фасилитации – может ли каждый стать фасилитатором, каким должен быть фасилитатор. Научиться может каждый, но для этого нужно стать лидером и освоить ряд навыков.

Просто принять на себя роль фасилитатора и добиться ожидаемых результатов сможет не каждый. Дело в том, что фасилитатор как личность – это уже инструмент воздействия на группу участников.

Фасилитатор должен быть влиятельным, иначе получить результат будет намного труднее вплоть до невозможного.

Фасилитатор – это опытный бизнес-тренер, который обладает технологиями эффективных коммуникаций. Автор ряда книг по фасилитации Тони Манн так выделил требования к фасилитатору. Фасилитатор должен уметь:

  • Вести дискуссию в нужное русло.
  • Анализировать предложенные решения и выбирать существенные.
  • Принимать на себя риск и выводить участников из зоны комфорта, включая себя самого.
  • Работать с разными группами, разных социальных и культурных типов и уровней.
  • Легко ориентироваться в различных форматах бесед и встреч.
  • Использовать и уместно сочетать различные инструменты и техники при работе с группой.
  • Быстро реагировать на смену обстановки, преодолевать сложности и затруднения.
  • Противостоять стрессу.
  • Быть открытым и мотивировать людей на личностные изменения.

Профессиональный фасилитатор не станет пытаться навязать группе свои идеи, он на первое место ставит интересы группы. Он умеет воздержаться от собственной экспертизы, способен быть терпимым к участникам, не оказывать давление и не позволять им увязнуть в отдельных вопросах. Он умеет выдерживать динамику и умело ведет к результату.

Он не несет ответственности за принятые решения, но отвечает за качество обсуждения, позволяющее проявиться каждому участнику, принять решения на основе логики и разумных аргументов. Он создает условия, при которых каждый участник максимально сосредоточен на предмете дискуссии и вовлечен достаточно для участия в принятии важных решений.

Фасилитатор обязан поддерживать конструктивный диалог и уделять равное внимание всем участникам, управляя дискуссией, но не вступая в нее. Он обеспечивает принятие группой решения, лучшего из возможных.

Почему фасилитация не приравнивается к модерации

Казалось бы, люди дискутируют, а ведущий не включается в дискуссию – это описание модерации. Однако между фасилитацией и модерацией существенная разница.

Начнем с того, что существуют разные трактования модерации и фасилитации. Сложности в трактовании отчасти связаны с происхождением этих слов. Слово фасилитация – произошло из английского, а модерация – из немецкого. Но происхождение содержит и ответ.

Фасилитация буквально значит «облегчение», а модерация – «обуздывание». И то и другое связано с ведением обсуждения, оба предусматривают ответственность за организацию переговоров, их ход, течение. Держать в руках течение переговоров нужно и модератору, и фасилитатору. Но фасилитация – более широкое понятие.

Оно предусматривает обеспечение выхода, решения, разрешения трудного поиска.

После фасилитации участникам становится понятнее, легче, теперь у них есть выход. В то же время модерация обеспечит обсуждение, но не гарантирует, что само обсуждение не зайдет в тупик.

Модерация гарантирует, что обсуждение не перепрыгнет на другую тему, останется в установленных рамках.

Фасилитация сложнее и результативнее. Это гибкая технология, состоящая их множества приемов и техник. В процессе могут применяться плакаты, коллажи, зарисовки, даже конструкторы. Участники не ограничиваются темой, главное – найти решение.

Модерацию часто используют для обсуждения проблем, совещаний. Фасилитация необходима при решении конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений, внедрении новшеств.

Пять правил фасилитатора

Фасилитация подчинена ряду принципов и правил. Рассмотрим 5 правил фасилитатора:

  • Исследование процесса в противовес всеведению.
  • Искренность, открытость участникам.
  • Равенство всех участников независимо от их статуса в жизни и в бизнесе.
  • Учет мнения каждого.
  • Установка, что все люди умны и способны решать задачи эффективно.

Использование фасилитации в бизнесе

Фасилитацию все чаще применяют на совещаниях, при проведении круглых столов, в мозговых штурмах.

Как именно фасилитация в таких случаях используется? Чаще всего она нужна для следующих задач: поднять эффективность персонала, повысить мотивацию, развить персонал интеллектуально и создать более комфортные психологические условия при принятии сложных решений.

В бизнесе фасилитация все больше востребована в связи со следующими процессами.

Ответы на возникающие вопросы в современном мире нужно находить быстро. Уже нельзя себе позволить думать долго, чтобы прийти к взвешенному решению. Фасилитация позволяет провести те же процессы отбора, поиска, взвешивания, только в приемлемом темпе.

Одна фасилитационная сессия может приравниваться к нескольким месяцам поиска решения. Такие вопросы, как привлечение клиентов, сохранение лояльности существующих клиентов, поднятие мотивации сотрудников могут обсуждаться более эффективно.

Сложные и быстрые решения эффективнее, а иногда и единственно возможные только при применении техник фасилитации.

Актуальными становятся технологии совместных решений, групповых обсуждений, и если ими не пользоваться, можно потерять конкурентные преимущества.

Кроме того, какой бы ни была компания или команда, фасилитация способна поднять ее эффективность. Участники, которые бывали вовлечены в процесс принятия решения путем фасилитации, работают после этого эффективнее и более мотивированы.

Тренды управления предлагают современным лидерам присмотреться к техникам, позволяющим получать быструю обратную связь от рынка. Именно технологии фасилитации помогают реализовать такие подходы.

Среди тенденций – и ценность человеческого капитала. Сотрудники, которые находятся в комфортных для себя условиях, имеют сильную мотивацию, способны генерировать идеи, создавать надежные и конкурентные продукты. Фасилитация позволяет развивать сотрудников в подобном направлении, укрепляя таким образом компанию.

Любая успешная фасилитация – это результат совместной работы участников и фасилитатора. Участники увлеченно обсуждают важные для себя вопросы, воодушевляясь результатами обсуждения. Фасилитатор регулирует темп и уровень, направляя участников в правильное русло. В таком тандеме можно прийти к сильным и взвешенным решениям, которые поднимают компанию на более высокий уровень.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d8bbd5997b5d400b2841499/v-chem-otlichie-fasilitacii-ot-moderacii-5e4515011a564a35be6ac543

Социальная фасилитация и ингибиция

Социальная фасилитация и ингибиция, чем фасилитация отличается от модерации?

Определение 1

Социальная фасилитация / ингибиция – это усиление/снижение активности деятельности личности в присутствии посторонних людей.

Фасилитацию первый раз зафиксировали в конце XIX века в опытах, поставленных французским физиологом У.Фере. Позже это явление подробно описали Ф. Олпорт, В. Меде, В.М. Бехтерев и др.

Выявить феномен социальной фасилитации позволил факт, отмеченный наблюдателями гонок – на велосипедном треке перед трибунами со зрителями спортсмены ускоряются.

Эксперименты, проводившиеся и в других странах, тоже фиксировали тот факт, что скорость людей, выполнявших какие-либо действия, увеличивается в присутствии других людей. Подобный феномен фиксируется и в экспериментах с животными, например, птицы быстрее склевывают зерно, если рядом есть их сородичи.

На уровне социума и отдельно взятой личности появляется необходимость в эффективных инструментах помощи и влияния, и одним из таких инструментов является социальная фасилитация, дающая возможность справиться с поставленными задачами и достичь цели.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

В психологии социальная фасилитация – это есть влияние оценки социума на производительность.

Безусловно, данное явление вызвало большой интерес в научных кругах и привело к тому, что начатые Н. Триплеттом, исследования, были продолжены. Позже было выяснено, если вокруг исполнителя находятся пассивные наблюдатели, то эффективность выполнения определенной задачи значительно снижается. Эти два феномена завели общую теорию фасилитации в тупик.

Замечание 2

Что касается социальной ингибиции, то она, подразумевает снижение продуктивности выполняемой деятельности, уменьшение её скорости и качества в присутствии посторонних людей, даже если они воображаемые.

Социальная ингибиция зафиксирована не только у людей, но и у животных.

Таким образом, фасилитация и ингибиция противоположны друг другу, но могут появляться в одинаковой степени.

Изучая этот феномен, Ф.Олпорт и Н. Трипплет подсчитали, какое количество людей обладает этими свойствами – около 40% проявляют эффект социальной фасилитации, 20% – эффект социальной ингибиции и 40% людей никак не реагируют на присутствие посторонних во время своей работы (их показатели не ухудшаются и не улучшаются).

В условиях интеллектуально сложной и простой, почти механической работы, феномен «фасилитация-ингибиция» проявляется принципиально по-разному. Интеллектуально сложная деятельность при наблюдателях ухудшается, а простая – активизируется.

Замечание 3

Феномен «фасилитация-ингибиция» зависит от социальных и социально-психологических характеристик личности.

Социальная фасилитация

Намного глубже социальную фасилитацию исследовал Р. Зейонц, начиная с 1965 г. Он предположил, что социальная фасилитация возможна в случаях выполнения привычных и усвоенных человеком механических действий, а обратный эффект – ингибиция, характерен для более сложных интеллектуальных действий.

Свое предположение он сделал на установленном факте, что появившееся возбуждение – это активатор доминирующей реакции. Возбуждение вызывают другие люди, которые находятся рядом в процессе выполнения какого-либо задания, поэтому, когда выполняются простые работы, доминирующей реакцией будет побуждение к скорейшему выполнению действий.

Для объяснения феномена социальной фасилитации и ингибиции были и другие теории, например, модель отвлечения-конфликта, согласно которой посторонние люди в любом человеке вызывают внутренний конфликт.

Суть его заключается в том, что индивид не понимает, что ему делать – то ли уделить внимание аудитории, то ли выполнять поставленную перед ним задачу.

Конфликт в этом случае в связи с усилением возбуждения или помогает выполнить задачу или мешает её выполнению.

Когда исполнитель задумывается над тем, как работу выполняют его коллеги или как отреагирует аудитория на конечный результат, его внимание рассеивается, а возбуждение растет. Возникающий конфликт перемещает мысли исполнителя между невозможностью отвлечься от внимания окружающих и необходимостью сосредоточиться на решении задачи.

В результате многочисленных наблюдений ученые сделали вывод о том, что реакция людей на присутствие наблюдателей происходит бессознательно, но при этом есть факторы, оказывающие влияние на степень реакции.

Прежде всего, это количество окружающих и чем их больше, тем большее влияние оказывается на индивида. Массовая аудитория возбуждает человека значительно сильнее.

Следующий фактор связан с наличием симпатий и антипатий внутри группы – если люди относятся друг к другу хорошо, то эффективность выполнения задания значительно увеличивается.

Социальное возбуждение и социальная фасилитация находятся в прямой зависимости от того, как тесно находятся люди друг к другу и особенно ярко она возникает тогда, когда сторонних наблюдателей представляют женщины.

Если рядом находится женщина, то при выполнении задания мужчина будет совершать большее количество ошибок.

Усиливается эффект социальной фасилитации и при хорошем расположении духа, а вот при плохом настроении на смену фасилитации приходит ингибиция.

Проявление социальной фасилитации будет зависеть и от того, кто выполняет задание – «профессионал» или «новичок» и примеров по этому поводу очень много.

Например, новичок при выполнении какого-либо задания чувствует себя намного увереннее, если посторонние наблюдатели отсутствуют.

С приобретением опыта, когда все движения доведены до автоматизма, всё меняется и присутствие посторонних уже не является сильной помехой.

Социальная ингибиция

Социальная ингибиция сдерживает и понижает эффективность действий индивида в присутствии посторонних людей. Феномен ингибиции имеет тесную связь с фасилитацией и является полной её противоположностью, поэтому специалисты оба эффекта рассматривают неотрывно друг от друга.

На эффект социальной ингибиции влияют три основных фактора:

  1. страх оценки, поскольку наблюдатели способствуют возникновению тревожности;
  2. рассеянность внимания, возникающая в результате того, что человек думает о реакции окружающих, а это приводит к снижению внимания и правильности выполнения действий, поддерживая, таким образом, гипотезу страха оценки собственных действий;
  3. присутствие зрителя может стать раздражителем и вызвать социальную ингибицию, при этом количество зрителей будет усиливать реакцию.

Последствия социальной ингибиции, как правило, проявляются во время групповой работы.

Понизить или повысить эффективность работы может отвлечение внимания. Происходит это, когда индивид отвлекается на зрителя и одновременно должен продолжить свое действие. Результат будет зависеть от того, сталкивался индивид с подобной задачей или нет.

Альтернатива концепции социальной ингибиции – теория перегрузки, утверждающая, что факторы отвлечения перегружают работу мозга, а не способствуют повышению возбуждения. В рабочей памяти человека в этот период образуется переизбыток информационных данных.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/socialnaya_fasilitaciya_i_ingibiciya/

Социальная фасилитация — психология. Эффекты социальной фасилитации и ингибиции

Социальная фасилитация и ингибиция, чем фасилитация отличается от модерации?

Мотивация, идеология компании и признание высоких профессиональных качеств каждого сотрудника – это ресурс, который помогает управлять. Подчёркивая, как вы цените работника, вы даёте ему уверенность в своих силах и мотивацию. А это нематериальные ресурсы, которые порой важнее, чем высокая заработная плата.

“Люди должны чувствовать свою значимость, – говорит начальник отдела рекламы и общественных связей Банка ВТБ Казахстана Татьяна Шевченко. – Мотивации в виде заработной платы уже недостаточно. Если люди понимают свою ценность, они делают работу охотнее, вкладывают в неё своё творчество, свою душу. Они понимают, что их проект – это продукт команды, и болеют за него”.

Социальная ингибиция

Это обратный феномен, возникающий в ситуации, когда в момент взаимодействия с обществом при выполнении конкретной задачи личность чувствует себя потерянной и неуверенной в себе.

Возрастает беспокойство, появляется страх сделать что–то неправильно, допустить ошибку. Такое явление на самом деле – не редкость.

Людям, внутренний мир которых отличается особенной индивидуальностью, крайне важно подпитываться собственной энергией, чужая же может нанести вред и помешать.

Феномены социальной фасилитации и ингибиции – явления противоположные, но в то же время оказываются тесным образом связаны друг с другом. Если первое понятие предполагает включенность в общественную жизнь, то второе чаще всего демонстрирует некоторую свободу от социального взаимодействия вообще.

Такой жизнью живут творческие люди: писатели, музыканты, художники. Социальная фасилитация и ингибиция представляют собой два противоположных полюса.

Если для человека важно и значимо работать индивидуально, то всяческие вмешательства и подсказки со стороны других людей могут вызывать у него значительное раздражение и неудовлетворенность. Социальная ингибиция предполагает, что личности лучше ориентироваться на собственное мнение, установки и мотивы.

Присутствие других людей в момент рабочей активности может только навредить. Производительность труда не только ухудшится, она не будет отражать степень одаренности личности.

Сила психологического давления

Все мы живем в обществе, которое не может не оказывать на нас существенного влияния. В большинстве своем люди поступают не так, как они хотят на самом деле, а как того требуют сложившиеся обстоятельства. Сила психологического воздействия общества на индивида настолько велика, что иногда ему не удается распознавать собственные желания и мотивы.

Феномен социальной фасилитации здесь имеет большое значение. Некоторым людям важно чувствовать поддержку со стороны своего ближайшего окружения.

Именно заручившись такой моральной помощью, они могут выполнять свою работу более качественно и полноценно. Если такого человека оставить одного со сложной задачей, то он, конечно, с ней справится.

Однако ему понадобится больше времени для того, чтобы разобраться в сути проблемы, решить все возникающие вопросы.

Почему современный лидер отдаёт инициативу коллективу?

Фасилитация – наука, которая демонстрирует особенности современного подхода к управлению людьми.

“Фасилитация – это технология антитоталитарного подхода, это технология антиэго. Это не когда кто-то говорит: “Ого-го, я альфа-самец”. Это когда мы реально доверяемся умным, активным, вовлечённым людям, которые могут брать на себя ответственность”, – считает Светлана Крутских.

class=”empty”>
Фото Informburo.kz class=”empty”>

На различных тренингах по лидерству и управлению очень любят подчёркивать, что руководитель не должен быть деспотом, он должен быть максимально демократичным и вести дело так, чтобы сотрудники чувствовали, что сами принимают решения.

Тренеры считают, что это важно, потому что отвечает запросу современного поколения, которому уже не подходят советские методики подавления личного ради общественного.

“Современному лидеру важно не брать всю инициативу на себя. Не быть эгоистом. Например, на этой антиконференции мы отдаём инициативу участникам, мы понимаем, что к нам пришли умные люди, – говорит Светлана Крутских. – Современной молодёжи, поколению “y” это очень нравится. Они не хотят быть фишками, которые двигают на поле. Они хотят принимать участие, хотят мыслить”.

Светлана считает, что нельзя относиться к такому подходу как к манипуляции, нужно реально доверять своей команде. Потому что правильный лидер наберёт людей, которые могут взять на себя ответственность. Такой метод подходит для конкурентных рынков. Если применять его правильно, то считается, что в сухом остатке будет главное – эффективность и прибыль компании.

class=”empty”>Рамиль Мухоряпов на антиконференции / Фото Informburo.kz

class=”empty”>

Директор холдинга Choco Family Рамиль Мухоряпов рассказал, что на себе испытал разницу двух подходов к руководству: более тоталитарного и, наоборот, дающего свободу решений.

“Хорошо, когда в команде все лидеры. Они слышат других, но они не готовы взять под козырёк и пойти исполнять. Они все уверены в себе. С такими ребятами у нас были стычки, конфликты, – рассказывает Рамиль Мухоряпов.

– В какой- то момент я их просто отпустил: раз такой умный, делай сам. И стало только лучше. Я перестал командовать, но оставил за собой право посоветовать, а решения принимает сотрудник, и это оказалось гораздо лучше”.

Свойства темперамента

Известно, что сангвиники легче остальных приспосабливаются к изменяющимся условиям. Холерики склонны действовать импульсивно, совершать необдуманные шаги.

Флегматики достаточно спокойны и рассудительны, а меланхолики отличаются эмоциональной неустойчивостью и чрезмерной впечатлительностью.

Какое влияние на все четыре типа оказывает социальная фасилитация? Пример можно привести такой: при первых же трудностях меланхолик склонен тотчас же замыкаться в себе, флегматик пытается разложить все «по полочкам», сангвиник активно и продуктивно действует, а холерик громко возмущается.

Эффект публичности

Человек, который живет в обществе, всегда стремится произвести хорошее, положительное впечатление на окружающих. Мы иногда не можем самостоятельно принимать решения в том плане, что постоянно оглядываемся на мнение большинства.

Эффект социальной фасилитации заставляет следовать общественным установкам и ориентироваться на его запросы. Вот и получается, что человек начинает жить требованиями социума, забывая о собственных потребностях.

Так рождается внутреннее неудовлетворение, чувство потерянности и личностной нереализованности.

Эффект публичности находит выражение в том, что, находясь в обществе, личность начинает действовать согласно возложенным на нее ожиданиям. Она не делает ничего лишнего, но ведет себя достаточно адекватно для каждой конкретной ситуации.

Феномен положительного ожидания

Эффект социальной фасилитации тесно связан с тем, чего личность ждет от общества, насколько она ориентирована вообще на его мнение.

Когда окружающие люди склонны подбадривать человека, поддерживать его во многих начинаниях, то сам индивид чувствует, что ему гораздо легче и проще выполнять свои повседневные задачи.

Феномен положительного ожидания предполагает, что личность будет стараться произвести на окружающих людей положительное впечатление, чтобы получить всевозможные выгоды.

Когда человек чувствует себя в обществе востребованным и принимаемым, ему становится гораздо проще воспринимать себя самого и стремиться к любым целям. Социальная фасилитация в психологии – это понятие, которое определяет степень успешности личности в конкретной ситуации. Каждый из нас на протяжении жизни стремится создать вокруг себя максимально комфортные условия.

Источник: https://pro-acne.ru/psihologiya/sotsialnaya-fasilitatsiya-psihologiya.html

Медицинский совет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: